Миллиарды из крана

Какие шаги помогут водопроводно-канализационному хозяйству стать эффективнее

22.01.2018

Уходящий год стал важным этапом в развитии водопроводно-канализационного хозяйства страны. Проблемы водных ресурсов вошли в повестку всех федеральных органов власти, считает исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова. О том, какие шаги предприняты для повышения эффективности работы отрасли, она рассказала «Вестнику».

Водоснабжение считается одной из самых сложных и убыточных отраслей ЖКХ. С чем это связано?
Водопроводно-канализационное хозяйство РФ является одним из лидеров в мире по масштабу и объему инфраструктуры. На сегодня это почти 14 тыс. предприятий, около 770 тыс. км сетей водоснабжения и водоотведения, более 118 млн абонентов по всей стране. Весь этот огромный фонд необходимо содержать и модернизировать в соответствии с самыми высокими техническими и экологическими стандартами, которые ставит перед нами государство. Реальность такова, что износ инфраструктуры в ряде случаев достигает 65-70%. Стоимость основных фондов с учетом текущей амортизации составляет 816 млрд рублей. Другими словами, наша система водоснабжения и водоотведения очень дорогая и ресурсоемкая. Ежегодно требуется инвестировать порядка 200 млрд рублей в модернизацию инфраструктуры, но по факту мы тратим на эту работу только 70 млрд. Причина проста: прибыль, которую водоканалы получают от реализации соответствующих услуг, не покрывает их себестоимости.

Ассоциация объединяет порядка 200 городов России. В каких регионах больше всего проблем? И какие вы могли бы выделить как передовые? За счет чего удалось добиться позитивных результатов?
Отраслевые проблемы практически не имеют географических особенностей. Регионы в целом свои обязательства по обеспечению населения качественными и доступными услугами водоснабжения и водоотведения выполняют в полном объеме. В большинстве случаев положительных результатов добиваются те регионы, где есть политическая воля и желание администрации развивать водопроводно-канализационное хозяйство. Кстати, не так давно принято решение включить в оценку эффективности деятельности губернаторов показатели по качеству и доступности воды для населения. К позитивным примерам совместной работы власти и профильных предприятий можно отнести Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ульяновск и др. Сегодня много говорится о привлечении в отрасль инвесторов. И такие примеры есть, хотя и немного. Что поможет сделать эту работу более эффективной?
Для существенного увеличения количества и качества инвесторов в сфере водоснабжения и водоотведения необходимо основное — установить реальную возможность возврата вложенных бизнесом средств. Сделать это можно за счет нескольких источников: инвестиционной составляющей в тарифах на услуги ЖКХ и софинансирования из бюджета. Дополнительным источником для возврата вложенных средств может быть снижение затрат за счет проведения мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности. Поскольку увеличение тарифов на услуги водопроводно-канализационного хозяйства ограничено, то действенным механизмом остается только софинансирование из бюджетов. Некоторые регионы это уже осознали и разрабатывают инвестиционные проекты с бюджетной поддержкой.

Сейчас разрабатывается идея объединения водоканалов в более крупные структуры. Как вы оцениваете эту тенденцию? 
С учетом имеющихся в отрасли водоснабжения и водоотведения проблем и ограничений для развития водоканалов в малых городах РАВВ относится к данной тенденции положительно. Будущее небольших профильных организаций в большей степени зависит от их технического и финансового состояния. Если они не смогут в текущей ситуации эффективно реализовывать свои производственные и инвестиционные программы, то будут вынуждены объединяться в крупные структуры под контролем региональных властей. Подобный пилотный проект мы одни из первых начали реализовывать в Смоленской области. Его эффективность действительно очевидна, некоторые промежуточные итоги будут широко представлены в ближайшее время.

Сейчас активно обсуждается законопроект, позволяющий населению платить за услуги ЖКХ ресурсоснабжающим организациям, минуя УК. Как этот закон может повлиять на отрасль? Какие есть риски?
Законопроект предписывает прямые расчеты с поставщиками коммунальных услуг только за те ресурсы, которые потребляются по индивидуальному прибору учета, все общедомовые расходы будут по-прежнему оплачиваться через управляющую компанию. Вывод о том, лучше или хуже станет потребителю, напрашивается вполне однозначный. Что касается ресурсоснабжающих организаций, то все не так однозначно. Водоканалы работают по-разному: в одних регионах отказались от услуг управляющих компаний, создали собственные расчетные центры и прекрасно работают с населением, самостоятельно собирая с них платежи, в других, наоборот, выстроены конструктивные отношения с жилищными организациями, в ряде случаев даже на основе некоторых бонусов для них, если есть высокая собираемость платежей, и функционирует также все без сбоев. Ни одни, ни другие не хотят ломать или перестраивать сложившуюся систему, так как не у всех водоканалов есть финансовая возможность открывать свои расчетные центры, а те, у кого они есть, не имеют желания отдавать сбор своих средств в руки управляющей компании, предпочитая это делать своими силами. Здесь нет правых и виноватых, нужен здравый смысл, который говорит о том, что лучше оставить выбор предприятию самостоятельно определять, как ему работать — напрямую или через УК.

Ассоциация — одно из старейших профессиональных объединений в стране. Могли бы вы подвести итоги работы за год?
Уходящий Год экологии стал важным этапом в развитии ВКХ России. Проблемы водных ресурсов вошли в повестку всех федеральных органов власти. Наш консолидированный голос отрасли был учтен практически во всех итоговых решениях, протоколах и резолюциях. Прежде всего необходимо отметить нашу конгрессно-выставочную деятельность в рамках Года экологии. Центральным событием здесь является успешное проведение I Всероссийского водного конгресса. Эта площадка позволила нашей отрасли от лица всех водопользователей заявить государству о проблеме качества водных ресурсов, о конфликтах между участниками водохозяйственного комплекса, о сложности диалога между ними, о недостаточности участия власти в работе по решению этих вопросов.
Год экологии дал старт масштабной деятельности по разработке ряда правовых актов для использования технологического нормирования сбросов сточных вод на основе наилучших доступных технологий, а также обозначил большую работу по реализации на практике нового порядка осуществления отдельных видов государственного экологического надзора с применением риск-ориентированного подхода. Важно отметить итоги нашей совместной деятельности по налоговым льготам для отрасли. Благодаря участию РАВВ в рабочей группе по ЖКХ нам удалось обосновать важность налоговых преференций для коммунального водоснабжения и водоотведения. Кроме того, в уходящем году наш экспертно-технологический совет разработал методику жизненного цикла оборудования, систем и сооружений отрасли водоснабжения и водоотведения. 
            bool(false)