Александр Карташов: «Мы хотим строить качественные дороги»

Дорожное строительство — важнейшая отрасль в современной экономической системе. Во многих странах увеличение финансирования этого направления — одна из антикризисных мер

12.12.2016

В России строительством качественных дорог также нужно заняться в первую очередь, потому что это новые рабочие места, развитие инфраструктуры и бизнеса, уверен Александр Карташов, генеральный директор АО «Марий Эл Дорстрой».

— Наше предприятие сегодня — лидер дорожно-строительной отрасли в Республике Марий Эл. В настоящее время девять филиалов акционерного общества обслуживают более 3 тыс. км автомобильных дорог республиканского значения и 159 мостов, в том числе через реку Ветлуга. Однако было время, когда предприятие находилось на грани банкротства, заказов не было совсем. Я горжусь тем, что нам удалось сохранить материально-техническую базу, в каждом районе остались люди, техника. Тогда, в 2011 году, на основе распоряжения Правительства Республики Марий Эл Медведевское дорожное ремонтно-строительное государственное унитарное предприятие было преобразовано в АО «Марий Эл Дорстрой». Сегодня «Марий Эл Дорстрой» активно участвует в президентской программе развития новых сельских дорог. Главная задача — обеспечить высокий уровень действующей республиканской дорожно-транспортной сети. Не секрет что Марий Эл входит в перечень регионов с не самым лучшим автомобильным покрытием. Неблагоприятные климатические условия, рост количества автотранспорта — все это влияет на качество транспортной сети. Есть в дорожной отрасли и ряд проблем, которые требуют незамедлительного решения.

Федеральные программы — возможность выстоять
— Расходы на транспортную систему и на дорожное строительство в Республике Марий Эл — всего 1,5 млрд рублей. Дорожным предприятиям этих денег катастрофически не хватает. Нам выстоять пока удается благодаря участию в президентской программе, также большая надежда на 10 млрд рублей, которые будут направлены из федерального бюджета, собранные с дальнобойщиков в регионы на срочный ремонт дорог местного значения. Надеюсь, благодаря этому мы приведем хотя бы в проезжее состояние наиболее проблемные участки. Сегодня особенно важно не сокращать государственные расходы на строительство и ремонт дорог, закладывать в бюджет дорожного фонда адекватные суммы и ставить приоритетные задачи. Я в дорожной отрасли 35 лет, когда мне было 30, марийский автодор ремонтировал 100 км дорог в год, в 2015-м мы не отремонтировали ни одного километра, в текущем году заложено всего 20 км. Тогда начинали работу в апреле, а заканчивали, как и положено, в октябре. А сегодня у нас торги проходят только в июне.

АО «Марий Эл Дорстрой».jpg

Допуск — профессионалам
— Также дорожники России говорят сегодня о том, что необходимо внести поправки в федеральный закон № 44. Считаю, что аукционы, особенно их главный критерий — снижение цены, препятствуют внедрению инноваций в дорожно-строительной отрасли, неблагоприятным образом сказываются на качестве дорожного полотна. В результате торгов цена часто падает до 70%. При строительстве дорог стоимость не должна иметь первостепенное значение. Качество исполнения государственного заказа — да, срок его исполнения — да, но не цена. Несовершенство законодательной базы, неэффективное использование имеющихся средств тормозят развитие дорожной сферы. Надо разработать прозрачную систему допуска дорожных организаций, участие в конкурсе разрешать только тем компаниям, которые обладают необходимой компетенцией. Это позволит полностью осваивать выделяемые средства на дорожное хозяйство и делать безопасные и качественные дороги. Должны быть установлены жесткие параметры приема, экспертизы. Тогда с рынка уйдут все недобросовестные компании, не выдержат конкуренции, так как предложить им будет нечего. В распоряжении АО «Марий Эл Дорстрой», например, находятся 14 комплексов, производящих смесь для устройства дорожных одежд производственной мощностью до 500 т/ч.

АО «Марий Эл Дорстрой».jpg

Дорогая дорога — качество и безопасность
— Сегодня часто говорят: строить дороги — дорого. А сколько сегодня стоят строительные материалы? Нужно учитывать, какие требования выставляют к качеству дорог. Если мы хотим построить хорошую, а значит, безопасную трассу, то необходимо использовать высококачественные строительные материалы. Если битум в начале года стоил 6 тысяч, то сегодня — 12 тысяч, цена на щебень возросла с 880 рублей до 1200 рублей. Гранитные щебни различных фракций на дороге ведут себя по-разному. Это самый очевидный и простой пример, за качество тоже нужно платить. Железнодорожные перевозки подорожали на 30%, растут тарифы на газ и электроэнергию. Соответственно, цена дороги также должна увеличиться, а получается ровным счетом наоборот. Система ценообразования в дорожном строительстве устарела, она не отвечает современным требованиям. У нас есть заводы, они в состоянии приготовить любой вид асфальта, мы имеем возможность внедрять передовые технологии, хотим строить высококачественные безопасные и долговечные дороги и применять при этом современное оборудование, технику и материалы. Однако в проектах даже тех заказов, которые мы получаем, применяются устаревшие технологии. Самостоятельно мы их менять не можем. Действующие стандарты не учитывают применение современных высококачественных и высокопроизводительных машин и механизмов, новых технологий и материалов. Изменять действующие нормативы можно только на государственном уровне, заново рассчитывать при необходимости нагрузку, пропускную способность и другие технические требования. Внеся эти изменения и реализовав все вышеперечисленные пункты, нам удастся улучшить положение дел в дорожной отрасли России.

Справка
Александр Карташов родился в 1954 году в с. Юрьевка Анапского района Краснодарского края. Окончил Целиноградский инженерно-строительный институт. С 1981 года — начальник Медведевского дорожного ремонтно-строительного участка «Марийскавтодора», затем Йошкар-Олинского дорожного ремонтно-строительного управления «Марийскавтодора». С 1996 года — директор, затем генеральный директор Медведевского дорожного ремонтно-строительного государственного унитарного предприятия. С 2011 года — генеральный директор АО «Марий Эл Дорстрой». Почетный дорожник России, заслуженный строитель Республики Марий Эл, депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл.

424036 Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Орая, 51 А, шел.: (8362) 45-16-28, e-mail: drsgup@mari-el.ru