Максим Соколов: «Мы делаем все возможное, чтобы обеспечить не только устойчивую работу транспортной отрасли, но и ее развитие»

Транспортная отрасль является одним из важнейших элементов экономической и социальной стабильности в стране

20.08.2016

По итогам 2015 года доля транспортного комплекса в валовом внутреннем продукте страны превысила 5%. Об основных тенденциях в развитии транспортной системы, главных реализуемых объектах и применении новейших технологий «Вестнику» рассказал министр транспорта РФ Максим Соколов.

Максим Юрьевич, как реализуется транспортная стратегия России до 2030 года? Какие приоритетные проекты вы бы назвали в рамках реализации данного документа?
В целом работа транспортного комплекса России за последние годы носила поступательный характер. Безусловно, общие негативные тенденции в экономике, включая инвестиционную сферу, повлекли сокращение объемов финансирования. Однако обеспечить реализацию мероприятий по развитию транспортного комплекса страны в 2015 году в объеме 905 млрд рублей нам удалось. Сейчас мы концентрируемся на самых основных и дорогостоящих проектах, таких как Керченский мост, Центральная кольцевая автодорога, трасса Москва — Санкт-Петербург. Важным является подготовка аэропортовой инфраструктуры к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. Уже реализованы обходы Пятигорска и Гудермеса, подходы к порту Усть-Луга, ряд участков в Карелии, ликвидировали последний грунтовый разрыв на трассе, проходящей вдоль Транссиба в Иркутской области. И теперь по качественной автодороге можно доехать от Калининграда до Владивостока. То есть по всей стране ощущается положительная динамика — где-то новая стройка, где-то реконструкция, где-то капитальный ремонт.

Какие наиболее знаковые и самые масштабные объекты дорожного строительства реализуются в настоящее время?
Самым значимым и масштабным проектом страны является строительство Керченского моста. Работы развернуты на семи участках из восьми. В числе других наиболее значимых строящихся объектов стоит отметить продолжение реконструкции обхода Твери на трассе М-10 «Россия», развитие Московского транспортного узла — строительство обхода поселка Тарасовка на трассе М-8 «Холмогорьы», реконструкцию 32-километрового участка автомобильной дороги «Балтия». На северо-западе продолжается реконструкция трассы «Скандинавия» в сторону границы с Финляндией, завершается строительство подъездной дороги к Мурманску. Продолжаются работы по строительству и реконструкции участков федеральных дорог «Лена», «Уссури», «Амур», «Колыма». Будут построены новые километры трасс в Северо-Кавказском федеральном округе. Также масштабные работы по реконструкции выполнят на трассах Тюмень — Омск на территории Тюменской области и «Чуйский тракт» в Республике Алтай.

Строительство Керченского моста — один из крупнейших инфраструктурных объектов, реализуемых в Европе. Что происходит на объекте в настоящее время и каковы перспективы? 
Строительство моста через Керченский пролив идет по графику. Продолжается подготовка к началу работ на еще одном участке — у фарватера Керчь-Еникальского канала, где будут сооружаться опоры судоходного пролета. Погружено почти 1800 свай разного типа, готово 70 опор. Еще более 100 опор находится в работе. Задействовано более 220 единиц различной строительной техники. В работе принимают участие уже более 3 тыс. строителей.
В настоящее время ведется монтаж пролетных строений на опорах автодорожного моста на двух участках — на Тузлинской косе и на острове Тузла. Всего их будет 287 для автомобильной и 308 для железной дороги. Когда пролетное строение будет полностью собрано на временных опорах, останется только опустить его на опоры моста. Ситуация с финансированием проекта находится под контролем как у непосредственного заказчика строительства ФКУ Упрдор «Тамань», так и у Росавтодора. Уже произведена оплата строительно-монтажных работ, выполненных подрядчиком в период с апреля по май 2016 года, на общую сумму более 8 млрд рублей. Общая стоимость строительства моста через Керченский пролив составит 227,92 млрд рублей в ценах соответствующих лет. Это почти на 380 млн рублей меньше, чем предельная стоимость реализации проекта, утвержденная распоряжением Правительства России № 118-р от 30 января 2015 года. В эту сумму входят и затраты подрядчика, и затраты заказчика строительства.

Максим Соколов.jpg

В преддверии ЧМ-2018 по футболу в России большое внимание приковано к развитию транспортной инфраструктуры. Что сделано в этом направлении?
В ближайшие два года Росавтодор направит 16,7 млрд рублей из федерального бюджета на софинансирование 11 дорожных проектов в 7 субъектах РФ. В прошлом году на эти нужды уже было выделено 10,8 млрд рублей. В соответствии с постановлением Правительства РФ Росавтодор участвует в софинансировании дорожных проектов в Волгоградской, Калининградской, Нижегородской, Ростовской и Самарской областях, в Республике Мордовия, а также в г. Санкт-Петербурге В марте 2016 года был введен в эксплуатацию первый из запланированных объектов в Калининградской области — 13-километровая трасса от Калининграда до границы с Польшей. В Ростовской области ведется строительство автомобильных дорог от магистрали «Дон» к аэропорту «Южный» а также от магистральной улицы общегородского значения Южный подъезд до улицы Левобережной, которая обеспечит подъезд к стадиону «Ростов Арена». Окончание работ планируется в конце 2016 года.
В Мордовии дорожники реконструируют автодорогу до аэропорта города Саранска. Также ведется строительство транспортной развязки, которая обеспечит беспрепятственный подъезд к аэропорту столицы республики. Сдача в эксплуатацию обоих объектов намечена на конец 2016 года. В Волгоградской области дорожниками реконструируется автодорога «Шоссе Авиаторов» от международного аэропорта Волгоград до ул. Исторической (Самарский разъезд). В Нижегородской области проводится реконструкция проспекта Молодежного до аэропорта Нижнего Новгорода. Завершение работ также намечено на декабрь 2017 года.
В Санкт-Петербурге идет строительство путепроводной развязки на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом, обеспечивающей подъезд к аэропорту Пулково. Дорожные работы планируется завершить в июне 2017 года. В Самарской области в настоящий момент дорожные службы проводят реконструкцию автомобильной дороги Волжский — аэропорт Курумоч и Московского шоссе на участке, обеспечивающем въезд в Самару от трассы М-5 «Урал» и подъезд к стадиону «Космос Арена». Окончание реконструкции обоих объектов запланировано на декабрь 2017 года.

Важнейшим фактором продолжения масштабного инфраструктурного строительства эксперты считают привлечение частных инвестиций, механизм ГЧП.
В целом рынок государственно-частного партнерства в России и необходимое законодательство формировались в первую очередь исходя из потребностей транспортной сферы. Первым проектом ГЧП, реализуемым на основе федерального закона «О концессионных соглашениях», стал проект по строительству «Западного скоростного диаметра» в Санкт-Петербурге. Первым концессионным проектом федерального уровня стал обход города Одинцово на трассе М-1 Москва — Минск. Сегодня в транспортной отрасли на стадии реализации уже находятся более 50 проектов ГЧП. Это дороги федерального, регионального и муниципального значения, мосты и путепроводы,, аэропортовая инфраструктура и проекты в железнодорожной сфере.
Не секрет, что проекты в транспортной сфере очень затратные. Самый дорогой региональный проект ГЧП на сегодня — строительство железнодорожной ветки к морскому порту Сабетта. И если говорить о проблемах, то главная — это найти баланс интересов инвесторов, которых, как вы понимаете, не так уж и много, и государства, которому далеко не всегда мотивы инвесторов ясны. Поэтому обязательно нужно говорить о решении такой проблемы, как квалификация. Квалифицированные инвесторы должны научиться жить в парадигме долгосрочного партнерства, а не краткосрочного госзаказа, а квалифицированные заказчики должны уметь оценивать эффективность проекта, грамотно распределять риски и искать понятный инвестиционный консенсус. Недавно правительством в соответствии с поручением президента было принято решение перечислить часть средств, поступающих в бюджет от системы «Платон», на поддержку региональных дорожных фондов. Часть средств от взимания платы с 12-тонников предполагается направить и на софинансирование региональных проектов ГЧП. Так, по проекту «Обход Хабаровска» уже проведен предварительный отбор участников конкурса, который прошли три крупные российские компании с опытом работы в дорожных концессиях, к июлю претенденты представят предложения для конкурсного отбора. Строительство планируется начать уже в 2017 году.

Насколько в развитии транспортного комплекса используются инновационные технологии? В какие конкретные проекты это уже вылилось?
Министерство транспорта постоянно работает над внедрением передовых информационных, телематических и транспортных технологий на всех видах транспорта. С их помощью уже сейчас мы можем проводить дистанционный мониторинг транспортных потоков, создавать центры организации дорожного движения и многофункциональных ситуационных центров. Новые технологии позволили развернуть инфраструктуру по взиманию платы с грузовиков массой свыше 12 тонн, внедрить системы фото- и видеофиксации правонарушений. По заказу Росавтодора ФГБУ «РОСДОРНИИ» подготовило каталог эффективных технологий, новых материалов и современного оборудования дорожного хозяйства. Его отличительной особенностью является наличие информации о конкретных объектах дорожного хозяйства расположенных в различных регионах России, проектирование, строительство, ремонт и содержание которых выполнено с применением инноваций. Активно используют новейшие технологии и в регионах. В первую очередь это уральское управление Росавтодора. Также к лидерам по числу освоенных инноваций можно отнести ФКУ «Центравтомагистраль», упрдор «Лена» и управление на территории Забайкальского края. Среди территориальных органов инновационную продукцию активно применяют во Владимирской, Оренбургской, Иркутской областях и Республике Марий Эл.
Авторы: Дмитрий Подобед