Сергей Шахрай: «Жилищная инспекция Владимирской области входит в десятку лучших по России»

С учетом новых полномочий количество обращений, поступающих в Жилищную инспекцию Владимирской области, растет. Тем не менее каждый вопрос внимательно рассматривается, по нему принимаются эффективные меры

12.09.2017

Коллектив инспекции, возглавляемой Сергеем Шахраем, плодотворно сотрудничает с региональными органами власти и общественностью, активно участвует в доработке проектов федеральных законов и постановлений правительства. Поэтому по праву считается одним из лучших в стране.

Сергей Сергеевич, как вы оцениваете результаты, достигнутые Государственной жилищной инспекцией Владимирской области за последнее время?
Считаю, нам удалось достигнуть серьезных успехов. Если до 2013 года граждане практически не знали, что такое жилищная инспекция и в каких вопросах она может помочь, и обращались в адрес губернатора, прокуратуры, администрации города, то сегодня абсолютное большинство обращений поступает непосредственно в жилинспекцию, многие знают мой личный мобильный телефон. Жители понимают, что если обратятся к нам и мы будем в силах помочь (вопрос будет в нашей компетенции), то мы обязательно это сделаем.
В 2013 году в результате наших проверок было выявлено и устранено около 2000 нарушений жилищных прав граждан, а в 2016-м — уже более 8000. Устранение нарушений означает проведение конкретных работ по дому: ремонт кровли, фасада, труб горячей или холодной воды, электропроводки, освещения в подъезде, возврат денежных средств. То есть наша работа позволяет улучшить жизнь граждан в их собственном доме. А для каждого из нас дом — это фундамент всей жизни.
Кроме содержания жилья, население беспокоит вопрос начисления платы за жилищные и коммунальные услуги, и тут тоже очень интересно показать динамику. Если в 2013-2015 годах основное количество вопросов (от 70 до 90%) поступало в инспекцию именно по вопросам качества жилищных и коммунальных услуг, то сейчас более 60% обращений касается уже вопросов оплаты таких услуг. С одной стороны, это говорит о том, что качество работы управляющих и ресурсоснабжающих организаций растет не без помощи жилищной инспекции. С другой — о том, что порядок начисления платы за ЖКУ не прозрачен и сложен для граждан.
Мы проводим проверки и разъясняем гражданам, откуда появилась та или иная строка в их квитанции, а при выявлении нарушений принимаем меры к возврату незаконно начисленных средств. Только за услугу по отоплению, начисленную за 2013-2014 годы, после долгих судебных процессов в 2016 году и первой половине 2017-го нам удалось вернуть жителям области более 60 млн рублей, за коммунальную услугу по электроэнергии на обслуживание мест общего пользования с января 2017 года — более 18 млн.

Сказывается ли на качестве вашей работы взаимодействие с региональными и федеральными коллегами?
Для обеспечения высоких результатов работы мы консультируемся и обмениваемся опытом со многими государственными жилищными инспекциями в субъектах РФ, участвуем в разработке нормативной базы совместно с Минстроем России, внимательно изучаем судебную практику по всей стране.
Жилищная инспекция Владимирской области активно участвует в доработке проектов федеральных законов и постановлений правительства. Так, мы вносили предложения по доработке закона о лицензировании деятельности управляющих организаций, по новым стандартам управления жилья, по порядку начисления платы за жилищные и коммунальные услуги, в том числе потребляемые на общедомовые нужды, и по многим другим.
Кроме того, наша инспекция входит в рабочую группу Минкомсвязи РФ по доработке и разработке Государственной информационной системы ЖКХ. Мы готовили технические задания и блок схемы по работе деятельности инспекции и управляющих организаций, а также по доработке модуля для обращений граждан.
По результатам оценки деятельности инспекций, утвержденных Минстроем РФ, жилищная инспекция Владимирской области вошла в десятку лучших по России, заняв девятое место.
Владимирская область.jpg
Какие вопросы вам приходится рассматривать чаще всего? Каких вопросов становится больше, а каких меньше? С чем вы это связываете?
Есть очень серьезные изменения в динамике поступления обращений граждан в инспекцию. И для этого есть как объективные, так и субъективные причины.
К объективным причинам я в первую очередь отнес бы постоянное увеличение количества полномочий жилищной инспекции. Если до середины 2013 года в нашей компетенции были только вопросы по содержанию жилищного фонда, подготовке к зиме, качеству предоставления коммунальных услуг, то со второй половины 2013-го появились полномочия по проверке порядка начисления платы. И сейчас обращений по вопросам начисления платы уже более половины от всех поступающих.
Также у нас появились полномочия по контролю за деятельностью регионального оператора капитального ремонта, за реализацией программы капремонта гражданами, собирающими средства на собственных — специальных — счетах в управляющих организациях, ТСЖ, ЖСК, за реализацией программы переселения граждан из аварийного жилья и др.
К субъективным причинам необходимо отнести улучшение качества работы управляющих и ресурсоснабжающих организаций, улучшение жилищных условий за счет реализации программы капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилья. Таким образом, технических вопросов стало меньше. Больше стало финансовых и юридических вопросов.
Вместе с тем общее количество вопросов меньше не становится, в первую очередь с учетом новых полномочий. Если за весь 2013 год в инспекцию поступило чуть более 5000 обращений граждан, то за 2016-й — уже более 9100, а за первую половину 2017-го — более 5100. Люди видят, что каждое обращение внимательно рассматривается, по нему принимают эффективные меры, а не пишут отписки.

На всем протяжении реформы ЖКХ очень громко звучал голос собственников жилья. Их позиция помогла и помогает решать многие острые вопросы. Сегодня население Владимирской области столь же активно?
Полностью соглашусь, что именно активность собственников жилья является локомотивом изменений в действующее законодательство, а также причиной существенного улучшения работы жилищно-коммунального хозяйства. Жилинспекция просто не справилась бы с огромным перечнем стоящих перед ней задач без активных собственников и депутатов, представляющих интересы граждан в данной сфере.
Во Владимирской области залог эффективной работы ЖКХ — трехуровневая система контроля. Первый уровень — государственный жилищный надзор и лицензионный контроль, осуществляемый жилищной инспекцией региона (39 человек). Второй — муниципальный жилищный контроль, которому благодаря принятому областному закону переданы отдельные полномочия по жилищному надзору и лицензионному контролю (21 человек). Третий — общественный контроль, который включает в себя работу общественных организаций, в том числе организации «ЖКХ Контроль», а также общественных жилищных инспекторов (более 800 активистов, общественный совет в каждом муниципальном районе и городском округе, Общественный совет по ЖКХ при губернаторе).
Благодаря трехуровневой системе стало возможно максимально оперативно и качественно разрешать вопросы граждан. 
            bool(false)
        
Авторы: Марк Александров