Опорный каркас пространственного развития

Транспортная инфраструктура станет важнейшим направлением капитальных инвестиций в новом президентском цикле — общая стоимость крупнейших проектов составит триллионы рублей

14.11.2018

Модернизация транспортной инфраструктуры — инструмент для решения одной из главных задач, обозначенных в майском указе президента РФ, — повышение уровня экономической связанности территории страны и ее глобальной конкурентоспособности. Планы в этой сфере на ближайшие шесть лет сверхамбициозны — чего стоит только проект высокоскоростной магистрали Москва — Пекин. Но опыт таких комплексных проектов, как подготовка инфраструктуры к Олимпиаде в Сочи и чемпионату мира по футболу, строительство моста через Керченский пролив, позволяет рассчитывать на то, что для российских специалистов эти «стройки века» далеко не предел их возможностей.

Майские приоритеты
Основные направления развития транспортной инфраструктуры, обозначенные в майском указе, носят, без преувеличения, глобальный характер. Предполагается, что к 2024 году будет реализован ряд мероприятий в пределах проходящих по территории России международных транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг». В частности, речь идет о строительстве и модернизации российских участков автодорог, относящихся к маршруту «Европа — Западный Китай», об увеличении мощностей российских морских портов Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов, о развитии Северного морского пути с целью увеличения грузопотока по нему до 80 млн тонн. Значительная часть задач связана с развитием железнодорожного транспорта. Время перевозки контейнеров с Дальнего Востока до западной границы России должно быть сокращено до семи дней, а объем транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом должен быть увеличен в четыре раза. Предполагается также формирование узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров, увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба в полтора раза (до 180 млн тонн), расширение железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна.
Еще одна группа задач имеет отношение к формированию устойчивых межрегиональных связей внутри страны — поэтапному развитию транспортных коммуникаций между столицами субъектов Федерации и другими городами — центрами экономического роста. Здесь акценты будут сделаны на реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширении сети межрегиональных регулярных пассажирских авиаперевозок (до половины внутренних регулярных авиарейсов должны выполняться минуя Москву), на развитии скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами, на увеличении пропускной способности внутренних водных путей.
Одним из первых шагов Правительства РФ в направлении реализации положений майского указа президента стала подготовка национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Как сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании по проекту, состоявшемся в середине сентября, предстоит довести до 50% долю дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, сократить число мест с высокой концентрацией ДТП и перегруженных участков, снизить смертность на дорогах. Приведение в порядок дорог регионального и меж­муниципального значения охватит города с населением свыше 200 тыс. человек, включая 38 городских агломераций.
дороги.jpg
Генеральные репетиции
Заявленные в майском указе направления развивают основные положения Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, которая была утверждена правительством еще в 2008 году. Основной задачей, обозначенной в этом документе, является формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры. Ряд направлений стратегии получил ускоренное развитие благодаря таким событиям, как Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу, саммит АТЭС, присоединение Крыма.
Некоторые объекты, появление которых без этих событий вряд ли бы состоялось, сразу были признаны уникальными для российской и даже для мировой практики инфраструктурного строительства. Например, совмещенная железная и автомобильная дорога из Адлера до горнолыжного курорта Роза Хутор на протяжении 35 км включает 40 автодорожных и 37 железнодорожных мостов и эстакад. Во время строительства дороги не умолкали споры о логистической, финансовой и экологической целесообразности проекта, но сегодня о них уже мало кто вспоминает, ведь горный кластер Сочи на глазах поднялся на мировой уровень по качеству инфраструктуры.
Самым масштабным объектом транспортной инфраструктуры, созданным в преддверии футбольного мундиаля, стал новый международный аэропорт «Платов» в Ростовской области — первый в истории современной России аэропорт, возведенный с нуля, а не в ходе модернизации действующей площадки. «Платов» выступает знаковым образцом государственно-частного партнерства в области транспортной инфраструктуры: 17,9 млрд рублей на его строительство было выделено из федерального бюджета, 907 млн рублей — из регионального бюджета, а 18,3 млрд рублей составили средства инвестора — холдинга «Аэропорты регионов», входящего в ГК «Ренова» Виктора Вексельберга. «Платов» был задуман как крупный транспортный хаб для всего юга России, который способен разгрузить авиационный узел Москвы. Поэтому уже на уровне проекта был заложен перспективный пассажиропоток в 8 млн человек в год — примерно вчетверо больше, чем фактический пассажиропоток старого ростовского аэропорта. Взлетно-посадочная полоса аэропорта длиной 3,6 км позволяет принимать воздушные суда всех классов. «Все сделано вовремя, качественно. Предусмотрены необходимые площади для будущего развития», — отметил Владимир Путин на проходившем в начале 2018 года в Ростове-на-Дону заседании Госсовета.
В полном соответствии с графиком велось и возведение моста через Керченский пролив, идея строительства которого появилась еще больше ста лет назад. Теперь же мост длиной 19 км закладывает перспективы развития экономики Крыма и всего юга России на несколько поколений вперед. Крымский мост гарантированно простоит около века, даже в случае землетрясения, убежден председатель совета директоров компании — генподрядчика строительства моста «Стройгазмонтаж» Аркадий Ротенберг.
Стоит отметить, что мост через Керченский пролив не появился на пустом месте, его строительство стало закономерным развитием успехов, достигнутых в этом сегменте российской инфраструктуры в текущем столетии. Вот лишь несколько других примеров. В 2009 году был открыт мост через пойму реки Юрибей в Ямало-Ненецком автономном округе, ставший самым длинным в мире за Северным полярным кругом (3,9 км). В том же году открылась последняя очередь нового Саратовского моста через Волгу, что позволило сократить маршрут из Европы в Азию на 500 км. Темерницкий мост в Ростове-на-Дону, построенный в 2010 году, теперь является самым длинным мостом через Дон (2,3 км). В 2012 году в Приморском крае открылся самый длинный вантовый мост в мире (всего 3,1 км, длина основного пролета — 1,1 км), сразу ставший символом современного Дальнего Востока. Критики проекта, соединившего Владивосток с островом Русский, называли его «мостом в никуда», но благодаря его появлению остров Русский быстро превратился в один из самых развитых районов столицы Приморья.
дороги.jpg
Триллионы на кону
Уже в августе Минэкономразвития РФ представило проект плана развития транспортной инфраструктуры на предстоящие шесть лет в соответствии с майским указом президента. В список вошло 690 объектов, на которые планируется направить 6,5 трлн рублей, включая 3 трлн бюджетных средств, остальное может быть привлечено в рамках механизма государственно-частного партнерства. Реализация мероприятий затронет также энергетическую инфраструктуру — электрификацию транспортных коридоров.
Примерно половина предлагаемых Минэкономразвития РФ проектов, а именно 296, касаются автомобильной инфраструктуры. Самый крупный из них — международный транспортный коридор «Европа — Китай», в общих чертах воспроизводящий один из маршрутов Великого шелкового пути. Еще в конце прошлого года государственная дорожная компания «Автодор» сообщила о готовности приступить к строительству в 2019 году и закончить его в 2026 году. На реализацию всего проекта необходимо порядка 560 млрд рублей, из которых бюджет может вложить 361 млрд. Российская часть пути будет проходить по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Оренбург — Актобе (Казахстан).
Еще один важный автодорожный проект — реконструкция трассы М‑7 «Волга» протяженностью 1351 км. Эта магистраль является основной автомобильной артерией, связывающей европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком по кратчайшему расстоянию. Проект уже идет полным ходом: в прошлом году были частично реконструированы отрезки дороги Москва — Нижний Новгород — Казань — Уфа, завершен ремонт самого большого моста через Волгу в Республике Татарстан. В дальнейшем в проект была добавлена новая трасса в обход Набережных Челнов и Нижнекамской ГЭС, которую планируют достроить к 2020 году. Общая стоимость реконструкции трасс М‑7 оценивается в 375 млрд рублей.
Колоссальных для российской дорожной отрасли вложений — 3,1 трлн рублей со стороны регионов и 1,447 трлн рублей федерального софинансирования — потребует проект «Дорожная сеть», ключевой элемент упомянутого выше нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». «Мы должны будем совместно с регионами и городами привести улично-дорожную сеть городских агломераций в такое состояние, чтобы 85% ее соответствовало нормативным требованиям, — сообщил на сентябрьском совещании в правительстве министр транспорта РФ Евгений Дитрих. — Это будет практически полностью приведенная в нормативное состояние улично-дорожная сеть. Мы должны будем сократить число мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на региональной и местной сети автомобильных дорог, привести в нормативное состояние не менее половины автодорог регионального сообщения между агломерациями».
Продолжится и развитие сети региональных аэропортов по всей стране, причем приоритеты смещаются в сторону Сибири и Дальнего Востока. «Если раньше мы делали акцент на европейские хабы, то сейчас решили переместить центр своих усилий в регионы, в отдаленные местности. В ближайшие шесть лет мы подготовим для приема новых воздушных судов, создаваемых в России, 65 новых аэродромов», — заявил замминистра транспорта России Александр Юрчик на Международном авиатранспортном форуме МАТФ‑2018 в Ульяновске.
Наконец, самым масштабным инфраструктурным проектом, реализация которого выходит далеко за горизонт 2024 года, является строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Пекин оценочной стоимостью в 7 трлн рублей. Первый ее отрезок будет проложен между Екатеринбургом и Челябинском, маршрут был утвержден правительством в марте. Новая ВСМ, как предполагается, даст возможность преодолевать расстояние между городами в 220 км за 1 час 10 минут. Стоимость проекта оценивается в 360 млрд рублей, завершение строительства намечено на 2024 год. Кроме того, идет доработка проекта строительства ВСМ Москва — Казань, которая изначально рассматривалась в качестве первого участка на маршруте Москва — Пекин.
дороги.jpg
Модернизация матчасти
Реализация намеченных грандиозных планов невозможна без внедрения инновационных технологий инфраструктурного строительства. «Важно не только улучшить состояние дорог, но и позаботиться об их сохранности, — заявил Дмитрий Медведев на сентябрьском совещании правительства по инфраструктурным проектам. — Планируется обновить технические требования и стандарты обустройства, в том числе на основе цифровых технологий. Внедрить новые автоматизированные способы организации движения и контроля. Важнейшее направление проекта — использование контрактов жизненного цикла, переход на самые современные технологии и материалы строительства. Для этого нужно уделить должное внимание повышению квалификации и обучению работников дорожного хозяйства».
Основной сферой внедрения инновационных технологий станет дорожное строительство, где в последние годы уже активно применяются материалы, позволяющие избегать быстрого старения дорожного полотна и ямочного ремонта. В качестве одного из примеров свежих разработок можно привести технологию для самовосстановления дорожного покрытия, разработанную в Московском институте стали и сплавов (МИСиС). Ее суть сводится к внедрению в асфальт сети углеродных нанотрубок, которые выполняют роль индукционных «нанонагревателей», эффективно преобразующих энергию электромагнитного излучения в тепловую энергию для размягчения состава покрытия. Технологию, которая не имеет аналогов в мире и позволит ремонтировать дороги оперативно, без дополнительных ресурсов и замены поверхностного покрытия, планируют апробировать уже в этом году.