Ирина Макиева: «В развитие моногородов нужно привлекать и бизнес, и самих жителей»

Успехи моногородов — в первую очередь результат слаженной работы команды

14.05.2018

 Моногорода в 2016 году были включены в перечень основных направлений стратегического развития России. Была поставлена амбициозная цель: к концу 2018 года создать 230 тыс. новых рабочих мест, вывести из списка «моно» 18 муниципальных образований, создать территории опережающего развития, обновить и оживить городские пространства по программе «5 шагов благоустройства». Многие показатели уже выполнены и даже превзошли ожидания. На вопросы редакции о планах развития моногородов отвечает Ирина Макиева — заместитель председателя Внешэкономбанка, руководитель приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов».
Ирина Макиева.jpg
Как объединить интересы владельцев крупных предприятий, руководителей муниципалитетов и горожан?
В первую очередь нужно создать такие условия для работы, чтобы задача, которая стоит перед моногородом, решалась сообща. Пожалуй, это была наша главная цель, когда в 2017 году мы проводили обучение моногородистов на базе РАНХиГС и школы управления «Сколково». В каждую команду вошло по пять человек: мэр, представитель градообразующего предприятия, человек из правительства региона и по двое бизнесменов из сегмента МСП. В команде за каждым была закреплена своя роль, своя миссия.
Первое время не обошлось без проблем: кто-то с кем-то «не дружил», не видел общего пути. Но обучение было устроено так, что все были вынуждены сесть за один стол, обсуждать общие проблемы, решать общие задачи. И не только во время обучения в Москве, у каждой команды было свое «домашнее задание», и чтобы его выполнить, также нужны были совместные усилия.
Результат не заставил себя ждать: из разобщенных управленцев все 1500 человек из 319 моногородов превратились в одну большую команду, практически семью.
Еще один фактор — ​сближение с жителями моногородов. Люди — ​это самая главная объединяющая сила, и благодаря поддержке горожан можно добиться изменений гораздо быстрее. Часто жители готовы активно участвовать в благоустройстве или организации различных фестивалей, спортивных мероприятий — ​словом, брать на себя часть обязанностей, которые ложатся на плечи администрации. Но для этого надо слушать горожан, выстраивать с ними диалог, развивать инициативы «снизу».
Еще один момент: у ряда крупных компаний, среди которых есть и градообразующие предприятия, прописаны программы социальной ответственности. Они пишутся на год вперед. У моногородов тоже есть программа развития, основные направления которой заданы правительством. Я считаю, что будет правильно эти программы синхронизировать.

Что необходимо сделать, чтобы вовлечь самих жителей в развитие моногородов и использовать инициативу наиболее активных граждан?
Нужно построить с жителями диалог. В идеале это должна быть единая платформа для общения между муниципалами, руководителями предприятий и жителями.
Например, на различных электронных ресурсах, в соцсетях запустить голосование для жителей моногородов: «Что нам важнее всего сделать в этом году?», «Что нужно отремонтировать?» и так далее. Пусть горожане сами определяют, на что обратить внимание и какие объекты привести в порядок в первую очередь.
Во-вторых, можно перенять опыт так называемого «народного бюджета» — ​эта инициатива также воплощается в некоторых субъектах страны. Например, в Башкортостане есть.
Еще один сильный ресурс в моногородах — ​это молодежь. Очень важно, чтобы молодые люди инициативно ставили задачи и вместе с властью эти задачи решали. Как их заинтересовать? Молодежь активно идет на контакт, если понимает, что ее проблемы взрослым небезразличны, что их мнение важно, что на потребности молодых людей никто не махнул рукой.
У молодежи сейчас самый обширный потенциал, поэтому их нельзя оставлять в стороне. В конце концов, все, что мы делаем в моногородах, мы делаем для людей. И в первую очередь для молодых, чтобы они видели перспективы и не уезжали из моногородов.
моногород.jpg
Какой был самый яркий проект для молодежи?
Наверное, самым ярким по эмоциям стал проект «1000 юных футболистов из моногородов». Более 1000 ребят из почти 200 «моно» приняли участие в мастер-классах Академии ЦСКА. Мероприятия проходили в шести городах на самых современных крытых футбольных манежах. Все получили огромный заряд энергии! А 16 мальчишек стали финалистами и прошли отбор в академию в Москве. В апреле они выводили игроков ЦСКА на матч с «Краснодаром».

На ваш взгляд, достаточны ли преференции для подключающихся к ТОРам инвесторам? Чем их еще можно привлечь к работе ТОРов?
Для инвесторов льготы, которые предоставляются ТОРами, очень привлекательны: отсутствует налог на землю и на имущество, налог на прибыль в первые 5 лет составляет от 0 до 5%, а страховые взносы в пенсионные, медицинские и фонды соцстрахования снижаются почти в 4 раза — вместо 30% в ТОРах платят 7,6%.
Преференций много — ​мало информационной поддержки. Я много езжу по стране и, когда говорю с предпринимателями, всегда спрашиваю, знают ли они о территориях опережающего развития и возможностях, которые они предоставляют. К сожалению, чаще всего звучит ответ «нет».
О ТОРах нужно не просто рассказывать — ​о них нужно трубить. Это одна из основных задач мэров и губернаторов! Сейчас в стране 59 таких территорий, 19 из них появились в середине марта. Такое беспрецедентное решение правительства было принято для того, чтобы моногорода обрели второе дыхание. Поэтому важно очень активно привлекать потенциальных инвесторов, информировать их о всех возможных выгодах. И в этом может помочь только агрессивная информационная политика.

Должны ли быть какие-либо особые преференции для малого и среднего бизнеса в этих городах?
Инструментов по поддержке малого и среднего бизнеса в стране довольно много. Главное — ​чтобы они работали в моногородах и были акцентированно направлены именно на этот сегмент.
Но при этом часто малый и средний бизнес просто не знает, какие ниши можно занять в моногородах, какие товары и услуги будут пользоваться спросом. Обязанность мэров и губернаторов — ​информировать МСП о возможностях, предоставлять помещения и инфраструктуру. Заброшенные помещения можно реконструировать и сдавать на льготных условиях — ​получится прекрасный аналог «Красного Октября» в Москве. Эта история вполне рабочая, так как молодежи — ​самым активным потребителям — ​явно не хватает таких креативных пространств, где можно вкусно и недорого поесть, посмотреть кино, сходить на мастер-класс и сделать фото на память.
Еще один пример — ​бизнес-акселератор Фонда поддержки социальных проектов, который работает при поддержке АСИ и ФРИИ. Его задача — ​научить «монетизировать» социальные практики. Это означает, что опытные финансовые консультанты помогают предпринимателям «прокачать» свои управленческие навыки, чтобы проект приносил прибыль, а фонд выделяет финансирование на льготных условиях. Отличный пример — ​«Велошкола» в Тольятти, которая сейчас готовится открыть филиал в другом моногороде — ​Димитровграде.

Государством поставлена задача создания не менее 230 тыс. рабочих мест в моногородах. Каким образом она может быть выполнена?
Она уже выполнена. К концу 2017 года нарастающим итогом за два года было создано более 250 тыс. новых рабочих мест в моногородах. Из них 60% — ​постоянные, 40% — ​временные.
Честно признаться, на начальном этапе эта задача многим казалась почти невыполнимой. Для такой амбициозной задачи срок был поставлен довольно сжатый. Но мы не только выполнили, но и перевыполнили план! За этим, конечно, стоит огромный труд, титанические усилия нашей общей команды. Если бы все 319 моногородов были разрозненными, если бы не научились договариваться, результат был бы иным.
Сейчас мы взяли такой мощный темп, что сбавлять его не получится. Наша задача на ближайшую перспективу — ​создание и увеличение постоянных рабочих мест путем открытия новых производств и привлечения инвесторов. 
Авторы: Сергей Кисин