Тигран Саркисян: «Создание ЕАЭС — наш ответ на глобальные вызовы и риски, существующие сегодня в мире»

Тигран Саркисян — новый председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), сменивший на этом посту Виктора Христенко

26.12.2016

Выступая на ПМЭФ-2016, он озвучил три ключевых тезиса. Их общий смысл: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), объединивший Россию, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Армению, следует рассматривать как серьезного игрока на глобальном пространстве. ЕАЭС ориентирован прежде всего на защиту интересов стран-участниц союза, при этом он выступает за сотрудничество с другими интеграционными структурами, включая ЕС.

Тигран Саркисян.jpg

Первый тезис
— ЕАЭС — молодая организация: всего два года назад наши страны подписали договор о создании нового экономического союза. За столь короткий промежуток времени удалось пройти большой путь. Однако приходится слышать, что образование ЕАЭС — это попытка восстановления Советского Союза. Мне кажется, подобные оценки звучат из-за того что у наших оппонентов нет достаточной информации о том, на какой базе в действительности строится ЕАЭС, что лежит в основе нового интеграционного объединения.

Наши государства имеют равнопредставленность в ЕАЭС, независимо от территории, численности населения объема валового национального продукта и уровня социально-экономического развития. От каждого государства в коллегии ЕЭК работают два министра и все решения принимаются на базе консенсуса. Национальные правительства делегировали комиссии часть своих экономических полномочий. Это означает, что маленькие Армения и Киргизия наравне с большими Россией, Беларусью и Казахстаном участвуют в принятии важных нормативных документов, регулирующих экономическую деятельность на огромном пространстве ЕАЭС. Мы понимаем: есть пока люди, которые игнорируют наш союз, не замечают его существования. Это, в частности, те кто не был заинтересован в большом количестве иностранных участников Петербургского форума, включая главу Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, активно дискутировавших о перспективах евразийской интеграции. Однако есть и другие — выступающие за диалог с ЕАЭС, за его сотрудничество с прочими экономическими объединениями. На самом деле создание ЕАЭС является ответом наших стран на глобальные вызовы и риски, существующие сегодня в мире; сообща нам будет легче преодолевать их.

Второй тезис
— Создание Евразийского экономического союза подразумевает свободное передвижение товаров, услуг, капиталов трудовых ресурсов. Уже сейчас граждане и бизнес из ЕАЭС ощущают те выгоды которые дает им единое экономическое пространство. Жители России, Беларуси Казахстана, Киргизии, Армении беспрепятственно переезжают из одной страны в другую, их дипломы котируются в каждом из пяти наших государств, помогая найти хорошую работу. Дополнительные возможности получил малый и средний бизнес, перед которым открылся огромный рынок...
Однако мы должны провести еще большую работу, и очень важно, чтобы в процессе подготовки новых нормативных документов, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов на территории ЕАЭС, был налажен диалог с бизнесом из стран-участниц союза, а также с потенциальными партнерами. Хочу заверить что мы заинтересованы в налаживании такого диалога. Неслучайно президенты наших государств объявили 2016 год Годом углубления отношений ЕАЭС с третьими странами и ключевыми интеграционными объединениями. Углубление отношений крайне необходимо, причем на любом уровне: специалистов, экспертов министров. Как заявил на Петербургском форуме генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, мы должны строить мосты, а не стены. Евразийский экономический союз — сторонник строительства именно мостов, в том числе с Европейским союзом.

Третий тезис
— В настоящее время наблюдается большой интерес к ЕАЭС: мы имеем порядка 30 предложений от различных интеграционных объединений о выстраивании торгово-экономических отношений. Президенты стран-участниц союза дали Евразийской экономической комиссии мандат на ведение переговоров о формировании таких отношений с Китайской Народной Республикой. Это означает что открываются новые возможности для региональной интеграции. Важную роль здесь играет законодательное обеспечение нашего взаимодействия которое бы учитывало интересы каждой из сторон и одновременно создавало сильные рыночные институты, делающие наше экономическое пространство прогнозируемым.
На наличие у ЕАЭС таких институтов очень часто указывают наши партнеры из ЕС. Мы с их позицией согласны. Сегодня у нас есть шанс строить единую экономическую модель с учетом лучших мировых практик, и мы должны воспользоваться им в интересах не только собственного бизнеса, но и бизнеса Европейского союза, бизнеса американских коллег. Диалог на уровне предпринимателей идет достаточно интенсивно, и ЕАЭС может стать тем институтом, который позволит нам совместно ответить на новые глобальные вызовы и риски. 

Досье
Тигран Саркисян. Родился в 1960 г. В 1978 г. окончил техническое училище № 14 в Ереване и поступил в Институт народного хозяйства расположенный там же. В 1980 г. перевелся в Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского, где в 1983 г. получил диплом с отличием. В 1987 г. окончил аспирантуру и защитил диссертацию «Планирование регионального социально-экономического развития на примере Армении», став кандидатом экономических наук. В 1987-1990 гг. — старший научный сотрудник, руководитель группы международных экономических связей в НИИ экономики и планирования. В 1990-1995 гг. — депутат Верховного Совета Республики Армения, председатель постоянной комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам. В 1995-1998 гг. — президент Ассоциации банков РА. В 1998-2008 гг. — председатель Центрального банка РА. В 2008-2014 гг. — премьер-министр РА. В 2014-2016 гг. — чрезвычайный и полномочный посол РА в США. С 1 февраля 2016 г. — председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии. Указом президента Армении награжден медалью «За заслуги перед Отечеством» I степени. Почетный доктор Армянского государственного экономического университета.

Авторы: Никита Логвинов