Молот ТОРа

Первые в России территории опережающего развития начали действовать на Дальнем Востоке

06.03.2017

Китайское «экономическое чудо» стало реальностью за счет создания свободных экономических зон (там они назывались «особые экспортные районы») в июле 1979 года в Шэньчжэне, Чжухае, Шаньтоу и Сямэне. Спустя 30 лет Китай из беднейшей страны мира превратился в первую экономику планеты. Россия поздно сделала ставку на китайский опыт, но это лучше, чем никогда. Первые ТОРы появились в июне 2015 года на Дальнем Востоке, и ныне этот опыт уже тиражируется по всей стране.

ДФО.jpg

ПроТОРенная дорожка
Логика правительства понятна: ДФО является «восточными воротами» на безбрежный рынок АТР, где «азиатские драконы» Китай, Корея, Вьетнам, Филиппины, Индонезия и другие уже сегодня готовы потреблять отечественные ресурсы и товары. Удобная морская логистика позволит сократить затраты на доставку, а новые технологии — время на обработку грузов. Дебют ТОРов пришелся на Хабаровский край, где до конца 2015 года были организованы сразу три портовые территории — «Хабаровск», «Комсомольск» и «Николаевск». Резиденты здесь планируют реализовать транспортно-логистические проекты, наладить выпуск стройматериалов, высокотехнологичной продукции и продуктов питания, сборку дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники, развивать туризм. В первой из них наиболее знаковыми инвесторами значатся трубный завод группы «Полипластик», тепличный комплекс японско-российской компании JGC Evergreen и заводы по выпуску теплоизоляции из базальтового волокна и производству стройматериалов холдинга «ТехноНИКОЛЬ». Продукция последнего востребована не только в регионе, но и в Китае и Канаде. По мнению аналитика консалтинговой компании «Кентавр» Ирины Тыртышной, «после прихода к руководству США команды президента Дональда Трампа судьба столь разрекламированного Транстихоокеанского партнерства оказалась под вопросом. Трамп в конце января 2017 года подписал указ о выходе США из этой сомнительной и с таким трудом рожденной организации. Следовательно, 12 государств ТТИП уже не связаны жесткими обязательствами и могут пойти на сотрудничество с российским бизнесом на выгодных условиях. В том числе и с дальневосточными ТОРами». Еще один резидент «Хабаровска» намерен инвестировать 6 млрд рублей в строительство к 2019 году нового аэровокзального комплекса пропускной способностью до 4,5 млн пассажиров в год.

В «Комсомольске», традиционно являющимся важным авиастроительным центром России, планируется создание целого кластера по выпуску запчастей для самолетостроения. Уже появился резидент в лице ГК «Энергия», который собирается на площадке «Парус» создать в будущем году завод по выпуску авиадеталей. В числе потенциальных потребителей местный авиазавод, где собирают лайнеры Sukhoi SuperJet 100. 1 млрд рублей намерена вложить компания TSM Group в предприятие по производству энергосберегающих покрытий, которые хорошо зарекомендовали себя в климатических условиях Дальнего Востока при утеплении домов и теплотрасс и на производственных предприятиях.

Практически во всех «материковых» ТОРах имеются проекты в сфере деревообрабатывающей промышленности Наиболее интересным проектом «Николаевска» представляется проект строительства сахарного завода в районе Совгавани. Сформирован пул инвесторов из ЮВА, которые намерены вложить в него 200 млн долларов и продавать готовый сахар в Китай, Узбекистан и Казахстан.

ДФО.jpg

Океанический пищепром
В Приморском крае с более благоприятными климатическими условиями ТОРы будут ориентироваться в первую очередь на АПК и судостроение. В ТОР «Надеждинская» наиболее значимым проектом выглядит строительство оптово-распределительного центра «Приморье» стоимостью свыше 4,3 млрд рублей. В регионе, как и по всей России, дефицит логистических мощностей для АПК, ОРЦ с рефрижераторными складами мощностью единовременного хранения продовольствия до 52 тыс. тонн должен стать прекрасным подспорьем для агропрома и экспортных поставок.

Якорные резиденты ТОР «Михайловское» компании «Мерси трейд» и «Приморский бекон» уже построили здесь два свинокомплекса, а через пять лет их будет уже семь. Еще два строит агрохолдинг «Русагро Приморье». Предполагается, что в скором времени отечественная ветеринария найдет эффективное средство от АЧС, а к этому времени производство мяса в регионе вырастет в 12 раз. Это позволит Приморью стать одним из главных поставщиков мяса на север Китая.

Еще один гигант — ростовский агрохолдинг «Юг Руси» — построит там одну из крупнейших маслобоен в России по переработке сои производительностью 3 тыс. тонн в сутки (1 млн тонн в год) и бутилированию масла. Ожидается, что финансирование проекта (12 млрд рублей) возьмут на себя Внешэкономбанк и китайские инвесторы из корпорации САМС. «Я не ставлю под сомнение расчеты и компетенцию менеджмента «Юга Руси», — заявил «Вестнику» исполнительный директор Масложирового союза РФ Юрий Морозов. — Уверен, что они просчитали и логистику, и поставки сырья, тем более что для обеспечения маслобойни сырьем можно использовать посевы не только в Приморском крае но и в Хабаровском, а также в Амурской области».
Их коллеги планируют построить в ТОР «Белогорск» завод по глубокой переработке сои и МЭЗ «Амурский» (мощность — 240 тыю. тонн в год) Сумма инвестиций в проект заявлена на уровне 1,4 млрд рублей. Соепереработка (мощность — 300 тыс. тонн) намечена и в ТОР «Амуро-Хинганская», где ею будет заниматься с привлечением китайских инвестиций якорный резидент «Амурпром».

В ТОР «Большой Камень» намечен наиболее масштабный проект макрорегиона на сегодняшний день — на мощностях судостроительного гиганта «Звезда» к 2024 году будет создана судоверфь для сборки океанских газовозов и танкеров ледового класса дедвейтом до 350 тыс. тонн, которые будут работать на шельфе Сахалина. Общая сумма проекта — 92 млрд рублей. «Налаживание производства собственных танкеров и газовозов поможет «Роснефти» и «Газпрому» уйти от тотального господства в этом сегменте судостроительного рынка компаний из Японии, Китая и Кореи, резко снизив себестоимость их продукции», — прокомментировал ситуацию аналитик консалтинговой компании «Голден Эйдж» Игорь Бубнов.

ДФО.jpg

Высокая энергия
На Чукотке в ТОР «Беринговский» будут развивать традиционную золотодобычу и угольную промышленность. Представитель компании «Берингпромуголь» Денис Курочкин уверен, что статус резидента позволит ей окупить проект разработки месторождения коксующегося угля на три года раньше.
Самым же знаковым проектом крайнего северо-востока страны станет спуск на воду и подключение в сеть первой в мире плавучей АЭС в Певеке дедвейтом 21,5 тыс. тонн. Окончание строительства инфраструктуры и ЛЭП 110 кВ Певек-Билибино намечено на 2019 год Это принципиально важно, ибо в том же году намечен окончательный вывод из эксплуатации 1-го энергоблока Билибинской АЭС (сдана в 1965 году), а затем и ее закрытие. ПАТЭС также может служить в качестве опреснителя воды, выдавая до 240 тыс. кубометров в сутки. Ее стоимость оценивается на уровне 16,5 млрд рублей. Камчатская ТОР будет специализироваться на модернизации инфраструктуры морского порта Петропавловска-Камчатского, на развитии туристической сферы, рыбо- и мясопереработки. Средства корейских инвесторов будут привлекать для экспортных поставок мясной продукции. Практически те же сферы экономики планируются к развитию на двух сахалинских ТОР «Южная» и «Горный воздух» Специализация огромной Якутии определила и основные точки роста ее ТОРной экономики: горная промышленность, транспортно-логистический комплекс, высокотехнологичные производства. Общая сумма инвестиций в ТОР «Южная Якутия» — 24,7 млрд рублей.

Острова в океане
Особое место в политике создания дальневосточных ТОРов занимает проект создания ТОР «Курилы». Согласно замыслу разработчиков, на островах будут реализованы 22 инвест-проекта общей стоимостью 19,3 млрд рублей, треть из которых — государственные вложения. Вполне логично, что упор на вулканических островах будет сделан на рыболовство (марикультурный кластер) и туризм. В частности на крупном острове Уруп создадут горно-обогатительный комбинат. Здесь уже несколько лет идет разработка месторождения «Айнское» (разведанные запасы составляют 27,3 тонны золота, 95 тонн серебра). Как сообщили в ООО «Курилгео», в 2016 году тут добыто 1,583 тонны золота и 4,274 тонны серебра.

На островах Итуруп и Кунашир построят два туристических комплекса на базе бальнеологических источников. Также в состав ТОРа войдут сразу дюжина заводов по воспроизводству 210 млн мальков рыбы лососевых пород. Это позволит ежегодно добывать порядка 40 тыс. тонн только лососевых. Кроме того, здесь создадут предприятия по производству 100 тонн агар-агара, 200 тонн гребешка и 19 тонн трепанга в год.

«Район Южных Курил является местом где происходит смешение теплого (Куросио) и холодного (Оясио) течений. Это создает водовороты, поднимающие на поверхность глубинные холодные воды, насыщенные питательными элементами. Это привлекает сюда огромные стада рыб. Считается, что на планете подобных мест всего десять. По существующим данным, общие запасы морепродуктов и других возобновляемых биоресурсов в регионе Южных Курил составляют более 5 млн тонн, а общедопустимые уловы — 800 тыс. тонн», — рассказал старший научный сотрудник Дальневосточного федерального университета Рифат Багаудинов. Эксперты считают, что реальные среднегодовые объемы вылова морепродуктов составляют 1-1,2 млн тонн. Емкость рынка добываемых ресурсов превышает 4 млрд долларов. Есть из-за чего российской и японской сторонам не отмахиваться от «проблемы Южных Курил». Но как раз здесь и есть подвижки. В ходе последней встречи в декабре прошлого года в Нагато президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ договорились о совместной деятельности Москвы и Токио на Курильских островах. «В переводе с дипломатического языка на практический это означает, что единственные две страны, официально не заключившие мирный договор со времен Второй мировой войны, намерены сотрудничать на Курилах в области рыболовства, медицины, туризма и экологии, — заметила отраслевой эксперт, кандидат экономических наук Арина Барсукова. — Как именно они это будут делать, сегодня решается на совместных консультациях российских и японских экспертов. Техническая работа может затянуться, но бизнесменам уже понятно, что сам факт подобной инициативы — сигнал для потенциальных инвесторов». Пока же для самих Курил действует начатая в 2016 году ФЦП с объемом финансирования 68,9 млрд рублей. На эти средства вполне можно использовать уж если не слаборазвитую инфраструктуру, то природно-ресурсный потенциал с применением современных технологий. Проект ТОРа позволит создать более 1 тыс. рабочих мест. 
Авторы: Олег Соловьев