Максим Соколов: «Инвестиции в транспортную отрасль страны улучшат безопасность»

В условиях болезненного секвестирования всех расходных статей бюджета государство будет концентрироваться на инфраструктурных проектах

05.11.2015

В условиях болезненного секвестирования всех расходных статей бюджета государство будет концентрироваться на инфраструктурных проектах, наиболее полно реализующих его географические и геополитические преимущества. По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, Россия не должна сворачивать с траектории создания транспортной системы, отвечающей самым высоким международным стандартам. О том, как эта важнейшая отрасль поможет выходу страны из кризиса, Максим Соколов рассказал журналу «Вестник».

— Всю осень велись дискуссии относительно того, как именно резать бюджет и чем пожертвовать в условиях стремительно сокращающихся доходов. Удалось ли вашему министерству отстоять государственные инвестиции в транспортной сфере?

— Если мы обратимся к мировому опыту, как другие страны преодолевали экономический кризис, то увидим, что почти всегда это делалось путем интенсивного строительства дорог и других объектов транспортной инфраструктуры, Можно вспомнить США периода Великой депрессии, Германию 30-х годов — везде этот рецепт работал безотказно. Взрывной рост экономики Китая, начавшийся в середине 90-х годов, также стал результатом колоссальных государственных инвестиций в инфраструктуру, Конечно, в той ситуации, в которой оказалась наша страна, нам необходимо чем-то жертвовать, и мы с коллегами из Минфина России постоянно спорим на эту тему.
Понятно, что жертвовать чем-то придется, хотя крайне не хотелось бы менять ту траекторию, которая выводила Россию на создание транспортной системы, отвечающей самым высоким международным стандартам — и по скорости передвижения, и по безопасности, и по качеству дорог и объектов, и по комфортности для водителей и пассажиров.
Поэтому сейчас было решено сконцентрироваться на ключевых, самых важных проектах. Проектах, которые максимально полно реализовывали бы географические и геополитические преимущества страны. Кроме того, эти проекты должны дать максимальный эффект в смежных отраслях — машиностроении, строительстве и т.д., создавая таким образом концентрацию экономической активности, привлекая инвестиции, создавая новые рабочие места и способствуя общему выходу экономики из кризиса.

— Какие это проекты?

— Ни для кого не секрет, что Россия находится в центре евразийских транспортных коридоров, здесь мы и будем концентрировать усилия и инвестиции. В частности, это коридоры «Запад — Восток», «Север — Юг». Огромный потенциал мы видим у Северного морского пути, где ежегодно перевозится всего 1 млн тонн грузов, хотя он безопаснее и быстрее традиционных южных транспортных обходов. Он мало используется, но арифметика здесь простая: он на треть короче, если везти груз морем из Азии в Европу по сравнению с путем через Африку, это колоссальная экономия денег, топлива, времени, людских ресурсов, Но нет необходимой инфраструктуры, которую мы должны в ближайшие годы построить. Уже сейчас по всей протяженности пути активно промеряются глубины, налаживается аварийно-спасательная инфраструктура, связь. Пристальное внимание уделяется портам, в первую очередь это Сабетта, который выйдет на полную мощность в 2017 году, а к 2020 году грузооборот достигнет 16,5 млн тонн. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, мы в этом году продолжили обустройство подходов к коридорам «Восточный — Находка», к Мурманскому транспортному узлу. Под руководством «Росатома» продолжается строительство атомного ледокола, который будет курсировать по Северному морскому пути.

Огромное значение в контексте развития международных транспортных связей, в том числе внутри экономического пояса Великого шелкового пути, имеют проекты Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. По этим проектам было принято решение на уровне президента и правительства, они первые получили средства из фонда национального благосостояния, что позволило ввести их в соответствии с первоначально разработанным графиком, а какие-то этапы здесь уже можно назвать реализованными. По линии ГК «Автодор» продолжается финансирование строительства транспортного коридора «Европа — Западный Китай», который, стартуя от китайского порта Ляньюньган в Желтом море и заканчиваясь в Санкт-Петербурге, свяжет три страны, и будет способствовать увеличению товарооборота между Европой и Юго-Восточной Азией. Напомню, что 2,2 тыс, из 8,5 тыс, км автодороги пройдут по территории России, а одним из ее элементов станет скоростная трасса М-11 «Москва
— Санкт-Петербург». На эту трассу общей протяженностью почти в 670 км федеральный бюджет потратит 400 млрд руб, а всего ее стоимость составит 555 млрд рублей, Также в транспортном коридоре «Европа — Западный Китай» находится 300-километровое полукольцо Центральной кольцевой автодороги, которая также получает средства из ФНБ. Также высока вероятность реализации проекта обхода Балашихи и Ногинска, сумма инвестиций составит 61 млрд рублей, 30 из которых могут составить частные инвестиции.

— Развитие транспортных коридоров предлагает активное строительство объектов логистики. Какие крупные проекты реализуются в данном направлении?

— Здесь мы прежде всего говорим о строительстве в разных частях России крупных мультимодальных комплексов, куда грузы, будут доставляться посредством всех видов транспорта — автомобильного, водного, железнодорожного. В этом году будет сдан такой комплекс в Татарстане (г. Свияжск. — Прим. ред.), в рамках сопряжения Великого шелкового пути работает комплекс в Челябинске, где уже обрабатываются грузы. Есть предпосылки для реализации подобных проектов на Юге (в Ростове-на-Дону) и в центральной части страны (в подмосковном Дмитрове).

— В правительстве постоянно повторяют, что важнейшим фактором продолжения масштабного инфраструктурного строительства должно стать привлечение частных инвестиций. Что делается вами для того, чтобы вкладываться в порты, дороги, развязки стало выгоднее и надежнее?

— Прежде всего хочу отметить, что на федеральном уровне упорядочено законодательство, принят закон «Об основах ГЧП». В этом вопросе регионы шли несколько впереди, и к этому моменту более 60 субъектов имеют свое законодательство ГЧП, теперь оно есть и на государственном уровне. Важнейшим новшеством этого года стало введение права инвестора самостоятельно инициировать ГЧП-проекты. Также в условиях фактической ликвидации такого инструмента финансирования,
как Инвестиционный фонд, Минтранс РФ предложил свой вариант поддержки проектов в дорожной сфере — за счет перераспределения средств Федерального дорожного фонда и введения платы за проезд по трассам федерального значения для автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Средства поступят в регионы, которые смогут профинансировать дорожные проекты, причем приоритет будет отдан именно ГЧП-проектам. Предложение поддержано на уровне президента РФ. Ожидается, что ежегодный объем поступлений в Федеральный дорожный фонд от реализации проекта по взиманию платы с автомобилей массой свыше 12 тонн составит около 40 млрд рублей в год.

— Серьезные деньги для регионов, особенно по нынешним временам. А какие проекты смогут на них претендовать?

— Мы решили двигаться по пути концентрации ресурсов на наиболее важных и крупных проектах, потому что они скорее заинтересуют инвесторов. Таким образом, мы решили здесь отсечь проекты, стоимостью менее 1,5 млрд рублей. Помимо стоимости они должны полностью соответствовать российскому законодательству, в первую очередь 115-му федеральному закону «О концессионных соглашениях». Также проект должен быть внесен в документ территориального планирования, получить положительное заключение технологического и ценового аудита. Приоритет получат те проекты, которые имеют некий временной гандикап, например, благодаря разработанной и прошедшей госэкспертизу проектно-сметной документации. Предпочтение будет отдаваться проектам, которые будут способствовать росту протяженности дорог, помогая, таким образом, поручению президента об удвоении дорожного строительства, а также проектам, которые будут содействовать снятию инфраструктурных ограничений, снижая количество дорог, эксплуатируемых в режиме перегрузки.

— Установлен ли предельный уровень софинансирования проекта за счет федеральных средств?


— Да, не более 50%. Хочу подчеркнуть, что пока еще есть немного времени, губернаторы должны срочно привести свои проекты, если таковые в регионе есть, в соответствие с этими требованиями. Иначе уже к лету следующего года неосвоенные средства вернутся в федеральный бюджет — таково требование Счетной палаты. Да, это защищенные средства, и дорожная отрасль их не потеряет, но не хотелось бы терять целый год, тем более в такой сложный период. Эти деньги не должны висеть мертвым грузом, когда они способны реально помогать стране.
Авторы: Олеся Куропаткина