Дмитрий Козак: «Сегодня можно говорить о стабильном интересе портфельных инвесторов к ЖКХ»

На ПМЭФ-2016 состоялась панельная дискуссия «Государственно-частное партнерство в ЖКХ: реальные инвестиции в реальный сектор»

17.10.2016

Выступая на ней, вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак отметил, что еще несколько лет назад публичные обсуждения были посвящены проблемам, связанным с непредсказуемостью и непрозрачностью действий государства, а сегодня особых претензий к органам власти нет. Главная их заслуга — наведение порядка в тарифном регулировании и во взаимоотношениях с инвесторами.

Десятикратный рост инвестиций
— В последнее время в России растет количество проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства. 2015 год стал рекордным: число концессионных соглашений, являющихся основной формой ГЧП в жилищно-коммунальном секторе увеличилось в 2,4 раза — со 112 до 271. По итогам прошлого года отмечен десятикратный рост инвестиционных обязательств — с 7,2 млрд до 71 млрд руб. Во многом это связано с совершенствованием законодательства о концессионных соглашениях. Инвесторы получили дополнительные гарантии, введен институт частной инициативы по заключению концессий на региональном уровне. По состоянию на первый квартал 2016 г. в российском ЖКХ реализуется 736 концессионных соглашений, общая сумма обязательств инвесторов — почти 137 млрд руб.
В начале года 92% всех концессий в стране заключалось именно в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Несмотря на слабый рост инвестиций в другие отрасли экономики, вложения в ЖКХ продолжают расти. По итогам прошедшего года они составили 183 млрд руб., и это при том, что в связи с кризисом мы вынуждены сдерживать рост коммунальных тарифов. В 2015 г. изменилось не только число инвесторов, но и структура инвестиций в ЖКХ. Раньше это были в основном стратегические инвесторы, традиционно рассматривавшие предприятия жилищно-коммунального хозяйства как основной бизнес. Сегодня же можно говорить и о стабильном интересе портфельных инвесторов, в первую очередь негосударственных пенсионных фондов. С 2012 г. объем их инвестирования в отрасль увеличился в полтора раза.

Первые признаки зрелого рынка
— Безусловно, речь идет лишь о первых шагах на пути к зрелому рынку инвестиций. Предстоит еще многое сделать в том числе побудить концессионеров выйти на заемные рынки. Пару лет назад мы об этом и мечтать не могли. Нельзя забывать, что привлечение в ЖКХ частных инвестиций не является самоцелью. Мы внесли в концессионный договор важные условия, связанные прежде всего с надежностью и качеством предоставляемых услуг. Обеспечивая комфортную работу предпринимателей, государство требует от них гарантий модернизации. Устанавливаются целевые показатели надежности и сокращения потерь.

Уже можно говорить о первых результатах. По данным ряда регионов в которых реализуются концессионные соглашения, аварийность в теплоснабжении снизилась на 47%, потери — на 18%; в водоснабжении — на 21% и 14% соответственно. Мы много раз говорили о том, что когда-нибудь необходимо остановиться и перестать совершать революционные преобразования в ЖКХ, поскольку нам нужна стабильность. Сейчас наступил такой момент, когда идет только точечная настройка отрасли. Нам действительно нужна стабильность, нужна устойчивость, но не телеграфного столба, а велосипеда. Мы должны эмпирическим путем проверять эффективность механизмов, которые уже внедрены в законодательство, и подправлять их там, где они не работают. Постоянно вносятся дополнительные изменения, которые не меняют радикально взаимоотношений государства и частных инвесторов, но позволяют отладить существующие механизмы для того, чтобы найти разумный баланс интересов потребителей и бизнеса. 

В середине июня Государственная дума приняла во втором чтении поправки в закон о концессионных соглашениях, которые создают дополнительные возможности для инвесторов, дают дополнительные гарантии прозрачности всех конкурсных процедур, поскольку интерес к передаче в концессию объектов ЖКХ растет и, соответственно, растет конкуренция. Мы вынуждены подправить и сами процедуры проведения конкурсов, чтобы не было жульничества, чтобы побеждали те инвесторы, которые предлагают наиболее выгодные условия и гарантии выполнения обязательств. Кроме того, снимается ряд барьеров, связанных с регистрацией имущества. В настоящее время идет острая дискуссия об отношениях между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями.

Дмитрий Козак.jpg

Огромный потенциал
— Недавно мы подвели итоги тарифного регулирования в различных секторах ЖКХ за 15 лет. В некоторых из них тарифы росли в десятки раз быстрее инфляции. Это происходило из-за устаревшей инфраструктуры.. Увеличение тарифов позволяло поддерживать жилищно-коммунальное хозяйство в рабочем состоянии. В последние годы сокращается число аварий, повышается надежность работы ЖКХ, но тарифы, видимо, не будут расти такими же темпами, как в предыдущие полтора десятилетия. Однако у отрасли есть огромный потенциал, связанный с дополнительными инвестициями. Можно гарантировать их возврат, если уменьшить издержки. Раньше мы постоянно считали деньги в кармане бизнесмена, смотрели, сколько он заработал. Сегодня нужно открыто признать: есть ответственность инвестора за конечный результат, качество и надежность услуг, есть обязательства государства, связанные с тарифными решениями, а сколько сэкономил или заработал инвестор, нас интересовать не должно. Это является дополнительным стимулом для того, чтобы частные компании привлекали заемные средства, которые будут приносить доход. Нужна предметная работа с банками, следует разработать стандартный банковский продукт, предназначенный для ЖКХ. Еще одна проблема — стоимость финансовых ресурсов. Требуются длинные и не очень дорогие деньги. Мы готовы поддерживать инвесторов за счет государства, субсидировать процентную ставку по кредитам, если это будет востребовано. В текущем году выделили на субсидирование 4,3 млрд руб., а заявок поступило уже на 4,5 млрд. Это превышает лимит, предусмотренный законом о бюджете. Если в жилищно-коммунальную отрасль будут привлекаться адекватные ресурсы, мы увеличим сумму в 10 раз. Необходимо, чтобы банки и государство предложили соответствующий банковский продукт субъектам Федерации, муниципалитетам и инвесторам.
Авторы: Данил Савельев