Дороги, которые мы выбираем

Одно из самых опытных марийских дорожных предприятий подводит итоги и ставит новые задачи

15.08.2016

За более чем 70-летнюю историю «Марийскавтодор» выросло в мощное дорожно-строительное предприятие, на счету которого строительство, ремонт, содержание и благоустройство крупнейших автодорог и транспортных развязок в Марий Эл. В основе успеха компании — высококлассный надежный коллектив, инновационные технологии работы и твердая уверенность в своих силах и профессионализме.

Ты помнишь, как все начиналось...
В 1949 году Совет министров Марийской АССР постановил создать машинно-дорожную станцию № 37 в Йошкар-Оле. А 10 лет спустя МДС-37 превратилась в серьезное дорожно-строительное предприятие, реорганизованное впоследствии в дорожно-строительное управление №1. Его силами с 1958-го по 1979 год была построена опорная сеть автомобильных дорог Республики Марий Эл, которая связала ее с Татарстаном, Чувашией, Нижегородской и Кировской областями, а столицу республики г. Йошкар-Ола — со всеми районными центрами. Мощный парк дорожно-строительной техники, высокопрофессиональные кадры, крепкая производственная база позволили предприятию вести строительство дорог по всей территории республики, реализуя наиболее сложные технически и трудоемкие проекты. Среди самых значимых из них — дорога Йошкар-Ола — Волжск, Йошкар-Ола — Уржум, Йошкар-Ола — Яранск, Йошкар-Ола — Козьмодемьянск, Йошкар-Ола — Санчурск, подъездная дорога к плотине Чебоксарской ГЭС, обход г. Йошкар-Ола двумя транспортными развязками в двух уровнях.

«Но главным достоянием предприятия за весь период его работы был и остается высокопрофессиональный, дружный работоспособный коллектив, — говорит директор АО «Марийскавтодор» Александр Желонкин. — С 1961-го по 2003 год его возглавлял основатель дорожной отрасли Республики Марий Эл, заслуженный строитель России, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Дружбы народов Владимир Пересада. Под его руководством работали лучшие люди отрасли: прораб, заслуженный строитель Республики Марий Эл Анатолий Попов (награжденный медалями «За трудовую доблесть», «За добросовестный труд»), машинист экскаватора Аркадий Поздеев (кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Трудовой Славы 3-й степени, заслуженный строитель России), автокрановщик Василий Гааб (кавалер орденов Ленина, Трудовой Славы 3-й степени) и многие другие. И славные наши трудовые традиции мы старались и стараемся сохранять и продолжать».

«Марийскавтодор».jpg

Новые времена требуют перемен
В 2003 году в связи с разделением сети автомобильных дорог общего пользования на федеральные и республиканские компания была реорганизована в федеральное государственное унитарное предприятие «Марийскавтодор» с численностью работающих 400 человек и объемом выполняемых работ более 60 млн рублей. Основным видом деятельности предприятия становится содержание федеральных дорог, проходящих по территории Республики Марий Эл а также их ремонт.
С переходом на работы по содержанию сети федеральных дорог с 2003-го по 2015 год предприятие сосредоточило силы на обновлении устаревшего парка эксплуатационных машин и оборудования. «Не имея достаточного количества свободных средств, пришлось прибегнуть к помощи лизинга, — продолжает руководитель. — Для повышения производительности труда и качества содержания дорог внедрялись новые технологии такие как скоростная очистка дорог обработка покрытия в зимний период чистой солью, химический способ борьбы с сорными растениями по обочинам дорог.

Все эти мероприятия позволили нам качественно выполнять государственные контракты на содержание дорог и выиграть шестилетний контракт по содержанию федеральных дорог на 2013-2018 годы. Так что, несмотря на снижение численности работающих до 250 человек, объем выполняемых работ составляет более 300 млн рублей». Еще с 2002 года ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» провело большую работу по приведению сети федеральных дорог, проходящих по территории Республики Марий Эл, в нормативное состояние. За последние 10 лет их силами ликвидированы все «недоремонты» прошлых лет, проведена реконструкция автомобильной дороги Йошкар-Ола — Зеленодольск на 20 км с переводом в первую категорию. 30 км дорог отремонтировано капитально с доведением технических параметров до норматива строго соблюдаются межремонтные сроки. На всей сети дорог произведена замена стоек дорожных знаков и барьерных ограждений на оцинкованные, осевая дорожная разметка выполняется в пластике. Все это существенно повысило качество содержания дорог.

Курс на модернизацию и переоснащение
В 2016 году в процессе приватизации государственного имущества 100% акций компании приобрели инвесторы. В планах новых собственников — существенное развитие предприятия за счет строительства современного асфальтобетонного завода АММАН-160 производительностью 160 тонн смеси в час, способного выпускать все известные марки асфальтобетона с высоким качеством. А также установка дробильно-сортировочного комплекса производительностью 120 тонн в час, способного выпускать кубический щебень наиболее дефицитных узких фракций высокого качества, формирование современного комплекса машин для укладки асфальтобетонного покрытия На этой основе планируется существенное увеличение объемов ремонтных работ и выход на подряды по капитальному ремонту, реконструкции и строительству дорог.

Успех предприятия — всегда во многом заслуга его руководителя. Сегодня «Марийскавтодор» возглавляет опытный дорожник Александр Желонкин, прошедший все ступени карьерной лестницы — от дорожного мастера до генерального директора. Пользуясь заслуженным авторитетом и уважением в коллективе он знает, как решать сложные задачи и с уверенностью смотреть в будущее. И в работе опирается на свой надежный слаженный коллектив, прекрасных специалистов, таких как главный инженер Сергей Лебедев, водитель Юрий Исаков, главный энергетик Сергей Новоселов, бульдозерист Павел Сидоркин, начальник ППО Сергей Лобастов, замначальника ППО Юрий Пересада, тракторист Владимир Васильев, заместитель гендиректора по содержанию дорог Андрей Москвичев, водитель Сергей Сметанин, председатель совета директоров Николай Лобастов.

«Я очень ценю всех своих сотрудников, — говорит Александр Желонкин. — И это особенно важно сегодня, когда большой проблемой становится отсутствие на рынке труда квалифицированных дорожных рабочих, грейдеристов, машинистов катков — такой дефицит возник из-за ликвидации в свое время сети соответствующих профтехучилищ. Еще один тормоз для нашего развития — нежелание банков кредитовать малые предприятия. Имея в собственности необремененное недвижимое имущество земельные участки, движимое имущество на 60-80 млн рублей, предприятие не может получить кредит в размере 15-20 млн рублей даже под 16-18% годовых. Учитывая внимательное отношение государства к дорожному хозяйству, мы очень надеемся, что власти страны помогут нам в решении этих проблем».

424036, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Пролетарская, 26, тел.: (8362) 68-61-03, e-mail: idrsgup@mail.ru
Авторы: Ольга Лазуренко