Город должен поумнеть

Перспектива формирования «умных городов» становится все более осязаемой

21.08.2018

Планы государства по масштабной модернизации городской инфраструктуры на самых разных уровнях, похоже, обретают черты реальности. Они нашли свое воплощение в проекте «Умный город», который имеет все шансы оказать реальное влияние на качество и комфортность проживания в отечественных городах во вполне обозримом будущем.

Проблемы уровня комфорта проживания, эффективности, экономичности и экологичности муниципалитетов (а также качества работы служб ЖКХ) вызывают пристальное внимание властей уже не первый год. Какую-то часть вопросов призвана закрыть программа «Комфортная городская среда», успешно работающая в масштабах страны. Однако очевидно, что огромный потенциал, который предлагают современные информационные технологии, сегодня не реализуется в градостроительстве в полной мере.
Нет, конечно же, какие-то элементы того, что делает город «умным», в крупных российских мегаполисах давно стали привычной частью жизни. Например, нет проблем с фиксированным доступом в Интернет, за исключением частного сектора, где высокоскоростное подключение по оптическим линиям связи может обойтись в серьезную сумму, если вообще технически возможно (а частный сектор в некоторых городах составляет значительную часть застройки). У жителя многоквартирного дома, как правило, даже есть выбор между несколькими провайдерами. Хорошее покрытие дают операторы сотовой связи, предлагая мобильный доступ в сеть по технологиям 3G и LTE, что дает целый спектр возможностей — заказ такси, каршеринг, покупки через Интернет, финансовые операции, съем жилья и другое. Во многих городах доступны сервисы мониторинга пробок, движения общественного транспорта (что, к сожалению, не отменяет проблем с качеством его работы). Расплатиться пластиковой карточкой можно уже чуть ли не в любом магазинчике у дома, а сети банкоматов дают возможность проводить финансовые операции в том числе и с наличными деньгами. Уже есть примеры строительства «умных домов», которые могут похвастаться и продуманными инженерными решениями, и обеспечением безопасности жителей, и современными комплексами в сфере ЖКХ, дающими возможность удаленно мониторить расход, например, электроэнергии, воды и других ресурсов, повышая таким образом эффективность. И получение государственных услуг через соответствующий веб-сервис уже не в новинку для многих граждан.
Все это замечательно, но для того чтобы города страны (и не только обе столицы, но и другие) на самом деле стали лучшим местом для жизни, конкурентоспособным базисом для развития экономики и привлечения инвестиций и профессионалов, этих разрозненных элементов недостаточно. Элементы должны быть систематизированы, структурированы и увязаны между собой в рамках технологической платформы, которая предполагала бы единые стандарты и протоколы коммуникации. «Одно дело — построить некоторое количество «умных» домов и создать несколько удобных электронных информационных сервисов, и совсем другое — создать информационную среду, которая объединяла бы разные части городской инфраструктуры и обеспечивала бы их постоянный мониторинг, — говорит Василий Костин, генеральный директор компании «КБК-Проект». — Это и есть суть «умного города» — города, в котором ресурсы распределяются по максимуму оптимально, а горожане живут в безопасности. И все это достигается за счет применения аналитических технологий и искусственного интеллекта, а также активного участия горожан в жизни города».
И работа в этом направлении уже стартовала.
умный город
На государственном уровне
На самом деле о том, что для повышения качества жизни в отечественных городах (а следовательно, их конкурентоспособности в борьбе за человеческий капитал) необходима работа на государственном уровне, говорят уже далеко не первый год. Были также пилотные проекты по различным технологиям (в том числе инициированные госкомпаниями), локальные успехи, однако в интенсивную фазу эта деятельность перетекла, пожалуй, уже в 2018 году. И речь идет здесь именно о централизованном формате работы — разработкой проекта вплотную занялся Минстрой РФ.
Проект «Умный город», по словам представителей ведомства, своего рода объединяющая среда для проектов в секторе ЖКХ, для формирования комфортной городской среды, эффективности организации системы управления и планирования городскими ресурсами, создания инструментов вовлечения горожан в процессы управления городским хозяйством. Базируется он на пяти ключевых принципах. Это ориентация на человека, технологичность городской инфраструктуры, повышение качества управления городскими ресурсами, комфортная и безопасная среда, акцент на экономической эффективности, в том числе сервисной составляющей городской среды. И важнейшее условие реализации этих принципов — широкое внедрение передовых технологий и материалов в городской и коммунальной инфраструктуре и строительстве, использование современных архитектурных решений, а также цифровизация городского хозяйства, что позволит обеспечить достойный уровень жизни граждан.
Конечно, Минстрой РФ в этой работе не одинок — сформирована рабочая группа «Умный город», объединившая в своем составе представителей власти (как федерального, так и регионального уровня), строительной отрасли, вузов, госкорпораций, для которых внедрение инноваций — необходимая часть жизни («Роснано», «Росатом», «Ростех»), а также представителей частных компаний. Разумеется, среди ключевых партнеров в этом проекте — компания «Ростелеком», крупнейший отечественный оператор связи, имеющий огромный опыт работы с информационно-коммуникационными технологиями в самых разных проявлениях.
Основные цели проекта «Умный город» (в предварительном варианте, конечно) озвучивались так: к 2024 году более 70% установленных индивидуальных приборов учета будут оборудованы системами онлайн-передачи данных, количество проживающих в «умных городах», в которых внедрены интеллектуальные системы в управлении городскими ресурсами, составит не менее 50 млн человек. Также во всех муниципалитетах страны с населением более 1000 человек будут запущены цифровые каналы взаимодействия с органами местного самоуправления и инструменты вовлечения граждан в принятие ключевых решений по вопросам городского развития. Цели амбициозные, но есть основания полагать, что они не относятся к числу недостижимых. Тем более что концепция «Умного города», определяющая «маршрут» к этим целевым точкам, планируется к включению в госпрограмму «Цифровая экономика Российской Федерации», а значит, в ее реализации в том или ином виде можно не сомневаться. Кроме того, уже подготовлен примерный план мероприятий по реализации программы. Он состоит из шести основных разделов, включающих в себя задачи по внедрению «умного» ЖКХ, формированию доступной, комфортной и безопасной для здоровья граждан среды, созданию инновационной городской инфраструктуры, цифровизации строительства и территориального планирования, а также по развитию городских транспортных систем. Кроме того, разработан и проект «дорожной карты», которая будет широко обсуждаться с экспертами и участниками рынка.
«Умный город» — это широкая концепция, которая, помимо очевидных отраслей, например, таких как ЖКХ и транспорт, должна гармонично стыковаться с проектами в сфере здравоохранения, образования и других, — говорит Артем Седов, генеральный директор ООО «Большая Тройка», куратор группы «Городская среда» направления «Умный город». — Поэтому мы в рамках рабочей группы интенсивно работаем над тем, чтобы интегрировать проекты по цифровизации в единый концепт. Для этого ведутся масштабные обсуждения вопросов, в которых принимают участие профильные специалисты. Это очень масштабная и крайне ответственная работа: «дорожная карта», которую мы разрабатываем, ляжет в основу нацпроекта и станет обязательной к выполнению руководителями субъектов. И если в этой «дорожной карте» будут ошибки, затруднительным окажется и правильное финансирование программы».
умный город.jpg
Как определить цифровые перспективы?
«Для перехода на цифровую экономику требуется не только создание базовой инфраструктуры, но и реализация проектов на базе цифровых платформ, — говорит Михаил Осеевский, президент ПАО «Ростелеком». — «Ростелеком» сейчас работает над целым рядом таких проектов, среди которых я бы выделил платформу индустриального Интернета, а также национальную биометрическую платформу. Мы ориентируемся на четыре базовые отрасли, в которых разработанные нами решения будут использоваться. Это нефтегазодобыча, энергетика, машиностроение и сельское хозяйство».
Поскольку вся концепция «Умного города» плотно завязана именно на цифровые технологии, участие «Ростелекома» — очевидная необходимость. Совсем недавно, в июне текущего года, это сотрудничество было оформлено документально — заключением соответствующего соглашения, которое было подписано заместителем главы Минстроя РФ Андреем Чибисом и вице-президентом «Ростелекома» по стратегическим инициативам Борисом Глазковым. «Цифровизация городского хозяйства и повышение эффективности бытовой инфраструктуры за счет внедрения современных технологий — важнейшие задачи стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства, — прокомментировал соглашение Андрей Чибис. — Проект «Умный город» стал платформой для сотрудничества всех заинтересованных органов власти, компетентных представителей бизнеса и экспертов. Рабочей группой разработан конкретный план цифровизации городского хозяйства, который прошел широкое обсуждение и был поддержан. Благодаря сотрудничеству с «Ростелекомом» заработал Банк умных технологий, отобрано 24 муниципалитета — пилота (на момент подготовки материала их уже 25. — Прим. редакции), на территории которых будут тестироваться новые решения, и, я уверен, скоро в нашей стране появится целый ряд «умных городов».
«Наш общий подход к разработке и реализации направления «Умный город» — максимальная прозрачность и открытость, — говорит Борис Глазков. — Могу отметить, что в разработке концепции принимали участие более 200 отраслевых экспертов, представителей муниципалитетов и региональных правительств, управляющих компаний и других бизнес-структур, потому что у нас общая цель — с помощью цифровых технологий сделать наши города конкурентоспособными в борьбе за человеческий капитал, который является главным ресурсом развития цифровой экономики».
«Ростелеком», как известно, прорабатывает тематику «Умного города» уже не первый год, так что специалисты компании пришли в проект отнюдь не с пустыми руками. Поэтому в числе первых шагов в рамках проекта был запуск открытого «Банка решений», главная функция которого — собрать в единую базу лучшие разработки по направлению развития эффективности инфраструктуры городов. Это позволит сравнительно легко тиражировать в разных городах страны лучшие, наиболее результативные практики.
Другая масштабная работа «Ростелекома» по направлению «Умный город» — определение так называемых сквозных технологий, развитие которых необходимо для применения «умных» решений не в одной, а сразу в нескольких сферах. Именно эти технологии, как предполагается, станут базисом развития для «Умных городов». Топ-10 этих сквозных технологий определен так:
  • интернет вещей;
  • беспроводные сети 5G;
  • биометрия;
  • обработка неструктурированных данных;
  • технологии поддержки принятия решений;
  • дополненная и виртуальная реальность;
  • распределенные базы данных;
  • геоинформационные технологии и навигация;
  • машинное обучение;
  • облачные/туманные/граничные вычисления.
«За каждой сквозной технологией со сложным названием стоят конкретные решения для повышения качества жизни, — прокомментировал Борис Глазков, выступая на РИФ-2018. — Например, геоинформационные технологии и сверхточная навигация вместе с 5G являются основой для появления беспилотного общественного транспорта. Цифровые технологии поддержки принятия решений и обработки неструктурированных данных, машинное обучение необходимы для создания «умных» систем управления дорожно-транспортной инфраструктурой, включающей прогнозирование трафика, «умные» светофоры и даже контроль усталости водителей автобусов. Именно поэтому сквозные технологии должны быть в фокусе внимания при разработке и реализации концепций «умных городов».
По словам специалистов пресс-службы макрорегионального филиала «Юг» ПАО «Ростелеком», стандарт 5G будет одной из опорных технологий в цифровой экономике. Революционность перехода на 5G заключается в том, что сети нового поколения создаются уже не под потребности человека, а под потребности неодушевленных пользователей — коммуникаций M2M, интернет вещей (IoT) и пр. Уже скоро основной трафик будут формировать не люди, а машины. Все, что потребляют люди, включая видеостримминг, будет мизером в общем объеме трафика по сравнению с создаваемой огромной экосистемой устройств. Новому стандарту предстоит работать с миллиардами устройств IoT.
«Ростелеком» за последнее время уже запустил три пилотные зоны 5G (Иннополис в Татарстане, Сколково в Московской области, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге), чтобы провести натурные испытания работы сети в различных режимах загрузки в условиях реальной застройки. Коммерческие запуски сетей начнутся после окончательного утверждения стандартов 5G, что ожидается до конца 2019 года.
Другой важный технологический массив, который, несомненно, найдет применение в рамках проекта «Умный город», — биометрия. «Мы сделали важный шаг к систематизации массива информации о новых технологиях и трендах работы с данными, — говорит Борис Глазков, — Один из важнейших результатов работы — определение перспективных сквозных технологий, которые могут дать импульс развитию прикладных решений в различных отраслях одновременно. Наглядным примером такого вида технологий является обработка биометрических данных (распознавание лица, голоса, отпечатков пальцев и др.), которая нужна и в медицине, и в банкинге, и при оказании государственных услуг, и во многих других отраслях. При этом обновление перечня перспективных технологий работы с данными необходимо вести на регулярной основе, что мы и будем делать».
Как сообщили специалисты «Ростелекома», 30 июня 2018 года компания запустила единую биометрическую систему «Ключ». Цель этого внедрения — повышение доступности услуг, требующих юридически значимого подтверждения личности. Это возможность заменить личное посещение банка получением удаленной услуги через Интернет. Внедрение единой биометрической системы сделает сначала финансовые услуги, а затем и другие цифровые сервисы более доступными для граждан из отдаленных регионов, а также для маломобильных граждан.
В перспективе «Ключ» станет национальной платформой для удобного и безопасного доступа граждан к государственным и коммерческим услугам. Удаленная идентификация может применяться для проведения выборов, совершения юридически значимых действий при предоставлении государственных услуг, для идентификации на транспорте, обеспечения безопасности граждан и выявления правонарушителей. Бизнес также готов использовать биометрию для автоматизации процессов взаимодействия с клиентами: для подтверждения возраста при совершении покупок, подтверждения личности при переходе от одного оператора связи к другому, реализации возможностей телемедицины, дистанционной выдачи и предъявления рецептов.
Конечно, не только «Ростелеком» играет заметную роль в проекте — «Ростех» и «Роснано» не менее важны. Точно не останется в стороне и «Росатом» — подразделение госкорпорации, АО «ОТЭК» является компанией-интегратором по направлениям «Чистая вода» и «Умный город». В рамках II Всероссийского водного конгресса генеральный директор АО «ОТЭК» Ксения Сухотина говорила о том, что компании есть что предложить стране по части модернизации и цифровизации городского водного хозяйства. «Как интегратор «Росатома» по направлениям «Умный город» и «Чистая вода», ОТЭК уже приступил к разработке проектов по модернизации инфраструктуры с цифровыми решениями, в том числе по водоснабжению, — сказала Ксения Сухотина. — На начальном этапе мы рассматриваем в качестве пилотных города присутствия «Росатома», — например, Саров, Лесной, Сосновый Бор и Железногорск. Первые пилотные проекты в сфере водоснабжения планируем осуществить на условиях концессионных соглашений. Полученные наработки и опыт будем готовы применить в более широком масштабе для решения вопросов водоснабжения, водоочистки и водоподготовки российских городов и промышленных предприятий». По направлению «Умный город» компания «ОТЭК» берет на себя проекты по развитию систем жизнеобеспечения (водо-, тепло- и электроснабжения), цифровой инфраструктуры, обеспечивающей централизованное и эффективное управление городскими энергосистемами, включая такие аспекты, как возможности контроля и взаимодействия со стороны непосредственных потребителей.
умный город
Глаза боятся — руки делают
Практика показывает, что перевод на «цифровые рельсы» государственных систем, традиционно считающихся сложными, неповоротливыми и бюрократизированными, — вполне решаемая задача. Так, в Ленинградской области успешно реализуется пилотный проект Росреестра и публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» (создана постановлением Правительства РФ на базе АИЖК) по регистрации договоров долевого участия с использованием блокчейна. «С применением технологии блокчейн уже успешно зарегистрировано более 300 договоров долевого участия в Ленинградской области, — сообщили «Вестнику» в пресс-службе ДОМ.РФ (бывшее АИЖК). — После анализа накопленной статистики будет принято решение о масштабировании решения на все субъекты Российской Федерации.
Одной из задач, которую решает технология блокчейн, является обеспечение доверительных отношений между участниками. В ипотечном процессе присутствует много участников: покупатель, продавец, банк, оценщик, страховая компания, Росреестр. Именно поэтому мы считаем, что применение технологии блокчейн даст значительный синергический эффект именно в процессе цифровой ипотеки. Блокчейн в данном случае является технологией, упрощающей и стандартизирующей электронный документооборот, который оптимизирует процессы взаимодействия между участниками, делает их простыми и прозрачными. Дополнительно это позволит избавиться от дублирующих операций, что в свою очередь значительно сокращает операционные затраты участников на ипотечный процесс».

Список пилотных муниципальных образований, где будут внедряться технологии «Умного города»
(актуально на момент подготовки материала)
1. г. Котовск, Тамбовская область
2. г. Воронеж, Воронежская область
3. г. Великий Новгород, Новгородская область
4. г. Уфа, Республика Башкортостан
5. г. Елабуга, Республика Татарстан
6. г. Иннополис, Республика Татарстан
7. г. Тольятти, Самарская область
8. г. Ижевск, Удмуртская Республика
9. г. Глазов, Удмуртская Республика
10. г. Сарапул, Удмуртская Республика
11. г. Магас, Республика Ингушетия
12. г. Екатеринбург, Свердловская область
13. ЗАТО Новоуральск, Свердловская область
14. г. Сатка, Челябинская область
15. г. Пермь, Пермский край
16. г. Новосибирск, Новосибирская область
17. г. Нижний Новгород, Нижегородская область
18. ЗАТО Саров, Нижегородская область
19. г. Сосновый Бор, Ленинградская область
20. г. Евпатория, Республика Крым
21. г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
22. г. Томск, Томская область
23. г. Дубна, Московская область
24. г. Владикавказ, Республика Северная Осетия – Алания
25. г. Обнинск, Калужская область
Авторы: Евгений Непомнящих