Ярослав Царевский: «Мониторинг, модернизация и контроль — ключевые механизмы работы»

Доля россиян, обеспеченных качественной питьевой водой, по данным Роспотребнадзора, в прошлом году составила 91,5%, показав прирост по сравнению с 2016 годом на 4%

20.08.2018

За этими цифрами стоит кропотливая ежедневная работа успешных регионов и территорий. ИД «ЕвроМедиа» побеседовал с генеральным директором ОАО «Анапа Водоканал» Ярославом Царевским и узнал, за счет чего предприятию удалось снизить потери воды и повысить качество живительной влаги, а также как на водоснабжение влияет активность курортных сезонов.

Ярослав Анверович, по информации Минстроя РФ на конец 2017 года, аварийность в водоснабжении в целом по стране за пять лет снизилась вдвое. Какова динамика снижения аварийности на сетях вашего предприятия и за счет чего этого удалось достичь?
Для предотвращения аварийных ситуаций на сетях водоснабжения и водоотведения нами проводится постоянный мониторинг состояния сетей, выявляются аварийные и требующие проведения ремонта или замены сети. Ежегодно меняется порядка 11-15 км аварийных сетей, причем они заменяются новыми, с большей пропускной способностью и из современных материалов. Это позволяет увеличить подачу воды и надежность эксплуатации сетей.
В настоящее время уже завершены работы по замене двух ниток аварийных магистральных водоводов Ду-500 мм в п. Верхнее Джемете, на площадке резервуаров запаса чистой воды на Ду-1200 мм протяженностью 0,6 км и на Ду-700 мм протяженностью 0,3 км. Также пущен в эксплуатацию новый участок водовода Ду-500 мм протяженностью 1,05 км между п. Виноградным и х. Нижняя Гостагайка и водовод Ду-800 мм, проложенный взамен аварийного и вышедшего из строя водовода Ду-700 мм по Симферопольскому шоссе от НС N° 1 («Камышинка») до ул. Северной в городе Анапа.
Благодаря своевременному обнаружению и замене аварийных сетей нам удалось снизить потери воды на 2%, а это порядка 400 тыс. куб. метров воды в год.
Анапа Водоканал.jpg
Анапа — город курортный. Насколько возрастает загруженность сетей в туристический сезон? При этом, насколько я знаю, проблем с подачей воды даже в летние месяцы за последние годы не возникало. Проведение каких мероприятий позволило создать такую стабильную систему?
Действительно, в летний период в Анапу на отдых и лечение приезжает много гостей, и число потребителей воды увеличивается в разы. В особенно жаркие дни лета подача воды потребителям превышает 80 тыс. куб. метров в сутки, в то время как в зимний период это не более 32 тыс. куб. метров в сутки.
При этом город активно развивается: ведется жилищное строительство, расширяется курортно-рекреационный сектор. И для недопущения перебоев с подачей воды мы проводим замену устаревшего оборудования на новое. Кроме увеличения пропускной способности сетей, мы проводим модернизацию насосного оборудования. Так, в этом году на водозаборе «Кубань» — главном поставщике питьевой воды — установлен новый насосный агрегат фирмы Wilo пропускной способностью 2000 куб. метров в сутки. Новые, более мощные насосы также установлены на насосных станциях, подающих воду в город: на НС III подъема и НС N° 1 «Камышинка».
Осенью этого года на водозаборе «Кубань» будет установлен еще один новый насосный агрегат фирмы Wilo.

А что можно сказать о качестве воды, по какому объему показателей проводится ежедневная проверка, а по какому — за год?

Подаваемая нами вода полностью соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды в централизованных системах питьевого водоснабжения. Контроль качества». Ее очистка производится с неукоснительным соблюдением технологии водоподготовки. За качеством подаваемой в сеть воды следит лаборатория ОАО «Анапа Водоканал», аккредитованная Федеральной службой по аккредитации, зарегистрированная в Государственном реестре. Лаборатория проводит количественные химические, микробиологические и санитарно-пара­зитологические исследования воды как из централизованных систем питьевого водоснабжения, так и воды из источников водоснабжения по 48 показателям. В год отбирается более 5,5 тыс. проб воды.
Контроль качества очистки сточных вод на очистных сооружениях канализации производится на соответствие установленным Кубанским бассейновым водным управлением нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ в очищенных сточных водах по 23 показателям. Очищенные сточные воды, сбрасываемые в Черное море по глубоководному выпуску, полностью соответствуют нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ по всем контролируемым показателям.
Анапа Водоканал
Какие технологии очистки воды и сточных вод применяете?
Для обеззараживания воды используем жидкий хлор, и, чтобы повысить безопасность его применения, на очистных сооружениях водопровода мы провели техническое перевооружение системы аварийной вентиляции для нейтрализации аварийных выбросов хлора на базе скруббера «СПМФ». На очистных сооружениях канализации планируем заменить хлораторную установку более безопасной, но не менее эффективной — электролизной. В настоящее время оборудование закуплено, идет оформление необходимой документации.

Как предприятие выстраивает работу с потребителями?
Работе с абонентами мы уделяем особое внимание. Мы всегда готовы к открытому общению, стараемся проявлять гибкость в решении вопросов, с которыми обращаются потребители. Время требует и внедрения современных технологий. Создан сайт предприятия, где размещается информация о нашей работе. Любой потребитель ОАО «Анапа Водоканал» может в онлайн-режиме передать показания приборов учета, распечатать квитанции, подать заявку на подключение и узнать статус ее исполнения, написать обращение к нам. Есть версия сайта для слабовидящих. Проблема неплатежей потребителей не утратила остроты. В роли таковых выступают как управляющие компании, обслуживающие многоквартирные дома, так и предприниматели. Работу по взысканию задолженностей, контролю за соблюдением лимитов, выявлению самовольных подключений наш абонентский отдел ведет ежедневно. В случаях со злостными неплательщиками мы вынуждены прибегать к помощи Арбитражного суда.

В этом году ОАО «Анапа Водоканал» исполняется 75 лет. В чем главный секрет продуктивного долголетия?
Наше предприятие не только самое крупное, но и одно из старейших в городе. И то, что оно успешно работает все эти годы, — заслуга всего нашего коллектива. В преддверии юбилейного события хотел бы пожелать всем моим коллегам — сотрудникам ОАО «Анапа Водоканал» — благополучия и успешной работы.