Реформа системы ТКО обретает черты реальности

Однако о финальной результативности судить пока рано

20.03.2018

Масштабная реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами, стартовавшая еще в 2014 году (именно тогда были приняты соответствующие поправки в закон об отходах), судя по имеющимся данным, уверенно близится к финальной стадии. Субъекты Федерации уже обзавелись необходимыми схемами обращения с ТКО и приступили к выбору региональных операторов, 40 из которых уже определены. Но без подводных камней здесь, конечно, не обходится.

Условия для инвестиций
Тот факт, что отрасль обращения с отходами в стране, не претерпевавшая сколько-нибудь серьезных изменений примерно с 70-х годов прошлого века, нуждается в серьезных переменах, был очевиден уже давно. Были и остаются актуальными такие проблемы, как ухудшение экологической обстановки (отходы, даже биоразлагаемые, отнюдь небезвредны в этом плане, особенно в случае сгорания), возникновение нелегальных стихийных свалок из-за непродуманности или недостаточной эффективности работы имеющихся операторов. Между тем возможности вторичной переработки отходов до сих пор используются очень слабо, а сортировка бытового мусора, эффективно работающая, например, в Европе, не развита (даже в тех случаях, где формально декларируется как работающая система). До сих пор в стране более 90% отходов просто захоранивается на свалках, перерабатывается не более 3-4%. Хотя потенциал для промышленной переработки и вторичного использования — около трети всего объема.
Понятно, что как-то повлиять на положение дел с отходами можно, лишь проведя масштабную реформу всей отрасли, переведя ее на принципиально новые рельсы, создав условия, при которых в этот сектор могут прийти серьезные инвестиции. «Одна из изначальных целей реформы системы обращения с ТКО — привлечение инвестиций в этот сектор (дело в том, что реформировать его за счет бюджета попросту невозможно ввиду отсутствия свободных средств), — говорит Артем Седов, генеральный директор компании «Большая тройка», одного из крупнейших разработчиков и поставщиков программного и аппаратного обеспечения для сектора ЖКХ. — А для того чтобы привлечь инвестора, ему необходимо показать рынок и дать гарантии того, что его вложения никуда не пропадут. Сектор требует инвестиций в миллиарды, иногда в десятки миллиардов. Речь идет о строительстве таких объектов инфраструктуры, как полигоны, сортировочные и перегрузочные мощности. И если картина с работой транспортировщиков будет такой же разрозненной и неурегулированной, как ранее — когда оператор возит отходы туда, куда ему хочется, и свежепостроенный объект инфраструктуры может запросто остаться без работы и, соответственно, перспективы окупаемости, инвестора будет найти затруднительно. Поэтому и было принято решение о том, что на территориях субъектов должны появиться схемы обращения с отходами, причем цифровые. Сейчас они уже обязательны согласно ФЗ-503».
Основные этапы реформы ТКО — разработка территориальных схем обращения с отходами, определение региональных операторов, которые будут в рамках этих схем работать, установка региональных тарифов на услуги и создание высокотехнологичных комплексов по утилизации. Плюс, конечно, внедрение системы раздельного сбора отходов, без которой об эффективной переработке говорить сложно. В общем и целом завершить базовую работу планируется к концу текущего года.
ТКО
И первые результаты уже заметны. «Реформа отрасли по обращению с твердыми коммунальными отходами идет достаточно динамично, поэтому цифры обновляются каждую неделю, — говорит Руслан Губайдуллин, исполнительный директор ассоциации «Чистая страна». — По данным на 8 февраля 2018 года, в 25 субъектах нашей страны выбраны 40 региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Еще в 16 идут конкурсы по выбору 30 регоператоров.
Полностью на новую систему обращения с отходами перешли четыре субъекта: Ивановская и Астраханская области, Севастополь и Республика Мордовия. Камчатский, Краснодарский и Ставропольский края, а также Челябинская область — частично. Пожалуй, эти регионы можно назвать благополучными. Они вовремя провели все процедуры и приступили к работе. Естественно, это не отменяет сложности, с которыми они сталкиваются в своей работе. Так, первым регоператорам сложно было заключать договоры на оказание услуги с людьми и предприятиями, так как в федеральном законе не было такой обязанности. Но в конце декабря 2017 года были приняты соответствующие поправки, так что вновь выбранным компаниям будет легче.
С 1 января 2019 года вся страна должна работать по новым правилам. Пока сложно сказать, будут ли явные аутсайдеры в реализации реформы. Это станет понятно к июню, когда пройдет дедлайн по выбору регоператора. Времени на подготовку было достаточно. Более того, из-за сложностей, возникших на местах, дату реформы уже меняли. И больше этого делать не будут».
Очевидно, что реформа обращения с ТКО стимулирует к переходу на новые рельсы, в частности новые технологии, весь сектор ЖКХ, приближая к реальности всю концепцию «умного города». На самом деле еще 10 лет назад сложно было представить использование в ЖКХ спутниковой навигации и m2m-коммуникаций, радиочастотно-идентификационных меток, «умных счетчиков» и прочих атрибутов технологической продвинутости. Сейчас кое-где это уже объективная реальность, и реформа ТКО, скорее всего, внесет свою лепту в технологичность всей отрасли. Уже активно включились в реформенный процесс компании, предлагающие технику, услуги и сервис в данном секторе, в том числе и в деле создания региональных схем обращения с ТКО. «От руки» сделать такую схему практически невозможно — многие субъекты пошли по этому пути и просчитались, — говорит Артем Седов. — Мы разработали ПО, которое сейчас используется в порядка 30 субъектах Российской Федерации и функционал которого позволяет на специально созданном математическом аппарате (его создание заняло почти два года) просчитать логистические и финансовые аспекты территориальной схемы обращения с ТКО и предоставить региональным операторам пользовательские приложения — мобильное приложение водителя, RFID-метки для контейнеров, заказ/вывоз/оплата онлайн и т. д. Мы располагаем производственными мощностями по микроэлектронике, так что сами производим аппаратные средства, например оборудование ГЛОНАСС-мониторинга, используемое в составе комплекса для операторов ТКО, а также другое оборудование для ЖКХ — средства удаленного мониторинга показаний приборов учета».

Схемы, операторы и камни преткновения
Конечно, такое масштабное мероприятие, как реформа системы обращения с ТКО, не обходится без сложных моментов. Не во всех регионах процесс идет «как по маслу». Глава Минстроя России Михаил Мень, комментируя неудовлетворительный темп хода реформы на Всероссийском селекторном совещании по вопросу запуска в субъектах РФ нового регулирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, в частности, сказал: «Создание на территории региона новой системы обращения с отходами — это планомерная работа. На базе утвержденной схемы обращения с отходами невозможно разработать региональную программу, а без нее вы не можете провести отбор региональных операторов и так далее. Невозможно тянуть до последнего, а потом быстро «на коленке» все подготовить».
Определенный момент неприятия прослеживается также со стороны граждан, у которых в платежных документах появится новая строка. От того, на каком уровне будет установлен тариф в том или ином случае, на самом деле зависит многое.
«У меня создается впечатление, что к выбору региональных операторов и к разработке схем обращения с ТКО некоторые субъекты Федерации подошли формально, — говорит Артем Седов. — Между тем некорректно составленные схемы могут навредить в перспективе — работающие по ним операторы либо разорятся в течение нескольких лет из-за слишком низкого тарифа, либо тариф на вывоз отходов будет установлен такой, что неизбежны будут вопросы о его оправданности. К слову, даже незначительные перебои с вывозом отходов могут обернуться резким ухудшением санитарных условий, особенно летом.
Разработка схемы обращения с ТКО — задача непростая. Первая наша работа в этом секторе — разработка соответствующей схемы для Московской области. А это очень сложный регион. Во-первых, сюда везет отходы вся Москва, а в совокупности столица и область производят около 20% отходов страны. Во-вторых, земля очень дорогая, и планировать размещение инфраструктурных объектов не всегда просто. Но это не значит, что работа над схемами в других регионах для нас была легкой прогулкой, — везде есть свои особенности и свои сложности. Например, не везде банально есть дороги. В таком случае организуются места временного накопления (по закону они возможны со сроком хранения не более 11 месяцев), на которых отходы хранятся до зимы, когда речка замерзает и можно для транспортировки использовать ее поверхность. Везде приходится рассматривать разные варианты транспортировки — не только автомобильный, но и железнодорожный транспорт, или, например, паромы; важно оптимально выбрать размещение перегрузочных станций. В общем, нюансов тут хватает».
ТКО
«Реформа — понятие многогранное, — говорит Руслан Губайдуллин. — Подготовка региональной программы, территориальной схемы, выбор регоператора — очень важный этап. Но это скорее необходимый набор инструментов, благодаря которым мы будем стремиться к главной цели — снижению объема захораниваемых отходов и развитию вторичной переработки.
Но это глобальная цель, и она требует ликвидации тех стихийных свалок, которые успели накопиться за прошедшие годы. Необходимы мусоросортировочные и мусороперерабатывающие станции, мусоросжигательные заводы. А еще — ни много ни мало — изменения отношения каждого из нас к мусору. И оно кроется не только в раздельном сборе отходов, который сегодня поддерживает все большее число людей. Глобально — в отношении к самой проблеме, точнее, к необходимости ее решать. Так, все хотят жить на чистой территории. Вот выбрали регоператора, в территориальной схеме определили объекты, которые нужно построить. А потом это надо согласовать с населением. Люди хотят жить в чистой стране, но не хотят, чтобы полигон или заводы были рядом с домом. И нужно день за днем терпеливо объяснять, что современная инфраструктура, современные технологии не навредят им. И это непросто. Конечно, любые изменения, будь то закрытие старого полигона или строительство нового, требуют серьезных инвестиций и времени.
Сегодня активно совершенствуется отраслевая законодательная база, и делается это на основе опыта операторов, уже приступивших к работе. Наша ассоциация, пожалуй, самое крупное профессиональное объединение в отрасли. Как представители бизнес-сообщества входим в состав Федерального штаба по совершенствованию законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. Мы принимаем предложения от субъектов и формируем единую позицию. И надо отдать должное, что в министерствах, курирующих проведение реформы, к предложениям прислушиваются и учитывают».

Результат — обязателен
Так или иначе, очевидно, что, несмотря на имеющиеся острые моменты, реформа движется. И среди специалистов, держащих руку на пульсе происходящих перемен, уверенность в ее результативности уже есть. «И эта уверенность растет, — говорит Руслан Губайдуллин. — Сегодня мы становимся свидетелями появления новой высокотехнологичной отрасли по обращению с отходами. Чем она была совсем недавно? Какую роль выполняли компании? Она фактически сводилась только к одному — к вывозу мусора. А мы, жители, оплачивали эту услугу авансом. Куда мусоровоз сбрасывал отходы — в лес или на полигон, мы не знаем. Отсюда и большое количество стихийных свалок, которыми завалены леса и овраги.
Теперь транспортировка мусора находится под контролем — от контейнера до мусоросортировочной станции, полигона или мусоросжигательного завода. И уже после того как отходы доставлены в место назначения, услуга оплачивается. Это понятный процесс, каждый этап которого контролируется, в том числе и специальными техническими средствами.
ТКО
Региональные программы и территориальные схемы — это и стратегические документы, определяющие развитие инфраструктуры в отдельно взятом регионе на несколько лет. Такое планирование позволяет инвестору просчитывать свою деятельность. Положительный эффект реформы уже ощущают и смежные отрасли — российские производители коммунальной техники. Теперь они способны рассчитать потенциал рынка и вложить средства в модернизацию или развитие производства».