Виктория Егорова: « Собственники начинают осознавать не только свои права, но и обязанности»

Эффективное управление жилищным фондом давно стало одним из самых острых вопросов в сфере ЖКХ

01.04.2016

Как бороться с должниками? На какие цели потратить в первую очередь собранные средства? И главное, как обеспечить максимально качественное обслуживание дома, борясь с пассивностью самих собственников? И.о. директора крупнейшей в Азове группы управляющих организаций «ЖКХ-А» Виктория Егорова поделилась своим мнением и опытом в этом вопросе.

Сколько домов находится сегодня в управлении группы компаний? И какую работу проводят ваши УК по улучшению качества обслуживания?

В нашу группу управляющих организаций входит семь УК, обслуживающих 165 домов (у самой крупной — «ЖКХ-Дом 5» на обслуживании находится 44 дома). 95% домов старше 50 лет, но несмотря на это, состояние большинства можно оценить как хорошее. Сегодня мы работаем по двум основным направлениям по улучшению технического состояния жилого фонда. Главное — это модернизация инженерных систем и восстановление конструктивных элементов зданий. Как и везде, камнем преткновения остаются кровли: их состояние оставляет желать лучшего из-за возраста, отсутствия капитального ремонта в последние 10-15 лет и непомерных цен на кровельные работы. Если говорить о плане капремонта за счет средств ФКР РО, то, к сожалению, некоторые дома могут просто «не дожить» до него, ведь есть здания в очень плохом состоянии, а их очередь — в 2038-2039 годах. Мы оказываем помощь жильцам этих МКД в оценке состояния дома, составлении заявлений в департамент ЖКХ, чтобы передвинуть сроки ремонта на более ранние.

Вообще с 2008 года до вступления в силу нового закона мы сами интенсивно занимались ремонтом: входили в областные программы, привлекали средства муниципалитета и собственные. До начала программы отремонтировали капитально порядка 45% всего нашего фонда. И сейчас не прекращаем работу по поддержанию МКД в надлежащем виде Проводили в экспериментальном формате полную санацию домов, например на ул Зои Космодемьянской, 97, 99. Они были полностью оштукатурены, заменены системы коммуникаций, сделана теплоизоляция по самой современной технологии Rehau. Для проведения текущих работ активно применяем новые материалы. Для точечного ремонта кровли используем современные многослойные рулонные материалы.

В последние годы в стране взят курс на энергосбережение. Как решается эта задача в домах УК?

Вопрос энергосбережения решаем с двух сторон. Во-первых, применение общедомовых приборов для учета энергоресурсов стало нормой: почти 90% жилого фонда имеют все виды приборов Оставшиеся не имеют приборов учета тепла по объективным причинам: либо там автономные котлы и котельные, либо просто нерентабельно ставить это дорогостоящее оборудование. Во-вторых собственники стали самостоятельно экономить и электроэнергию, и воду за счет применения ресурсосберегающих приборов. Более пристально следят за состоянием своих внутриквартирных систем холодного и горячего водоснабжения. В целях снижения ОДН люди сами борются с недобросовестными соседями, пытающимися незаконно использовать энергоресурсы. Для этих целей создаются комиссии, в состав которых совместно с представителями МКД входят специалисты управляющей организации. Многие советы МКД приняли решение по замене источников света в подъездах и для освещения дворовых территорий на современные энергосберегающие, и совместными усилиями мы выполнили эти работы.

капремонт.jpg

Благоустройство также является немаловажным аспектом работы! УК...

Да, и здесь жителей волнует асфальтирование внутридворовых проездов, дорожек, парковок, освещение дворовых территорий и т.д. У некоторых МКД во дворах никогда и не было асфальтового покрытия. И порой жильцы приходят к нам с инициативой, и мы предоставляем материалы (например, КАМАЗы с щебнем). Также приносят заявления и на оборудование палисадников, покраску, решение вопросов с освещением — наши ЖКХ по мере сил готовы помочь по всем вопросам.

Зеленые насаждения также обновляем по мере необходимости. В прошлом году высадили около 160 саженцев. А вот со старым зеленым фондом проблема — ветхие огромные деревья очень дорого сносить. При этом из примерно 1 тыс. насаждений, растущих возле подведомственных домов, порядка 170 надо убирать, что будет стоить около 1 млн рублей. Так что эти работы будем проводить постепенно, по мере изыскивания источников финансирования.

Как в УК решается наиболее сложный вопрос для управляющих компаний — работа с должниками?

Работы с должниками мы ведем с момента создания компании. Ранее ограничивались уведомлением неплательщиков, затем мы стали применять меры по приостановке подачи электроэнергии. А на данном этапе у нас практически нет должников по текущим платежам. Можно сказать о том, что мы приучили население платить. Безусловно, есть злостные неплательщики, но, как правило, суды с этими собственниками уже состоялись. Так в 2015 году по так называемым безнадежным долгам 2012-2013 годов нам удалось получить почти 500 тыс. рублей. Некоторым категориям неплательщиков идем навстречу, предоставляя рассрочку на погашение задолженностей без образования пеней и штрафов.

В целом как строятся ваши отношения с собственниками? И помогает ли администрация города в решении вопросов?

Если говорить об отношении жителей к нашей работе, то здесь главное — возрастающий уровень понимания собственниками степени ответственности за содержание своих домов. Все больше появляется инициативных людей и групп, и наша задача в конструктивном диалоге с ними строить работу по управлению и содержанию МКД. Например, поскольку средств, заложенных в тарифы, катастрофически не хватает, в части домов по желанию собственников вводим индивидуальные тарифы. Все дополнительные средства идут как на текущий ремонт, так и на установку приборов учета, ремонт подъездов и внешних конструктивных элементов, замену подъездных окон и т.д. На домах, где реально работают советы МКД, многое сделано именно за счет средств увеличения статьи «Текущий ремонт». Во всех текущих и острых вопросах мы работаем в тесном контакте с администрацией города. Несмотря на то, что глава администрации Владимир Ращупкин не так давно занимает этот пост, он готов к диалогу, оказывает всестороннюю помощь в решении вопросов, и ни один из них не остается без внимания.

В каком направлении планируете развиваться дальше?

Сегодня основную проблему видим в том, что собственники пассивны и считают, что мы интуитивно должны догадываться о возникших проблемах. Именно поэтому главной задачей для нас является совершенствование системы взаимодействия между нами и населением. Совершенствуем систему обмена информацией с собственниками как путем развития электронных средств, так и построением четкой схемы взаимодействия между нами и советами МКД, которые должны быть связующим звеном между нами и собственниками. А это возможно, лишь если каждый собственник МКД будет осознавать не только свои права, но и обязанности, долю ответственности за сохранность своего жилья, необходимость в активном участии в его благоустройстве.
Авторы: Ольга Лазуренко