Острые грани ТКО

Реформа ТКО, как и любые масштабные перемены, сталкивается со сложностями, но уверенно реализуется

28.01.2019
Яндекс.Дзен Instagram
Конечно, никто не ожидал, что реформа системы обращения с ТКО, которая сегодня находится на пороге «большого старта», будет реализована тихо и гладко: учитывая масштабы перемен, это просто невозможно. Вопросы и сложности возникают и у региональных операторов, и у управляющих компаний, и у населения. Тем не менее первый опыт работы «по-новому» уже получен, а сложности не относятся к разряду непреодолимых.


На финишной прямой
«Новая реальность» официально наступает для всех участников системы оборота ТКО (а отходы ведь прямо или косвенно производят все без исключения жители страны) с 1 января 2019 года — ​именно тогда вся вновь выстроенная система должна начать работать. Этому моменту предшествовала большая работа — ​регионы должны были разработать территориальные схемы обращения с отходами, выбрать региональных операторов, которые будут заниматься транспортировкой ТКО, провести разъяснительную работу, определить тариф (обязательно в ближайшее время, так как без тарифа оператор начать работу не сможет).
«Большинство регионов успешно прошли этап подготовки к реформе, — ​говорит Руслан Губайдуллин, исполнительный директор Ассоциации операторов обращения с отходами «Чистая страна». — ​По данным на 30 ноября, в 83 субъектах выбраны 236 региональных операторов. Предполагается, что всего их будет 255. Досрочно на новую систему обращения с отходами перешли 27 субъектов, где к оказанию коммунальной услуги по обращению с отходами приступил 61 региональный оператор. Вместе с тем не все регионы успеют завершить необходимые процедуры вовремя. В некоторых из них до сих пор не объявлены конкурсы по выбору регоператоров».
Очевидно, что к сроку успели не все. Но в общем и целом страна все-таки перейдет на новые рельсы с нового года. Самое время вспомнить, ради чего все эти перемены затевались и какие перспективы вырисовываются к настоящему моменту.
ТКО.jpg
Как привлечь деньги в систему ТКО
Действительно, реформа сектора ТКО затевалась в том числе и ради инвестиций в экологичность и технологичность отрасли. Это и широкомасштабное внедрение раздельного сбора мусора, и развитие мощностей по его переработке, и избавление от незаконных свалок, и повышение прозрачности сектора, и тому подобная активность. Интересно, что в каких-то аспектах перспективы «светлого будущего» заметны уже сейчас. Мало того, первые мощности, работающие на самом современном уровне и по современным технологиям, уже благополучно запущены.
«Сегодня отрасль обращения с отходами вряд ли можно отнести к числу инвестиционно привлекательных, — ​говорит Руслан Губайдуллин. — ​И тем не менее есть компании, которые вкладывают свои средства в создание современной инфраструктуры. Приведу примеры из работы членов нашей ассоциации. В этом году заработали два крупных современных мусоросортировочных завода. Стоимость предприятия в Тюмени, введенного в эксплуатацию в августе компанией «ТЭО», составила 1,7 млрд рублей. Его годовая мощность — ​350 тыс. тонн мусора. Завод в Нижнем Новгороде, построенный компанией «МАГ Груп», мощностью около 470 тыс. тонн обошелся в 1,2 млрд рублей.
Или, например, ГК «Чистый город», чьи компании получили статус регионального оператора в семи субъектах нашей страны. В каждом из них группа компаний инвестирует в инфраструктуру.
Кроме того, специалистами «Чистого города» разработана концепция замкнутого цикла обращения с отходами, основанная на построении двухуровневой модели экотехнопарков (региональных и федерального). Суть заключается в том, что на региональном уровне будут сортироваться отходы с максимальным отбором полезных фракций, а потом направляться в федеральный экотехнопарк для переработки. И такой проект уже реализуется в Южном федеральном округе.
Еще один член нашей ассоциации — ​АО «Управление отходами». Оно успешно работает в восьми субъектах в рамках 11 концессионных соглашений. На данный момент объем инвестиций в проекты составляет более 14 млрд руб. Каждый объект уникален. При этом компания рассматривает возможность вхождения в новые регионы со значительным наращиванием доли рынка.
Подобная финансовая нагрузка по силам далеко не всем региональным операторам. Государство, правильно оценивая сложности с привлечением инвесторов, планирует оказать отрасли серьезную бюджетную поддержку. Так, в рамках национального проекта «Экология», который курирует лично министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин, в ближайшие несколько лет планируется построить 131 мусороперерабатывающий комплекс».
В контексте развития отрасли интересен опыт компании «МАГ груп», которая работает в секторе обращения с отходами в России с 2009 года, присутствует в пяти регионах страны и является региональным оператором в двух субъектах Федерации.
«Задачи реформы можно свести к двум важнейшим направлениям: ликвидация ранее накопленного экологического ущерба и сведение к минимуму вреда, наносимого окружающей среде, — ​говорит Виктория Бойко, директор по развитию, член совета директоров компании «МАГ Груп». — Чтобы решить их, необходимо кардинальным образом изменить весь процесс обращения с отходами и взять его под контроль. Все твердые коммунальные отходы должны поступать на предприятия по их обработке и утилизации, а не на несанкционированные свалки в ближайшем овраге. И уже после предварительной сортировки и отбора всех компонентов, которые будут использовать повторно, оставшаяся часть отходов может быть захоронена.
Несмотря на кажущуюся простоту схемы, для ее создания требуется много усилий, в первую очередь по созданию современной инфраструктуры, которая отвечала бы всем действующим требованиям и даже в некотором смысле опережала время.
Наша компания изначально была нацелена на использование современных технологий в работе. Более шести лет, с 1 июля 2012 года, мы эксплуатируем в Нижнем Новгороде полигон по захоронению ТКО мощностью 880 тыс. тонн в год. Это не просто место складирования отходов, это сложное инженерное сооружение, совершенно безопасное для окружающей среды.
Так, каждый слой отходов утрамбовывается, перекладывается специальными материалами, чтобы исключить взаимодействие с почвой и грунтовыми водами, в теле полигона устанавливаются специальные газоотводные трубы для сбора свалочного газа.
В мае этого года мы открыли крупнейший в России современный автоматизированный завод мощностью 60 тонн в час. Мусоросортировочная линия точно настроена на морфологический состав именно российского мусора. Восемь оптических сортировок обеспечивают отбор 13 полезных фракций. А это гарантия высокого качества вторичного сырья.
Но это неполная цепочка. Важно не только отобрать, но и переработать. Для завершения цикла в настоящее время наша компания ведет строительство современного завода по переработке пластика мощностью 15 тыс. тонн в год.
Создание подобных систем коммунальной инфраструктуры, сочетающих в себе современные автоматизированные мусоросортировочные комплексы, линии компостирования органических отходов, площадки по производству РДФ (альтернативного топлива) и полигоны для захоронения непригодных к дальнейшему использованию фракций, на наш взгляд, является оптимальным решением проблемы нехватки объектов, соответствующих санитарным нормам.
Безусловно, это требует серьезных финансовых вложений, поэтому выходом может стать такая форма взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство. О ее востребованности говорит и разрабатываемое в настоящее Сбербанком коробочное решение по заключению концессионного соглашения в сфере ТКО. Это позволит более активно привлекать инвестиции в отрасль».
ТКО.jpg
Не менее интересно, чем уже заметные достижения, выглядят планы дальнейшего развития «МАГ Груп», о которых рассказала Виктория Бойко: «В настоящее время компанией начата реализация нового проекта — ​строительство объекта, состоящего из автоматизированного мусоросортировочного комплекса и полигона для захоронения ТКО мощностью 350 тыс. тонн в год в Пензенской области. Объект строится на основании концессионного соглашения, подписанного с правительством Пензенской области, и заменит действующую свалку, которая исчерпает свою мощность в 2021 году.
Объект в Нижегородской области также планируется развивать. Сейчас мы разрабатываем проект линии компостирования. Это решение даст не один, а множество положительных результатов. Органика занимает весьма значительную долю в общей массе отходов, в результате ее перегнивания образуется свалочный газ, который не только отравляет воздух над полигоном, но и является источником постоянной пожароопасности. На действующем объекте этот вопрос решается посредством закладывания в тело полигона системы газовыпуска. В результате внедрения компостирования не только будут решены все эти проблемы, но и будет получен новый продукт (компост), пригодный для дальнейшего использования. Это решение также планируется реализовать при строительстве нового объекта в Пензенской области.
В настоящее время нами рассматривается возможность сотрудничества с рядом регионов РФ по созданию аналогичных объектов обращения с ТКО. Также мы планируем принимать участие в развитии отрасли по переработке отходов, для чего представители нашей компании включены в состав научно-технического совета при Минпромторге РФ».

Трансформация: проблемы и решения
Компаниям, приступающим с нового года к работе в качестве региональных операторов, пришлось сделать интенсивный рывок в развитии и решить несколько важных задач. Касаются они как вопросов выполнения требований властей, так и технологических моментов: например, приходится оборудовать транспорт системами позиционирования ГЛОНАСС. «Трудности есть, но думаю, что в основном регоператоры с запуском справятся, — ​говорит Руслан Губайдуллин. — ​В рамках подготовки регоператоры проводят инвентаризацию контейнерных площадок, приводят мусоровозы в соответствие требованиям законодательства (оснащают датчиками системы ГЛОНАСС), приобретают необходимую технику, проверяют маршруты, ведут работу по заключению договоров с физическими и юридическими лицами.
Благодаря тем регоператорам, которые уже приступили к работе, мы смогли увидеть некоторые недоработки в правовой базе. Часть вопросов была снята поправками, внесенными в отраслевое законодательство в декабре прошлого года.
Но еще часть вопросов так и остается нерешенной. Например, по нашим расчетам, совокупный минимальный убыток региональных операторов от отсутствия в законодательстве нормы о компенсации расходов на покупку контейнеров (в отдельных случаях это не позволяет РЭКам включить их в единый тариф) составляет 1,3 млрд рублей. При этом контейнеры покупать необходимо.
Еще один важный вопрос — ​взаимодействие региональных властей с рег­оператором. Есть случаи, когда тарифы менялись после того, как конкурс был отыгран. Между тем ответственные за реформу лица в субъектах должны понимать, что делать это ни в коем случае нельзя. По закону тарифы устанавливаются на основе конкурсных заявок региональных операторов. Иных механизмов нет. У регоператоров возникают сложности и с заключением договоров, потому что у них нет доступа к базам данных по собственникам жилья. И здесь тоже нужна помощь со стороны субъекта. И, конечно же, нельзя игнорировать разъяснительную работу с жителями. Они должны понимать цели и задачи реформирования, как теперь будет выглядеть весь цикл обращения с отходами, к каким результатам стремимся».
ТКО.jpg
Лиха беда — ​начало
Уже начавшие работать операторы действительно сталкиваются со сложностями. Так, по словам Галины Картушиной, директора ООО «Экоград Н», оператора Новочеркасского МЭОК, подключение к системе спутниковой навигации ГЛОНАСС хоть и является крайне важным фактором, но не решает проблем: приступив к работе в октябре текущего года, оператор столкнулся с тем, что местами просто отсутствуют дороги, а иногда проезду спецтехники мешают необрезанные ветви деревьев. «Мы начали работать в качестве регионального оператора осенью и не могли предположить, что будет столько мусора. Обрезка деревьев проходила в это время, сбор листвы. В итоге мы приняли меры по покупке дополнительной техники», — ​говорит Галина Картушина.
«Самое сложное для нас как для оператора в процессе подготовки к реформе — ​это определиться, исходя из параметров конкурсной документации региональных властей, сможем мы справиться с этой задачей или не сможем, — ​говорит Владимир Ярченков, председатель совета директоров ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» (Ивановская область). — ​Потому что очень много населенных пунктов в регионе на момент старта работы регионального оператора мусор вообще не вывозили, и предугадать, каковы затраты по вывозу мусора из маленьких деревень, было сложно. Также в документации имелись требования о наличии полигона, но у нас эта возможность была — ​мы управляли полигоном. Кроме того, существовали определенные требования по залоговым обязательствам и банковской гарантии. А банки очень осторожно подходят к таким вещам, имея дело с компанией, которая ранее не работала на этом рынке.
И уже после того как конкурс прошел, власти решили снизить тариф для регионального оператора. Сделано это было за счет виртуального увеличения объема перевозимого мусора, что позволило снизить тариф на 10%. Впрочем, это лишь один из путей снижения тарифа, возможны и другие варианты. В результате мы работаем себе в убыток и вынуждены были обратиться в суд — ​и выиграли. Соответственно, власти должны теперь пересмотреть спорный тариф до 20 декабря.
На первом этапе пришлось также вести разъяснительную работу с населением: большая часть частного сектора в Ивановской области за эту услугу никогда не платила, люди не понимали, почему теперь нужно платить за вывоз ТКО. Был шквал звонков и обращений. Второй момент — ​когда жители получили квитанции, у них встал вопрос по тарифу, и мы разъясняли, почему тариф именно такой и как он сложился. Третья задача, на сегодня основная, — ​некоторые люди отказываются платить, и нужно было организовать работу по обращению в суд, чтобы взыскать задолженность».
«Конечно, без проблем не обходится, и не все из них связаны с тарифом, который может оказаться как недостаточным (чаще), так и несколько завышенным — ​комментирует Артем Седов, генеральный директор компании «Большая тройка». — ​Намного более серьезная проблема — ​то, что многие люди не готовы оплачивать тот тариф, который рассчитан, из-за чего возникает зазор между необходимой выручкой, которая для регионального оператора рассчитана, и теми деньгами, которые он реально соберет. Нельзя сказать, что это угроза успеху реформы в целом, — ​это естественно, без шероховатостей в любом случае не обойдется».
«Важно понять, что все участники рынка находятся «в одной лодке», — ​добавляет Виктория Бойко. — ​Эффективность работы регионального оператора во многом зависит от позиции органов государственной власти, в том числе от поддержки власти, готовности к информированию населения и от справедливого и ра­зумного тарифа. Необходимо соблюдать договоренности, достигнутые «на берегу». В некоторых регионах власть легкомысленно заявляет о готовности к существенному снижению тарифа, не учитывая тот факт, что в тариф теперь включена плата за негативное воздействие на окружающую среду, 20% НДС, а также собственные расходы регионального оператора. Следовательно, по определению тариф должен увеличиться — ​это простая математика. Снижение его по политическим соображениям приведет к банкротству регоператора и к негативным экологическим последствиям в регионе, что в свою очередь отразится на качестве жизни людей и на репутации органов власти субъекта, допустивших такое развитие событий».
ТКО.jpg
«Полигоны, работающие в Ростовской области, уже морально устарели и практически исчерпали свой ресурс, — ​говорит Элла Кузьмина, директор ООО «ГК «Чистый город». — ​Поэтому остро стоит вопрос о строительстве новых современных объектов, которые улучшили бы экологическую ситуацию. Очень много свалок имеется рядом с территорией почти каждого населенного пункта. Региональные операторы нацелены на необходимую работу — ​сделать так, чтобы все отходы, которые поступают на контейнерные площадки, на места отбора, транспортировались на законные объекты.
Многих также волнует вопрос: откуда на участках возникают накопления? Дело в том, что ранее операторы обслуживали не 100% абонентов, а примерно 80%. Оставшиеся 20% — ​это юридические лица, которые не заключали договор с оператором, а самостоятельно вывозили свои отходы на места захоронения. Однако с началом работы регионального оператора они, чтобы не попасть в правовую коллизию, и некоторые юридические лица, не желающие заключать договоры, везут свои отходы на площадки многоквартирных домов. А эти площадки просто не рассчитаны на такие объемы».
Как отметила Элла Кузьмина, несмотря на то, что на данный момент заключение договоров еще невозможно, так как тариф не установлен, тем не менее вполне можно подать заявку регоператору, в электронном виде например.
По словам Ирины Ялтыревой, заместителя министра ЖКХ Ростовской области, один из важнейших вопросов, волнующих практически всех участников системы обращения с ТКО, — ​кто должен покупать контейнеры для сбора отходов? Законодательство четко этот вопрос не регламентирует, но, скорее всего, в ближайшее время будет законодательно закреплена норма, согласно которой регоператоры должны будут закупать контейнеры на сумму, составляющую 1% от валовой годовой выручки, чего решительно недостаточно для обеспечения реальной потребности. Соответственно, проблему их нехватки придется решать собственникам земельных участков и управляющим компаниям за свой счет. Что, в свою очередь, встречает непонимание и неприятие у многих клиентов операторов: ведь требуемый тип имеющихся контейнеров может быть и не таким, с которыми согласится работать оператор (например, в наличии металлические, а оператор чисто технически может работать только с пластиковыми).
«Говоря о способах сбора отходов надо отметить, что установка контейнеров не входит в обязанности регионального оператора, — ​отмечает председатель совета директоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. — ​Но если клиент к нам обратится, мы можем их предоставить при условии дальнейшего выкупа. Однозначно исключено наличие двух типов контейнеров на одной площадке. Здесь должно быть единообразие: либо пластиковые, либо металлические емкости. Это позволит оптимизировать процесс вывоза ТКО, сделать региональную столицу еще чище».
Конечно, было бы наивно ожидать того, что столь масштабная реформа пройдет без каких-либо проблем и не поставит острых вопросов. Остается надеяться, что они будут в итоге благополучно разрешены». 

8 говорящих цифр
  • 83 субъекта РФ выбрали региональных операторов.
  • 236 региональных операторов определены.
  • 255 региональных операторов (предположительно) будут работать в России в совокупности.
  • 27 субъектов РФ перешли на новую систему обращения с отходами досрочно.
  • 61 региональный оператор начал свою работу на конец ноября.
  • 100 млрд рублей — ежегодная потребность отрасли в инвестициях.
  • 29,7 млрд рублей составляет ежегодный оборот отрасли.
  • 63 млн тонн ТКО образуется в стране ежегодно.
Авторы: Андрей Чумичев