Стратегия ЖКХ-2020 — это единый план работы

От управления МКД до многомиллиардных инвестиций в отрасль

01.04.2016

От принятия Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года напрямую зависит, как отрасль будет развиваться в стране в целом и в каждом отдельном субъекте РФ в частности. Какие плюсы получат непосредственные участники рынка, поставщики ресурсов, управляющие организации, ТСЖ? Как будут защищены интересы потребителей и собственников жилья? «Вестник» спросил экспертов, чего они ждут от утвержденного документа и как Стратегия повлияет на работу ЖКХ в регионах.

Михаил Евраев.jpg

Михаил Евраев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ:
— Важную роль в Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства России до 2020 года играет государственная информационная система ЖКХ (ГИС ЖКХ). Она позволит гражданам в режиме реального времени получать информацию о выполняемых в доме работах, голосовать по вопросам управления дома, оплачивать услуги ЖКХ, направлять обращения в управляющие и ресурсоснабжающие организации для защиты своих прав. Работа для граждан в системе является добровольной, для участников рынка — обязательной. Напомню, что законодательно закреплен принцип о том, что если начисления за ЖКХ не внесены в систему, то гражданин имеет право не оплачивать услуги ЖКХ до полного размещения в системе такой информации. Это позволит обеспечить достоверность и полноту размещаемой информации. Размещение информации в режиме реального времени в ГИС ЖКХ позволит открыть возможности для общественного контроля в отрасли, что существенным образом изменит ЖКХ к лучшему.

Ирек Файзуллин.jpg

Ирек Файзуллин, министр ЖКХ Республики Татарстан:
— В Стратегии все основные цели развития жилищно-коммунальной отрасли сведены в единый документ, и он стал планом работы, ориентиром по реформированию ЖКХ до 2020 года. Одним из основных векторов развития отрасли, согласно Стратегии, является развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства Сегодня одной из главных проблем жилищно-коммунального хозяйства является состояние инженерной инфраструктуры. В непростое для экономики время перекладывание на потребителей коммунальных услуг расходов на модернизацию инженерной инфраструктуры (через долгосрочные тарифы), по нашему мнению, преждевременно. С другой стороны, большой уровень износа коммунальной инфраструктуры, недоступность дешевых кредитов, а также политика по ограничению роста тарифов не позволят привлечь большое количество потенциальных инвесторов в отрасль. Необходима системная поддержка из бюджетов различных уровней на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся как в государственной (муниципальной), так и в частной собственности. Действующих сегодня механизмов государственной поддержки недостаточно. Одним из основным инструментов по привлечению в отрасль частных инвестиций, согласно Стратегии, является ликвидация неэффективных унитарных предприятий и передача их имущества в концессию частным операторам. К предприятиям и имуществу (инженерной инфраструктуре) негосударственной (немуниципальной) формы собственности в Стратегии не уделяется внимания. К примеру, в Республике Татарстан основная масса унитарных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства уже приватизировалась. но проблем в данной сфере меньше не стало. Напротив, потеря контроля со стороны государства (муниципалитета) в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в некоторых населенных пунктах порождает проблемы с собственниками объектов инженерной инфраструктуры, которые непосредственно отражаются на обеспечении потребителей коммунальными услугами. Считаем, что сегодня необходимы механизмы возврата под контроль государства (муниципалитета) имущества неэффективно работающих частных организаций.

Сергей Афонин.jpg

Сергей Афонин, министр ЖКХ Республики Башкортостан:
— Утвержденная недавно Минстроем РФ Стратегия развития ЖКХ до 2020 года даст регионам возможность получить дальнейшую финансовую помощь в решении таких важных задач. как капитальный ремонт общего имущества в МКД, переселение граждан из аварийного жилищного фонда. внедрение Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства обеспечение населения надежным и качественным тепло- и водоснабжением Для регионов Стратегия должна стать четким планом работы по реформированию отрасли, формированию активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах, по повышению комфортности условий их проживания и т.д. Она будет способствовать модернизации объектов ЖКХ развитию предпринимательства, усилению конкурентной среды и привлечению частных инвестиций в сферу, а также повышению энергетической эффективности отрасли. С 2015 года в Башкирии уже реализуется комплекс мер по развитию ЖКХ Республики Башкортостан до 2020 года, который своими целями и задачами во многом перекликается со Стратегией развития ЖКХ РФ.

Владислав Крюков.jpg

Владислав Крюков, директор НО «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту»:
— Стратегия поможет сфере жилищно-коммунального хозяйства выйти на новый виток развития и разрешить ряд накопившихся в ней проблем на региональном уровне. что скажется на функционировании системы в масштабе страны. Главное — реализация Стратегии позволит повысить безопасность и комфортность условий проживания россиян. Из наиболее актуальных пунктов мы отмечаем обеспечение последовательной работы при проведении капремонта в многоквартирных домах, усовершенствование механизма управления МКД, формирование активных и ответственных собственников квартир. стабилизацию рынка подрядных организаций, специализирующихся на капремонте многоквартирных домов. Также важны вопросы повышения энергоэффективности отрасли, максимальной открытости и прозрачности деятельности, развития общественного контроля непосредственно на местах. Вместе с тем мы считаем. что Стратегия должна иметь большую вариативность в зависимости от регионов. а также предполагать пересечение со смежными с ЖКХ отраслями. В сфере капремонта Стратегия предлагает стимулирование перехода на специальные счета при формировании фонда капитального ремонта. Причем переход на спецсчет должен носить эволюционный характер, когда инициативный собственник делает обдуманный выбор в пользу такого способа формирования фонда капремонта, когда он осознает преимущества и целесообразность этого шага. Активнее должен заработать механизм зачета средств, когда собственники жилья могут инициировать проведение отдельных работ по капремонту раньше сроков, установленных региональной программой. а после освободиться на некоторое время от уплаты взносов на капремонт. Все это расширит возможности граждан по осуществлению капремонта и снизит период ожидания ремонтных работ. А совершенствование механизмов кредитования «спецсчетников» является одной из приоритетных задач в рамках развития региональных систем капремонта и имеет важное социальное значение.

Владислав Боровик.jpg

Владислав Боровик, руководитель комитета по жилищно-коммунальной реформе и жилищному законодательству РОО «ОПОРА России»:
— Принятие Стратегии, безусловно, было необходимым решением. ведь то. что сейчас происходит в некоторых сферах ЖКХ, можно охарактеризовать старой классической фразой «когда верхи не могли, а низы не хотели жить по-старому». Такая ситуация возникла из-за определенного несовершенства в законодательной базе и отсутствия стабильной практики правоприменения. И данная Стратегия обозначила основные вехи, вокруг которых нужно сосредоточиться законодательной и исполнительной власти, операторам ЖКХ и собственникам. Реализация Стратегии обязательно принесет финансовые выгоды. но для этого потребуется тщательная проработка всех аспектов, касающихся сферы ЖКХ Проблема в том, что все участники процесса в регионах обычно ориентировались на успешный опыт своих коллег в городах-миллионниках. И те результаты реализации программы капитального ремонта, которая сейчас имеет место в Ростовской области, показывают, что есть ряд насущных проблем. Так, одним из приоритетных направлений должна стать информационно-пропагандистская и разъяснительная работа прежде всего с собственниками жилья. Даже элементарно в разрезе того. что кадастровая стоимость объектов недвижимости меняется, и меняется не в сторону уменьшения. В реализации Стратегии есть определенная польза и для Ростовской области, потому что подобные инициативы имеют место на практике во многих муниципальных образованиях и субъектах Федерации. Опыт, который мы сейчас получаем, должен аккумулироваться и тщательно прорабатываться.

Ирина Трофимова.jpg

Ирина Трофимова, руководитель Клуба председателей советов МКД, г. Таганрог:
— Стратегия ЖКХ-2020 определяет восемь наиболее значимых направлений развития ЖКХ страны. Это управление МКД капремонт МКД, ликвидация аварийного жилья, модернизация объектов, предоставляющих коммунальные услуги, обращение с ТБО, похоронное дело, социальная политика в ЖКХ и общественный контроль. Принятие данного документа позволит лучше планировать развитие жилищно-коммунальной отрасли в регионах страны. Однако во многих местах Стратегия сильно недоработана, и, думаю, причина этого в том, что при ее разработке не привлекались жители и собственники МКД. Не лишним было бы создание института общественного контроля за органом, лицензирующим деятельность управляющих компаний. К сожалению, не рассматривается вопрос защиты спецсчетов капремонта от инфляции, начисления на них приемлемых банковских процентов, открытия на спецсчетах временных депозитных вкладов до момента капремонта дома, также как и развитие системы финансирования капремонта домов за счет открытия спецсчетов МКД. Положительные аспекты Стратегии — это расширение полномочий советов домов и превращение их в институт профессиональных управляющих, защищающих интересы жителей МКД, а также включение ОДН в платежку за жилищные услуги. Понятно, что многие аспекты Стратегии будут дорабатываться. И большая роль тут отводится именно регионам. От того, как на местах воспримут эту Стратегию к действию власти, общественность, жители, и будет зависеть, в каких домах мы будем жить, какие услуги будем получать и насколько все это будет комфортно и безопасно.