Утром — деньги, вечером тепло

Долги за газ становятся для регионов Юга России фактором риска при подготовке к зиме

27.10.2015

В Ростовской области и Краснодарском крае подготовка жилищно-коммунального комплекса к предстоящей зиме прошла в соответствии с утвержденными графиками. К началу отопительного сезона жилищно-коммунальные службы отчитались перед профильными министерствами о 100-процентной готовности к работе в зимних условиях.

Ростовская область: с опережением срока

В связи с ранними заморозками в Ростовской области отопительный сезон на Дону по распоряжению губернатора Василия Голубева начался раньше, чем обычно, — 8 октября. Тем не менее можно говорить практически о 100-процентной готовности коммунальных служб и техники к работе в осенне-зимний период. Завершающим этапом всех планово-профилактических работ станет получение муниципальными образованиями области паспортов готовности. Эта работа завершится до 15 ноября в соответствии с утвержденным графиком Ростехнадзора.

В 2015 году предприятиями и организациями, ответственными за подготовку и проведение отопительного сезона в муниципалитетах РО, был проведен значительный объем работ. В рамках тарифных соглашений «ЛУКОЙЛ-ТТК» произвел перекладку шести участков тепловых сетей общей протяженностью 2,6 км. В Таганроге был решен один из наиболее проблемных вопросов — определена единая теплоснабжающая организация МУП «Тепловые сети». Также решена проблема горячего водоснабжения многоквартирных домов, подключенных к котельной ООО «Тепловая организация». Завершено строительство второй нитки водопровода до города Зверево, что позволит решить проблему с отоплением города в осенне-зимний период.

Главам муниципалитетов Ростовской области поручена организация специализированных бригад, которые займутся ликвидацией наледей и снега на крышах многоквартирных домов в целях предотвращения травм людей при их обвале. В связи с условиями низкой водности, которые наблюдаются в 2015 году на территории области, министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области проводится ежедневный мониторинг уровня воды в районе всех водозаборных сооружений на Дону, в Цимлянском водохранилище. Чтобы предотвратить возможные нарушения и сбои в работе систем водоснабжения, проведены мероприятия по промывке решеток на водозаборных сооружениях, в этих местах проведены работы по углублению русла реки Дон.

В прошлом году за счет средств резервного фонда правительства Ростовской области были приобретены две плавучие насосные станции «Иртыш», которые сегодня уже подготовлены к работе. На эти цели было направлено 18 миллионов рублей.
В прошлом году за счет средств бюджета Ростовской области было приобретено 264 частотно-регулируемых преобразователя для снижения количества порывов и сокращения потерь в коммунальных сетях. В 2015 году продолжена работа по их установке. Для повышения надежности водоснабжения в текущем году за счет средств резервного фонда ряду муниципальных образований выделены средства на приобретение 43 единиц коммунальной техники (190,1 млн руб.), 83 единиц трубопроводной арматуры (902 тыс. руб.), восьми водонапорных башен Рожновского (2,3 млн руб.), одной станции очистки сточных вод (10 млн руб.).

Одной из самых главных задач, стоящих перед министерством ЖКХ Ростовской области при подготовке к отопительному сезону, стало налаживание учета тепловой энергии как самой дорогой коммунальной услуги. Здесь работа велась в двух направлениях: надо было добиться выполнения требований федерального законодательства о переходе на расчет за тепло только в отопительный сезон (месяц в месяц) от всех участников предоставления данной услуги и достичь 100-процентного оснащения всех МКД приборами учета теплоэнергии и введения их в эксплуатацию до начала отопительного сезона.

Определенное число ОПУ тепловой энергии, установленных на МКД ранее, к прошлому отопительному сезону так и не были введены в эксплуатацию. Это стало одной из самых актуальных проблем. Ведь собственниками жилья были вложены существенные средства на установку ОПУ, но, несмотря на требования закона, многие управляющие организации продолжали делать расчеты по нормативам. Руководством министерства была проведена большая работа с ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями и расчетными центрами, чтобы не повторить ситуацию прошлого года.
Что касается расчета за коммунальные услуги за отопление по схеме «месяц в месяц» (вместо 1/12-й), то подготовка к переходу на новую систему велась в течение почти двух лет, и с 1 августа 2014 года управляющие компании и ТСЖ должны выполнять эти требования законодательства. От ряда собственников жилья, тем не менее, поступают просьбы сохранить прежнюю систему оплаты, равномерно распределяющую платежи на все 12 месяцев, что уменьшает ежемесячный платеж. В связи с этим следует отметить, что установленный и действующий прибор учета потребляемой теплоэнергии позволяет учесть интересы плательщиков и экономить немалые средства.

К началу отопительного сезона для перехода на расчеты за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению по фактическому потреблению «месяц в месяц» был сформирован и утвержден порядок учета показаний ОПУ в течение месяца. Важной частью подготовки к отопительному периоду стала работа по погашению задолженностей коммунальных предприятий Ростовской области за ранее потребленные топливно-энергетические ресурсы. С начала 2015 года эта задолженность снижена на 7,2% и составляет приблизительно 1 млрд рублей. Около 70% этой суммы находится на рассмотрении в судах, в том числе и о признании наличия данной задолженности из-за разногласий об объемах поставленных ресурсов.

Министерством ЖКХ РО были проведены соответствующие совещания по погашению данной задолженности управляющими компаниями в адрес ресурсоснабжающих организаций. Руководство министерства уверено: пока есть неснятые разногласия между сторонами по поводу объемов поставленных ресурсов, целесообразно говорить только о неоспариваемой сумме.
Для того чтобы впредь исключить подобные проблемы, потребителям и поставщикам необходимо ежемесячно проводить сверки расчетов с подписанием актов сверки между ресурсоснабжающими организациями и УК.

Чтобы в домах было тепло
В 2015 году в рамках региональной программы капремонта запланирован ремонт 353 МКД. В ходе капремонта выполняются и работы, влияющие на подготовку к осенне-зимнему периоду. Кроме запланированных объемов ремонта, министерством ЖКХ РО была проделана работа по включению в план многоквартирных домов, пострадавших в результате стихийных бедствий. Например, в Таганроге, где ураган этим летом повредил значительное количество многоквартирных домов, рабочая группа, созданная указом губернатора РО, провела личный прием более 100 граждан. По выявленным проблемам приняты соответствующие решения о выделении средств на восстановление и ремонт повреждений, в основном кровли. При работе с управляющими компаниями городов и районов министерство ЖКХ РО обращает особое внимание на то, что работы, которые проводят управляющие компании при подготовке дома к зимнему отопительному сезону, относятся к надлежащему содержанию общего имущества МКД и, соответственно, к лицензионным требованиям. Соблюдение этих требований проверяет государственная жилищная инспекция РО в рамках лицензионного контроля. В частности, управляющие компании должны обеспечить запас противогололедных материалов и оборудования для расчистки придомовых территорий, обеспечить штатную численность персонала по уборке этих территорий, организовать бесперебойную работу аварийных служб, предотвратить доступ посторонних лиц в подвальные и чердачные помещения многоквартирных домов.

Краснодарский край: тепло на вес золота
Общее количество МКД на территории края, на которых запланированы и проводятся мероприятия по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период 2015-2016 гг., — 23 370 МКД, в том числе МКД с центральным отоплением — 13 408. К началу отопительного сезона было выполнено 100% от запланированного объема мероприятий по подготовке внутридомовых систем центрального отопления с оформлением актов гидравлических испытаний внутридомовых систем центрального отопления. На все дома с центральным отоплением оформлены паспорта готовности. Проведена работа по инвентаризации резервных источников снабжения электрической энергии, по итогам которой сформирован консолидированный перечень резервных источников снабжения электрической энергией социально значимых и жизненно важных объектов Краснодарского края. В крае имеется 790 передвижных и стационарных автономных источников электроэнергии на объектах социальной сферы края и предприятиях ТЭК. В текущем году будет закуплено по краевым программам 55 станций суммарной мощностью 2,65 Мвт. Еще летом губернатор края Вениамин Кондратьев отметил, что долги за потребленный газ являются прямой угрозой своевременному началу отопительного сезона.

В этом смысле ситуация в жилищно-коммунальном комплексе Кубани складывается непростая уже на протяжении нескольких лет. Дебиторская задолженность теплоснабжающих предприятий за поставленную теплоэнергию на 1 сентября 2015 года составляла 2,628 млрд руб., в том числе долги населения — 1,351 млрд руб., долги УК и ТСЖ — 619 млн руб., долги бюджетов всех уровней — 254 млн руб. При этом основная задолженность федерального бюджета — это долги организаций, подведомственных Минобороны РФ, в частности находящихся в процедуре банкротства ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» и ОАО «Славянка».

Основная кредиторская задолженность предприятий теплоэнергетики края — это задолженность за потребленный природный газ, которая составила на 30 сентября 2015 года 1,893 млрд рублей. Просроченную задолженность имеют теплоснабжающие предприятия в 15 муниципальных образованиях из 44. По всем этим предприятиям был составлен график погашения задолженности перед газоснабжающим предприятием на сумму свыше 1 млрд рублей. С 6 октября за неплатежи и невыполнение графиков реструктуризации задолженности прекращена подача газа на котельные в 17 МО края, в том числе в Анапе, Гулькевичском, Ейском, Кореновском, Староминском, Усть-Лабинском и других районах. Задолженность ОАО «Славянка» и АО «РЭУ» за тепловую энергию составляет более 80 млн рублей. Из-за этих неплатежей не могут рассчитаться за газ предприятия теплоэнергетики Ейского и Кореновского районов. Окончательно не определены организации, эксплуатирующие теплоэнергетическое оборудование в отопительный сезон в Динском районе, Горячем Ключе, Славянском районе. Среди причин, по которым сложились подобные ситуации, — неподтвержденный тариф новых МУПов и отсутствие у них лицензий на эксплуатацию оборудования, нахождение теплоэнергетического имущества на продаже от банкротного МУПа, судебные процессы по возврату в муниципальную собственность теплоэнергетического имущества, находящегося в аренде и др.

Не завершены работы по подготовке к осенне-зимнему периоду 2015-2016 гг. на четырех котельных — в Геленджике (одна ведомственная котельная ООО «Теплокурорт»), в Горячем Ключе (одна котельная в ст. Имеретинской, она отапливает средние образовательные школы, ДДУ), в Кореновском районе (одна котельная — в связи с модернизацией, другая — в связи с восстановлением после аварии). Что касается вопросов, принципиальным образом влияющих на стабильное теплоснабжение жилых, социальных, промышленных или иных объектов в осенне-зимний период, то здесь была проделана большая работа. В рамках подготовки к зиме было подготовлено около 1,5 тыс. ед. спецтехники для расчистки автодорог и тротуаров от снега. Заготовлено более 50 тыс. т песко-соляной смеси. Для предотвращения и ликвидации аварийных ситуаций на объектах ЖКХ предусмотрен краевой аварийный запас материальных средств и оборудования на сумму 52,5 млн руб. По теплоэнергетическим предприятиям Краснодарского края необходимый суммарный запас топлива на осенне-зимний период 2015-2016 гг. составляет 37,8 тыс. тонн. Запасы резервного топлива на 231 объекте ТЭК Краснодарского края, которые включены в график перевода на резервное топливо при значительных похолоданиях, составляют 55,3 тыс. т (100% от норматива). По всем теплоэнергетическим предприятиям, а также по всем объектам социальной сферы заблаговременно заключены договоры поставки твердого и жидкого топлива.
Авторы: Валентина Колесник