Городские джунгли

Почему многие города мира в любую непогоду остаются чистыми и сухими



20.03.2018

Большинство городов мира полны сюрпризов. На улице дождь, а обувь остается чистой. По всему городу мелкая сетка газонов и клумб, а на проезжей части дороги — ни пылинки. Городу более сотни лет, а центральная площадь — это верх современной инженерии и функциональности. Секрет прост — грамотная урбанистика.
Система городского благоустройства в мире возникла не вчера. Первые размышления на эту тему были написаны еще древнегреческими философами. Платон обозначил идеальную модель города, опираясь на жизнь людей в социуме. Аристотель провел первый анализ организации полиса.
Современный город — ​это идея, генеральный план, объекты, коммуникации, транспорт и эстетика. Это сложный отлаженный механизм, где у каждой детали своя задача. В его основе — ​урбанистика, функциональность, безопасность, комфорт и немного юмора. Построить город для людей — ​это целая наука о развитии и взаимодействии ряда систем: транспорта, пешеходной инфраструктуры, экологии, зданий, городского населения. От того, как построена и работает эта схема, зависит жизнь города в целом, общее восприятие города туристами и гостями и… чистая обувь.
Городское устройство — ​это визитная карточка страны, менталитет жителей, вкус градоначальника, компетентность главного архитектора и чувство юмора строителей. То, что сегодня являют собой европейские и азиатские города, — ​это удачные попытки договориться между собой архитекторов, строителей, планировщиков, дизайнеров — ​всех, кто работает над проблемой благоустройства городского пространства.

Теория урбанистики в зарубежных странах
Сегодня в любой просвещенной стране есть специалисты по городской урбанистике. Однако это не самое главное. Нью-Йорк, Дрезден, Амстердам, Шанхай — ​любой объект городского пространства здесь создается с учетом интересов жителей, даже на фоне крупных инвестиций с народом считаются. В Нью-Йорке для решения спорных вопросов, например строить школу на месте газона или нет, есть мэр, аудитор и публичный общественный адвокат. И компромисс всегда находится. Знаменитый американский урбанист Джефф Спек занимается благоустройством города более 30 лет. В своей книге «Пешеходный город» он обозначил главные идеи — ​как найти баланс между парковками, велодорожками, как превратить унылые спальные районы в комфортное пространство для жизни. Он считает, что современный подход к городской урбанистике применим абсолютно во всех городах мира, будь то Париж, Саратов, Сингапур, Копенгаген или Владивосток. Только нужно найти все элементы и составить план, в основе которого будет всегда лежать полезность.

Города-эталоны
Большое значение для города имеет оборудованное в нем пешеходное пространство. Турист, гуляя по городу, запомнит не только достопримечательность, но и место, где она находится: площадь, тротуар, дорожки и аллеи, бордюры, даже урны для мусора. Существуют сотни городов, о которых еще долго говорят путешественники, вернувшись домой.

Инсбрук. Австрия
Площадь Вальнеффера в центре Инсбрука — ​характерный пример параметрической архитектуры. Она лишена острых углов, и бетонные элементы словно перетекают друг в друга. Авангардная форма создает необычную игру света и тени. Это любимое место горожан и туристов. Здесь всегда чисто, потому что продумана система непопадания пыли и грязи с газонов — ​они расположены ниже уровня покрытия.

Гонконг. Административный район Китая
Городская площадь One Island East — ​небольшое, но функциональное пространство — ​идеальное место для пеших променадов. Отличительная особенность — ​сделанное слегка под скос плиточное покрытие, что не дает скапливаться воде. Архитекторы поделили территорию на зоны: площадь с бассейном, парк с каскадными фонтанами, изогнутые скамейки, много зелени, обширные идеально чистые террасы.

Копенгаген. Дания
Площадь Superkilen в центре Нерребро — ​пример современного многофункционального пространства. На открытой территории, буквально вписанной в окружающий городской ландшафт, расположены лавочки, столы для пикника и настольных игр, мангалы для барбекю, фонтан, детская площадка, велодорожки, парковки. Особенность этого пространства — ​белые изогнутые линии, плавно огибающие объекты, не прикасающиеся к ним. Во избежание визуального контакта с автомобильным движением архитекторы приподняли над поверхностью часть площади, граничащую с проезжей зоной.

Бильбао. Испания
Раньше площадь Indautxu (Индаучу) в испанском городе Бильбао пересекала трехполосная автомобильная дорога. Сегодня это пример того, как с помощью архитектуры и дизайна можно изменить городское пространство до неузнаваемости. Обновленная территория стала единой пешеходной зоной, условно разделенной пополам. По всей площади в небольших кругах разного диаметра высажены деревья. В вечернее время пространство площади освещают светодиодные фонари разной высоты, по форме похожие на листья деревьев. Площадь построена под уклоном, поэтому дождевая вода здесь не скапливается.

Ахен. Германия
Привокзальная площадь в Ахене существует уже больше века. Ее не раз перестраивали, но проблема доступа к станциям из-за интенсивного уличного движения оставалась нерешенной. Выход из ситуации удалось найти архитекторам. Они превратили эту территорию в единое пространство, соединив с помощью эллиптической формы две половины площади, разделенные автомобильной дорогой. Светлая овальная поверхность контрастирует с базальтовыми плитами. Дизайн пространства минималистичен и максимально продуман. Два 14-метровых световых столба по полюсам эллипса и каменная дорожка, направленная от станции к центру города, помогают туристам сориентироваться даже в темное время суток. В северной части площади располагаются места для отдыха, деревья, фонтаны и два у-образных остановочных комплекса.

Стамбул. Турция
Площадь Сишане — ​пространство с изогнутыми пешеходными дорожками, смотровой террасой, пологими склонами для отдыха и ступеньками. Природные элементы дизайна отодвигают на второй план городскую инфраструктуру. Как будто открылась дверь в другой мир. И при этом площадь несет еще функциональную нагрузку: она оборудована подземной стоянкой на тысячу парковочных мест, а также прямыми выходами к метро и автобусным остановкам.

Пальманова. Италия
Особенность этого города — ​в его генплане. Он спроектирован в форме девятиконечной звезды. Фактически это крепость, красоту которой можно увидеть с высоты птичьего полета. Городские власти строго следят за чистотой города. На карте со спутника видно, как блестит дорожное покрытие города. Сегодня Пальманова считается эталоном современного города. Здесь удобная планировка городских зданий, правильно запроектированные газоны, тротуары, ливневые стоки, что делает город исключительным в плане чистоты и комфорта.

Прогулка пешком
Первые настоящие тротуары появились в Европе в Англии, через пару лет — ​во Франции. Они были предназначены для торговцев, после их переделали в часть узких улочек, замуровали проложенные посередине них коммунальные стоки, так появился современный Париж. Сегодня только разница в фактуре камня напоминает о прошлом улицы и специальное ограждение от проезжей части — ​столбы в 1,2 метра высотой.
Немецкий менталитет буквально пронизывает городские пространства Германии. Здесь все продумано до мелочей. В Дюссельдорфе тротуарный бордюр — ​это шедевр. Впрочем, как и в других германских городах. Здесь применяют несколько десятков видов бордюров — ​от круглых, обрамляющих зеленые насаждения, до плоских, соединенных со специальным фактурным покрытием для слепых людей. Немцы строго соблюдают правила. Если это автомобильная парковка, то второго ряда здесь не увидеть. Если это урны для мусора, то нет ни запаха, ни грязи. Тротуары в Дюссельдорфе — ​это обязательно плитка, скомбинированная в красивый рисунок. Главное, тротуарный бордюр и сам тротуар всегда выше газона, вода и пыль не попадают на пешеходную зону с высокого бордюра, а остаются на земле.
Посреди тротуара всегда есть велосипедная дорожка. Немцы рождаются с умением водить этот вид транспорта — ​экологичный и полезный для здоровья. Только здесь можно увидеть картину, когда старушка, еле передвигающая ноги, выходит из магазина и как ни в чем не бывало садится на велосипед и уезжает как заправский участник «Тур де Франс». Инвалиды на колясках также легко могут передвигаться по пешеходным дорожкам, не прилагая особых усилий, потому что плитка лежит ровно, идеально подогнанная по всей протяженности.
Водосточные трубы не выходят на тротуар, а уходят в канализационную систему. Остановочные комплексы на дорогах чистые, с освещением, картами и расписанием маршрутов автобусов и трамваев, здесь есть табло с временем прибытия транспорта, кнопка вызова полиции.
По миру ходит байка, что в Германии дороги моют шампунем. На деле это не такой уж и миф. Дороги действительно моют специальным составом, но не везде и не всегда, а только после зимы, чтобы привести полотно в порядок. И снег здесь почему-то всегда одного цвета — ​белый. Детские площадки в Германии — ​это предмет гордости горожан. Они не раскрашены в яркие цвета, а стилизованы под различные темы из сказок и народных преданий или, наоборот, выполнены в ультрасовременном формате.

Горячие технологии
Когда наступает зима и городское пространство покрывается снегом, мир замирает в анабиозе. Но не везде. Уже во многих городах мира все чаще стали применять различные передовые технологии, помогающие горожанам веселее переживать зиму.
Первые попали под раздачу парковые скамейки. Зимой они пустуют, стоят под снегом, создавая грустную картину. Исправить ситуацию помогают лавки с подогревом. Такая зимняя городская мебель уже используется в Скандинавии и Канаде. Простой встроенный нагревательный элемент превращает унылую заснеженную скамейку в теплые посиделки горожан. Термоскамейки в ближайшем будущем могут стать настоящим зимним трендом во многих городах, включая Россию. Еще одно новшество — ​теплые остановки, где чаще всего в ожидании транспорта мерзнут люди. Сегодня в городах можно погреться на открытых остановках со встроенным элементом, излучающим тепло. Или подождать автобус в закрытых комплексах с отоплением.
Жителям Исландии холод знаком, но даже они ведут с ним борьбу, прокладывая тротуары с подогревом на естественных геотермальных источниках. В Рейкьявике даже в холодное время года улицы полны народу, тротуары не замерзают, и на улице значительно теплее. А, например, в Хельсинки гололед не встретишь на пешеходных дорожках, потому что под ними проложена электрическая система подогрева. Снег, падая на мостовую, тут же превращается в воду и стекает в городскую канализацию. Такая же картина и в Японии. Здесь подогревают улицы во всех городах, где зимой выпадает снег.

Чистая обувь
Проблема южных российских городов — ​в неправильно выполненных дождевых стоках на дорогах. Делать под наклоном тротуары, пешеходные дорожки, мостовые между домами научились в Европе давно. Это помогает справляться с дождевыми и грязевыми потоками. Поэтому в Европе во время дождя за обувь бояться не приходится. В России же дорожки не строили изначально под уклоном, а закрывали их деревянным настилом, под которым находилась размытая грязь и вода. Позже деревянные мостовые убрали, дороги покрыли асфальтом, как они были изначально. Вода скапливается прямо на дорожке, ей уходить некуда.
На самом деле все идет от проектирования проезжей части дороги. Плюс грамотно построенный ливневый сток с защитными решетками, которые нужно чистить. Правильно построенная городская дорога должна иметь в перпендикулярном разрезе либо скат по бокам, либо уклон на одну сторону. Как в ванне, она устанавливается чуть со склоном, что помогает воде найти слив. В европейских странах такой формат дороги — ​обязательное условие. Второй момент. Тротуары, пешеходные, велосипедные дорожки всегда выше газона. В этом случае земля, грязь, мусор, дождевая вода никогда не попадут на дорожку, она останется чистой, как и обувь. 
Авторы: Валерия Якимова