Дмитрии Медведев: «Часть жилищного фонда в России обветшала, часть признана аварийной»

Редакция отраслевого журнала «Вестник» собрала интересные актуальные высказывания первых лиц страны о развитии жилищно-коммунальной отрасли

03.04.2016

Основные темы, волнующие руководство страны, впрочем, как и простых ее граждан, — капитальный ремонт, переселение из аварийного фонда и, конечно же, тарифы.

Владимир Путин, президент РФ:
— Теперь по поводу ЖКХ В 2015 году средний тариф был примерно 8,7 процента рост тарифа, в 2016-м 4 процента предусмотрено. То есть исходим из того что мы сможем этот платеж сократить. Это, правда, не касается коммунальных платежей, связанных с обслуживанием дома, с вывозом мусора и так далее Но эти вопросы должны решаться на уровне муниципалитетов.
Кроме всего прочего исходим из того, что федеральное законодательство предусматривает для семей, у которых плата за жилищно-коммунальные услуги превышает 22 процента совокупного дохода, право на получение субсидий.
При этом федеральный закон позволяет регионам понизить этот уровень и предоставлять субсидии тем семьям, совокупный платеж которых меньше чем 22 процента. Так сделано, например, в Москве, насколько я знаю и во многих других регионах Российской Федерации Без всяких сомнений, нужно самым внимательным образом к этому подходить, нужно смотреть внимательно за управляющими компаниями, и здесь еще многое нужно сделать для совершенствования этой системы. Без всяких сомнений, это будет находиться в центре внимания и Правительства Российской Федерации, и региональных властей. Да, этот вопрос еще далек от решения. Та система, о которой вы сказали, будет она или не будет, та система, которая сейчас предложена. В чем именно заключается система? В федеральном законе РФ определено, что выработана методика, согласно которой определяется средневзвешенный возможный рост и возможные отклонения вверх или вниз. Эта методика должна быть предложена Федеральной антимонопольной службой РФ, которая и должна будет следить за тем, как в этой сфере работают региональные власти. Так что мы будем смотреть теперь не только за тем, как регионы работают, но и за тем, как Федеральная антимонопольная служба осуществляет свои функции.

Дмитрии Медведев, председатель Правительства РФ:
— Механизмы, которые действуют в жилищно-коммунальном хозяйстве, хороши только в одном случае — если само жилье пригодно для проживания, а это колоссальная проблема для отрасли. Значительная часть жилищного фонда в России обветшала часть признана аварийной. Немало домов, которые стремительно приближаются к этому состоянию, если не пройдут в ближайшее время через капитальный ремонт. До конца 2017 года предстоит завершить расселение 11 млн кв. метров аварийного жилья, признанного таким еще в 2012 году. Но мы понимаем конечно, с вами, что у нас немало аварийных домов, которые были выявлены, и после поэтому этим придется заниматься.
Решаем эту задачу двумя путями. Во-первых, через программу расселения граждан из аварийного жилья. Она действует с 2008 года, более 600 тыс. человек благодаря ей переехали в новые благоустроенные квартиры. Это само по себе уже неплохое достижение для нашей страны с учетом того, что десятилетиями эта задача не решалась. Только за 2015 год было расселено более 170 тыс. человек из почти 3 млн кв. метров аварийного жилья... Что касается долгосрочных планов. Понятно, что по окончании срока работы текущей программы аварийное жилье никуда не испарится. Мы его уменьшим, но оно останется, к сожалению Поэтому поручаю правительству внести законопроект о формировании постоянно действующей системы расселения аварийного жилья, которая будет работать и после 2017 года. Второй путь решения проблемы ветшающего жилищного фонда — это конечно, капитальный ремонт Очень чувствительная для людей тема. Мы все с вами понимаем, потому что занимаемся этим на практике, каждый на своем месте: никакого бюджета не хватит, чтобы отремонтировать все жилье за счет государства. И не было никогда такого даже в советские времена. Объем многоквартирного жилищного фонда в нашей стране составляет около 2,5 млрд кв. метров Собираемость платежей на капремонт составляет сейчас более 77% по состоянию на конец 2015 года. Мы понимаем, что люди действительно в данном случае к этим деньгам относятся более трепетно, более чувствительно, чем к неким абстрактным тратам из бюджета Они хотят получить подтверждение того что взносы на капитальный ремонт не уйдут непонятно куда. Поэтому я поддерживаю предложение защитить накапливаемые средства от инфляции за счет начисления рыночных банковских процентов. Также нам нужно постараться даже в этих весьма сложных условиях запустить систему льготного кредитования услуг по капитальному ремонту. При такой системе часть процентов за этот кредит будет платить государство, то есть частично субсидировать платеж. Жильцам же можно как можно быстрее сделать ремонт и спокойно платить начисленные им платежи в те же самые сроки, как и ранее без всякой спешки. Хочу подчеркнуть: мы действительно предусмотрели меры, которые не позволяют тратить деньги на другие цели.

Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ:
— ЖКХ — одна из немногих сфер, с которой люди сталкиваются каждый день. То есть это касается каждого из нас. Однако получается так, что даже соседи по лестничной клетке зачастую не знают друг друга, не общаются Это действительно серьезная проблема, особенно если учесть, что в России более 80% — собственники жилья. Но настоящими хозяевами многие из них пока не стали, они только-только начали приобретать этот статус. Поэтому сейчас важно не прекращать работу по привлечению жильцов к управлению собственным домом, в Стратегии прописаны все необходимые для этого механизмы. Сегодня принято сидеть на кухне и критиковать управляющую компанию, а принять участие в общедомовом собрании время есть не у всех. Поэтому мы пошли здесь людям навстречу и ввели упрощенную форму (очно-заочную) проведения общего собрания, а также типовой протокол. При этом теперь предусмотрена уголовная ответственность за подделку таких документов. Это очень важно, ведь было много случаев, когда люди не участвовали ни в выборе управляющей компании ни в изменении ее работы, а в протоколах якобы стоит их подпись. Люди должны понимать, что именно от них зависят все решения, которые принимаются в доме, — от того, какой будет дверь в подъезде, до платы за жилищные услуги. Все нормативно-правовые акты на этот счет уже приняты, осталось только добиться их стопроцентной реализации.

Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ, главный государственный жилищный инспектор:
— В бюджете просто не хватит средств, чтобы вывести сразу все российские дома из того состояния, в котором они оказались. Это колоссальные затраты. Но даже не это самое главное: крыша, лифты, лестницы и фасад — это общее имущество, то есть долевая собственность каждого жильца дома. А за своей собственностью должны следить хозяева, что подтверждает вековая практика крупных европейских государств. Там людям и в голову не придет просить деньги на ремонт своих домов у бюджета. Почему люди, которые живут в сельской местности, сами строят свои дома и поддерживают их в рабочем состоянии за собственный счет? Они никогда не скажут: государство, налогоплательщики, все остальные, дайте мне деньги на капремонт моей кровли в индивидуальном доме или на даче. И возьмем городских собственников квартир, 80% из которых получили когда-то жилье бесплатно в порядке приватизации, а теперь отказываются его содержать за свой счет. Это значит, что они фактически требуют возложить обязанности по ремонту крыши в этом доме на того крестьянина, который платит налоги. И хочу сразу ответить тем, кто обвиняет нас в том, что в трудное экономическое время мы просто сбросили с себя все финансовые обязательства по ремонту, переложив их на жильцов. Это не так: финансирование из бюджетов продолжается, деньгами из казныы по-прежнему оплачивается около 30% работ. Но поднимать эту планку, как предлагают сегодня некоторые эксперты и депутаты, сегодня в России нет никакой возможности.