Жилищно-коммунальный дозор

Муниципальные центры общественного жилищного контроля в Ростовской области проследят за проведением капремонта и тарифообразованием

21.09.2015

В последние годы в Ростовской области действует региональная сеть общественного контроля за использованием бюджетных средств и средств граждан в сфере ЖКХ. Вслед за региональным центром в донской столице планируется развернуть муниципальные представительства в приемных губернатора в каждом районе области. Их главной задачей станет содействие уполномоченным органам в выявлении проблем и проведении проверок в ЖКХ. Донские общественники уже приступили к контролю процесса проведения капремонта, в планах — экспертиза тарифообразования.

Открывая заседание рабочей группы Общественной палаты (ОП) РО по общественному жилищному контролю, руководитель ОП Вячеслав Кущев рассказал об эффективности работы комиссии прошлого созыва в связке с областным министерством ЖКХ. В новом составе рабочей группе предстоит оказать помощь органам исполнительной власти в контроле реализации региональной программы капитального ремонта. Главное — изменить менталитет граждан в отношении своей недвижимости.

Каким должен быть общественный контроль в сфере капремонта?
По итогам Форума действий, проведенного Общероссийским народным фронтом в 2014 г., президент РФ Владимир Путин поручил установить финансовый и общественный контроль над региональными операторами капремонта.
Совсем недавно данные мониторинга отделения Общероссийского народного фронта в Ростовской области стали основанием для проведения внеплановой проверки расходования бюджетных средств областным оператором капремонта региональной контрольно-счетной палатой. Присутствовавший на заседании рабочей группы аудитор контрольно-счетной палаты РО Игорь Галушкин подтвердил, что в рамках своих полномочий контрольные органы готовы применять все необходимые меры. Свой мониторинг капремонта многоквартирных домов — без оглядки на ОНФ — провели и члены рабочей группы ОП РО по общественному жилищному контролю. По поручению руководителя рабочей группы Вольдемара Михайлова общественники ознакомились с организацией и ходом выполнения ремонтных работ в Таганроге, Новочеркасске, Белой Калитве, Морозовске, Каменске-Шахтинском, Волгодонске и Ростове-на-Дону.

Пока рано говорить о том, какие конкретные предложения Общественная палата РО представит донскому губернатору по итогам выборочной проверки. Однако можно отметить, что отчеты общественников во многом повторяют выводы донских активистов ОНФ: нужно ужесточить порядок взаимодействия с подрядными организациями, наладить доступ представителей советов МКД к процессу капремонта и т.д.

В ходе опроса представители советов МКД пожаловались на то, что подрядчики с неохотой предоставляют сметы и техническую документацию. Нередки расхождения с данными дефектных ведомостей: сметчиками заложены иные материалы, которые не позволят провести ремонт тех недостатков, что учтены в «дефектовках». Кроме того, по словам члена общественного совета г. Таганрога Олега Полубатько, подготовку проектно-сметной документации, согласно областному законодательству, невозможно оплатить со специального счета дома или счета регионального оператора. Общественник предложил внести соответствующие поправки в областной закон о капремонте. Несмотря на обязательность проведения строительного контроля, именно общественники выявили нарушения в Волгодонске, Таганроге, Белой Калитве и т.д. По их словам, недостаточный контроль деятельности подрядчиков оборачивается нарушением технологий проведения капремонта, подменой стройматериалов или отказом исправлять ошибки. Другой пример: на объекте в Волгодонске строители сначала
штукатурили фасад, а потом начали установку окон. В нескольких муниципальных образованиях выявлены факты подмены подрядчиком стройматериалов. В случае с заменой разводки это может привести к печальным последствиям. Как правило, в сметной документации указан материал изготовленных труб либо их конкретная марка. Но имели место случаи, когда подрядчик не нашел соответствующие документации материалы и приобрел те, что имелись в наличии.

Важно следить за всеми показателями материалов, в том числе чтобы диаметр сечения приобретенных труб совпадал с требованиями документации, в противном случае неизбежны порывы в системе теплоснабжения многоквартирного дома. В редких случаях капремонт дома предполагает усиление фундамента или несущих конструкций, а для этого требуется проведение экспертизы проектной документации. Например, в Морозовске жителям дома по ул. Кирова, 23, подрядчики предложили сделать усиление за свой счет.

Замминистра ЖКХ РО Валерий Былков пояснил, что работы по усилению фундаментов и несущих конструкций не могут
финансироваться с накопительного счета. Между тем, по его словам, проблема становится все острее, поэтому необходимо законодательно разрешить финансирование подобных работ за счет накоплений граждан на специальном или общем счете.
В Ростовской области собираемость взносов на капремонт одна из самых высоких в стране (77,2%). Однако пока собственники не увидят конкретную пользу от своих взносов в виде отремонтированных домов, будет тяжело обеспечить 100-процентные сборы. По словам Валерия Былкова, в этом году список многоквартирных домов, попавших в краткосрочный план капремонта Ростовской области, состоит из 258 домов. В то же время нужно уже сейчас готовиться к тому, что количество домов, которые в 2016 году будут охвачены капремонтом, увеличится в разы, соответственно, вырастут и объемы работы.

По итогам мониторинга 2015 года можно увидеть реальные результаты работы общественного жилищного контроля в Ростовской области. Однако необходимо повысить его эффективность и расширить охват территорий. Для достижения этой цели в районах Ростовской области появятся муниципальные центры общественного жилищного контроля, которым предстоит наладить оперативное взаимодействие с муниципальным жилищным контролем и иными уполномоченными органами надзора.
Планируется, что располагаться эти центры будут в приемных губернатора, которые имеются в каждом муниципальном образовании. Прием граждан будет осуществляться не ежедневно, а в установленное время (например, два раза в неделю). Номера телефонов и другая контактная информация центров жилищного контроля будут публиковаться в местных СМИ. По словам Вольдемара Михайлова, руководителями муниципальных представительств могут стать члены рабочей группы Общественной палаты Ростовской области по общественному жилищному контролю. В их работу будет входить рассмотрение обращений граждан, оказание им помощи в защите интересов, информирование уполномоченных органов надзора и вовлечение граждан в процесс контроля за проведением капитального ремонта. В перспективе все эти задачи помогут сделать их активными субъектами общественного жилищного контроля непосредственно советов многоквартирных домов, как это предусмотрено Жилищным кодексом. Законодательное регулирование деятельности общественных организаций в сфере ЖКХ ограничивает общественный жилищный контроль рамками «содействия уполномоченным органам контроля», да и материальные и физические возможности у общественных контролеров невелики. Поэтому идея создания специализированной федеральной НКО по защите прав жильцов и информированию граждан весьма актуальна сегодня. Возможности правозащитной поддержки и наличие муниципальных центров общественного контроля, которым также вменяется мониторинг правоприменительной практики в ЖКХ, позволят решать проблемы на более высоком уровне.

Быть или не быть общественному контролю за тарифами?
Кроме капитального ремонта, члены рабочей группы ОП РО предложили организовать общественный жилищный контроль тарифов и нормативов ЖКУ. Председатель президиума Совета ТСЖ-ЖСК г. Таганрога Василий Литвиненко рассказал о том, что в Таганроге установлены дифференцированные нормативы оплаты услуг теплоснабжения в зависимости от этажности МКД. Предложенный общественником порядок осуществления контроля тарифов таков: региональная служба по тарифам Ростовской области (РСТ) за три месяца до принятия тарифа или норматива потребления выкладывает все исходные данные и расчеты в свободном доступе на своем сайте и сообщает об этом администрациям муниципальных образований (МО).
Администрации МО незамедлительно оповещают об этом Общественный совет при администрации МО и общественные организации МО, которые письменно заявили свою заинтересованность в вопросах установления тарифов и нормативов на ЖКХ.

Общественный совет при администрации МО инициирует проведение общественной экспертизы тарифа или норматива потребления, привлекая для этой работы общественные организации, экспертов и граждан МО, а также организации МО, инициирующие установление тарифа или норматива. Результаты общественной экспертизы доводятся до граждан. При отрицательном результате общественной экспертизы тариф или норматив корректируется организацией МО, после чего проводится повторная общественная экспертиза. Аналогичный порядок должен быть установлен и для тарифов, которые устанавливаются администрацией муниципальных образований.

Руководитель рабочей группы Вольдемар Михайлов отметил, что подобная экспертиза потребует времени и денег. Ведь для ее осуществления нужны аттестованные эксперты, таким образом, есть необходимость либо обучить членов существующей рабочей группы, либо нанять других, уже прошедших аттестацию.

Это предложение будет рассмотрено рабочей группой Общественной палаты. Предложение по экспертизе тарифообразования, ранее внесенное в резолюцию гражданского форума «Общество и власть: стратегия развития» в мае 2015 г., находится на согласовании. Сопредседатель ОНФ в Ростовской области Татьяна Федирко отметила, что для реализации любого предложения рабочей группы нужно направить его на рассмотрение Общественной палаты, которая в случае одобрения подготовит его для утверждения губернатором Ростовской области.
Авторы: Евгений Милославский