Игорь Астахов: «С выходом дорожного строительства на новый уровень ответственность, возложенная на работников отрасли, существенно возросла»

Реализованные за последние пять лет российскими дорожниками проекты показали большой потенциал отрасли: появились смелые инженерные решения, аналогов которым нет в мире

11.09.2017

Проделана масштабная работа по приведению действующей сети федеральных автомобильных дорог в соответствие нормативному состоянию — ​этот показатель удалось увеличить с 39% до 71%. Об этих и других поводах для гордости журналу «Вестник» рассказал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов.

Игорь Георгиевич, как вы оцениваете нынешнее состояние отрасли дорожного строительства России, какие достижения вы могли бы отметить?
В целом можно поставить работе дорожников твердую четверку. Почти в два раза удалось увеличить количество федеральных трасс в нормативном состоянии. Начинает подтягиваться к их уровню и региональная дорожная сеть. Если говорить о конкретных объектах, то за последнюю пятилетку поводом для нашей гордости стал мост на остров Русский во Владивостоке, новые трассы и тоннели, построенные к Универсиаде в Казани и Олимпийским играм в Сочи. Сейчас высокими темпами продолжается стройка века — ​Крымский мост.
В этом дорожном сезоне будет отремонтировано более 8 тыс. километров подведомственных Росавтодору трасс. Также ведутся работы по строительству и реконструкции федеральной дорожной сети на участках протяженностью свыше 2 тыс. километров. Готовы к началу строительства 40 новых проектов со сроком реализации до 2020 года. В числе первоочередных объектов нового строительства могу назвать ликвидацию последнего грунтового разрыва на трассе «Сортавала» и продолжение реконструкции трассы «Скандинавия» в Ленинградской области, строительство участка трассы «Холмогоры» в Вологодской области. На трассе «Кавказ» будут строиться три участка в Чеченской Республике, Дагестане и Ингушетии общей протяженностью более 50 километров. В Татарстане планируется строительство 10-километрового участка трассы «Волга». В Амурской области готов к стройке 27-километровый участок трассы «Лена».

По поручению президента России Владимира Путина все федеральные дороги должны быть приведены к нормативным требованиям. Какие цели в связи с этим стоят перед вами?
К концу следующего года федеральные трассы на всем своем протяжении должны быть приведены в нормативное состояние. Это достижение станет историческим рекордом в истории нашей страны. С выходом дорожного строительства на новый уровень ответственность, возложенная на работников отрасли, существенно возросла. Теперь очень важной задачей является повышение компетенций региональных дорожников. С этой целью и для тиражирования успешного опыта Росавтодора в 2017 году в 38 городских агломерациях страны стартовал национальный проект «Безопасные и качественные дороги». В результате реализации программы уже через полтора года необходимо обеспечить нормативное состояние 50% улично-дорожной сети, а к концу 2025 года довести эту цифру до 85%. Приведение дорожной сети городов в нормативное состояние позволит обеспечить необходимый высокий уровень безопасности дорожного движения, устранит перегрузки дорожной сети и повысит удовлетворенность граждан состоянием дорог.
дороги.jpg
Добиться желаемых результатов в области развития региональной дорожной сети только за счет бюджетных средств практически невозможно, нужно привлекать и неналоговые источники финансирования. Предусмотрена ли на федеральном уровне программа поддержки проектов ГЧП?
С этого года регионы начнут получать межбюджетные трансферты от Росавтодора в рамках государственно-частного партнерства. Особенность таких проектов в схеме трехстороннего финансирования: за счет средств федерального дорожного фонда, бюджета региона и вложений частного сектора (не менее 15%). Первые межбюджетные трансферты по данной программе будут направлены на строительство транспортного обхода Хабаровска, трассы Пермь — ​Березники, а также нового моста через реку Обь в Новосибирске.
Стимулом для появления новых инвестиционных проектов в дорожной отрасли на региональном уровне стала государственная система «Платон», которая с конца 2015 года обеспечила дополнительные поступления в дорожный фонд страны более 28 млрд рублей. Новый неналоговый источник государственного финансирования позволил высвободить необходимые средства для вложения в ГЧП-проекты. По оценкам инвесторов, борьба за федеральные гранты в разы повысила активность регионов в части подготовки новых инфраструктурных инициатив: если в прошлом году на этапе подготовки к конкурсным процедурам находилось около 20 объектов, то сегодня их количество увеличилось до 100. В числе следующих потенциальных претендентов на софинансирование от Росавтодора отмечается проект строительства Восточного выезда из Уфы на трассу М‑5 «Урал», концессионное соглашение на реализацию которого было подписано этим летом. Также в Татарстане ведется подготовка инвестпроекта по созданию дороги от трассы М‑7 «Волга» в районе города Мамадыш с мостом через реку Кама и обходом городов Нижнекамск и Набережные Челны. Самарская область планирует за счет трехстороннего финансирования начать строительство участка пр. Карла Маркса от пр. Кирова до границы городского округа Самара с реконструкцией участка магистрали «Центральная». Тюменская область ведет подготовку ГЧП-проекта окружной автодороги вокруг Тюмени.

В 2017 году Правительство РФ утвердило переход федеральных трасс на новые межремонтные сроки эксплуатации. Каковы теперь сроки дорожного ремонта?
Капитальный ремонт (замена верхнего и нижнего слоев, ремонт основания) дороги первой категории будет проводиться один раз в 24 года, а не в 12, как сейчас. То есть основание дороги прослужит почти четверть века без необходимости замены. Обычный ремонт (замена верхнего слоя) — ​один раз в 12 лет, а не каждые 4‑6 лет.
Фактически принимаемые меры отражают тот факт, что сегодня федеральные дорожники подошли к тому, чтобы удвоить показатели по сроку службы верхнего покрытия дороги и ее основания. Увеличенные межремонтные сроки — ​это признак того, что дорога хорошо построена и хорошо содержится, а значит, максимально безопасна для автомобилистов.

Что поможет добиться повышения сроков службы дорожных покрытий?
Современные инновационные технологии, которые повышают устойчивость дороги к нагрузкам, в том числе грузового транспорта, а также к климатическим факторам. Работа по их внедрению велась планомерно с 2012 года. За этот период количество применяемых на российских дорогах инноваций увеличилось почти в два раза. Удалось существенно обновить нормативную базу. Если в 2005 году было подготовлено только три новых отраслевых стандарта, то в 2016-м — ​уже 245 новых документов. В связи с вступлением в силу требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» по заказу Минтранса России, Росавтодора и госкомпании «Автодор» подготовлен 171 новый ГОСТ. Это беспрецедентные изменения: более 40% межгосударственных стандартов разработаны впервые, а остальные переработаны с учетом передовых отечественных и зарубежных требований.
Масштабная работа по переработке действующих и разработке новых стандартов и отраслевых документов будет продолжаться с целью гармонизации всей нормативной базы. Эта задача является одной из наиболее актуальных, и ее решение нужно обеспечить в максимально короткие сроки. Вместе с тем Росавтодором совместно с Минстроем России должна быть произведена корректировка ценовых нормативов на материалы и технологии, применяемые дорожниками в связи со вступлением в силу новых стандартов.
Цель изменения нормативов — ​не экономия бюджетных средств, хотя этот фактор тоже присутствует, а адаптация дорожной отрасли и рынка подрядных организаций к новому подходу в обслуживании и эксплуатации федеральных трасс. Объемы ремонта будут сокращаться, и нагрузка на бюджет в этой части снизится. Основные средства будут концентрироваться на содержании уже отремонтированных трасс.

Какие инновационные методы и технологии, применяемые сейчас в дорожном строительстве, вы могли бы отметить?
Для увеличения сроков службы дорожных покрытий сейчас применяются технологии стабилизации грунтов, укрепления дорожного полотна, используются геосинтетические материалы и методы регенерации. Федеральным дорожным агентством выстроена системная работа с основными производителями материалов, применяемых в дорожном строительстве. В их числе основные производители битумных вяжущих — ​«Роснефть битум» и «Газпромнефть — ​битумные материалы», а также предприятия, владеющие карьерами для добычи щебня. Совместно с отраслевым сообществом выработаны новые стандарты с повышенными требованиями к качеству поставляемых на дорожные объекты материалов, а также утверждены планы их внедрения на ближайшие годы.
Проведена важная работа по верификации фактических модулей упругости современных дорожных материалов. Необходимость в этом назрела уже давно, так как отрасль продолжала ориентироваться на прежние нормативные расчеты, которые были сделаны еще в первой половине прошлого века. Однако с того момента изменились многие факторы дорожного строительства, появились новые фракции и модификаторы. Актуальные модули упругости нужны для максимально точных расчетов необходимости применения в конкретном случае тех или иных материалов на каждом из слоев дорожной одежды, исходя из фактических условий эксплуатации трассы (с учетом климатических факторов, интенсивности движения и весовых нагрузок).

В связи с этим стоит также отметить, что в России была успешно адаптирована методология объемного проектирования асфальтобетонной смеси Superpave, которая в нашей стране получила название «СПАС». В прошлом году этот метод был применен на 10 федеральных трассах, в том числе на дорогах с повышенной интенсивностью движения. «СПАС» позволяет увеличить срок службы покрытия на 20‑30% за счет точного подбора состава смесей асфальтобетона, параметров вяжущего и каменного материалов. 
            bool(false)
        
Авторы: Наталья Приходько