Стройка в помощь

Государство активно инвестирует в инфраструктуру и жилье для преодоления кризиса в экономике

19.12.2016

Согласно утвержденному премьер-министром Дмитрием Медведевым перечню, в России реализуется 73 крупных инфраструктурных проекта с финансированием в рамках ФЦП и из Фонда национального благосостояния. Общая стоимость этих проектов превышает 2 трлн рублей. Еще одно важное направление господдержки — строительство доступного жилья, где только на субсидирование процентной ставки по льготной ипотеке федеральный бюджет потратит в этом году 16,5 млрд рублей.

Согласно обновленному в середине июля прогнозу Международного валютного фонда, уже в следующем году российская экономика вырастет на 1% — впервые после нескольких лет спада. Таким образом, отмечают эксперты. фонда, Россия практически преодолеет кризисные тенденции мировой экономики, а также последствия конфронтации с ведущими западными странами. Как отмечают эксперты, смена тренда с падения на рост обеспечена не в последнюю очередь значительным масштабом государственных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты, а также в строительство жилья в основном с помощью инструмента льготной ипотеки. По данным аналитиков McKinsey, в среднем инвестиции в инфраструктуру в России составляют около 4,5% ВВП, что выше, чем в большинстве развитых стран (2-2,5%)

Ипотечные надежды
Выступая в мае этого года на форуме «Недвижимость в России», глава Минстроя Михаил Мень отметил, что рекордные показатели по введенному жилью в 2014 и 2015 годах (84 и 85 млн кв. метров жилья соответственно. — Прим. ред.) стали возможны во многом благодаря государственной поддержке отрасли, в том числе программе субсидирования ипотечной процентной ставки. По словам министра, на 1 мая 2016 года объем ввода составил 20,3 млн кв. м, это на 14% ниже аналогичного периода 2015 года. «Но с другой стороны, I квартал 2015 года был очень энергичным по введению жилья Мы посмотрели, сделали сравнительный анализ с 2014 годом, показатель текущего года на 13,4% выше, чем в 2014-м. То есть мы находимся сегодня по оценкам, между 2014 и 2015 годом», — прокомментировал Михаил Мень.

Ранее в ходе Госсовета по строительству Мень приводил и другие любопытные цифры. Так, за последние 12 лет, что работает ипотека и государство занимается поддержкой рынка ипотеки, порядка 5 млн семей улучшили свои жилищные условия и приобрели более 300 млн кв. м жилья. По данным Минстроя РФ, доверие россиян к инструменту ипотеки постоянно растет В I квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года общий объем выданных ипотечных кредитов вырос на 48%, что позволяет делать осторожные прогнозы. о том, что рекорд 2014 года — более 1 трлн 100 млрд руб. — будет побит. Несомненно, такие цифры стали возможны. благодаря тому, что Правительством РФ была продлена программа субсидирования ипотечной ставки. И если в прошлом году каждая третья квартира покупалась через программу с государственной поддержкой то сегодня выдача ипотеки по субсидированной ставке составляет более 45%. 
Сама программа, по словам Меня продемонстрировала «очевидную эффективность». В этом году было принято решение продлить ее действие по крайней мере до 1 января 2017 года, на это в бюджете текущего года предусмотрено до 16,5 млрд рублей.

строительство-дороги.jpg

Дорогие дороги
Если говорить о крупнейших инфраструктурных проектах реализуемых с государственной поддержкой, то наиболее масштабными и дорогостоящими среди них окажутся крупные дорожные объекты и мосты. Наиболее приоритетными из них председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев считает, в частности, строительство Центральной кольцевой автодороги, скоростной трассы Москва — Петербург, возведение транспортного перехода через Керченский пролив. Один из знаковых проектов современной России — мост через Керченский пролив — обойдется в 227,92 млрд рублей, в эту сумму входят затраты подрядчика проекта ООО «Стройгазмонтаж» и затраты заказчика строительства ФКУ «Упрдор «Тамань». В начале июня строители приступили к сборке и монтажу первого пролетного строения на опоры автодорожного моста, всего их будет 287 для автомобильной и 306 для железной дорог. Ранее министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что строительство моста через Керченский пролив завершится в срок, до декабря 2018 года он будет запущен для автомобильного движения. 

Из-за кризиса и резко подешевевшей нефти Россия в 2016 году была вынуждена значительно сократить свою дорожную программу. Изначально ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» предполагала выделение в 2016-м 140 млрд руб. на новое дорожное строительство. Однако позже стало известно, что финансирование на 2016 год сокращено на 30,7% — до 97 млрд руб. По словам главы Росавтодора Романа Старовойта, несмотря на сокращение расходов, ни один из находящихся в работе объектов от этого решения не пострадает. Финансирование и ввод в строй строящихся объектов по заключенным в 2014-2015 гг. контрактам идут в штатном режиме. Перенос сроков затронет только новые проекты, которые из-за финансовых рисков в 2016-м необходимо отложить.

строительство.jpg

Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) — самый масштабный и амбициозный транспортный проект, который реализуется в Московской области. Эта скоростная бессветофорная автодорога пройдет в 50 км от МКАД и разгрузит радиальные «вылетные» трассы на территории Московского региона. Проезд по ЦКАД будет в основном платным за исключением ряда участков. В апреле, как сообщила пресс-служба подрядчика — группы компаний «АРКС», был дан старт работам на пятом пусковом комплексе ЦКАД, который пройдет на западе Подмосковья. Проект должен завершиться в 2018 году. Для его осуществления необходимо дополнительно привлечь 155 млрд руб. в том числе из средств фонда софинансирования — 150 млрд. Общая стоимость строительства магистрали составит почти 300 млрд руб.

Продолжается реализация проекта скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург. Председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах в апреле заявил, что трасса будет полностью готова к чемпионату мира по футболу. Ожидается, что инвестиционный договор на строительство, содержание, ремонт и эксплуатацию участка дороги Москва — Санкт-Петербург (М-11) с 58-го по 149-й км будет заключен в августе. Инвестору предстоит построить четырехполосную магистраль со скоростью движения 150 км/ч и семью развязками на участке от Солнечногорска до Твери. Также здесь появится новый подъезд к Клину и 49 сооружений, в том числе мост длиной 322 м.

Цена футбола
Согласно последней версии программы Минспорта РФ по подготовке к чемпионату мира по футболу общие расходы на строительство стадионов и инфраструктуры составят 617,2 млрд руб., из этой суммы почти 70% расходов приходится на федеральный и региональные бюджеты. Госинвестиции в основном сконцентрированы на объектах спортивной инфраструктуры, а также на организации транспортной доступности этих объектов для футбольных команд и болельщиков — аэропортов, метро, дорог к стадионам и т. д.

Из восьми стадионов, строящихся для мундиаля с нуля, пять уже находятся в состоянии готовности выше 50%. Немного отстают от графиков арены в Самаре и Калининграде. Серьезное беспокойство у федеральных властей вызывает пока только стадион на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, его строительство несколько раз приостанавливалось в 2016 году из-за разногласий муниципальных властей с генподрядчиком. Всего на футбольные арены к ЧМ будет потрачено не менее 100 млрд рублей.

строительство-аэропорт.jpg

Самые дорогие объекты в рамках подготовки к ЧМ — аэропорты
Так, реконструкция аэропорта Шереметьево и строительство новой взлетно-посадочной полосы обойдется инвесторам — Правительству РФ и TPS Avia Holding — в 63 млрд рублей. Проект предполагает строительство нового терминала B, других объектов терминального комплекса, а также новой железнодорожной линии и терминала «Аэроэкспресс». Полностью объект будет готов к лету 2018 года.
Активно строится Платов — крупнейший аэропорт, который строится к ЧМ с нуля. Сейчас на объекте завершаются земляные работы, выполнен значительный объем работ по строительству ИВПП, полностью завершены работы по археологическим изысканиям. Стоимость объекта — порядка 37,5 млрд рублей.

Из крупнейших объектов метро стоит выделить строительство участка Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции «Приморская» до станции «Улица Савушкина», включая станцию «Новокрестовская», которая обеспечит транспортную доступность нового стадиона на Крестовском острове Петербурга. Стоимость этого объекта приближается к 30 млрд рублей. В настоящий момент ведется проходка тоннеля на линии к концу текущего года запланировано выполнить 58% работ от общего объема на объекте.

Здоровые амбиции
Особое место в перечне строек с госучастием занимают объекты здравоохранения. Крупных проектов здесь несколько, в том числе тех, которые обещают содействовать настоящим прорывам по своему направлению. Так, строящийся Центр медицинской радиологии в Димитровграде должен стать третьим в мире (наряду с Эссеном и Прагой), где есть томографы для предварительного позиционирования. Центр теоретически рассчитан на размещение 18 тыс. больных, ориентирован на проведение 17 тыс. диагностических исследований и 15 тыс. процедур в год. Проект предусматривает строительство более 20 корпусов.
В Москве строится новый корпус Морозовской детской клинической больницы, в Крыму реконструируется Республиканская клиническая больница в Симферополе. В Санкт-Петербурге идет строительство научно-клинического нейрохирургического комплекса ФГБУ «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова».