Отходы ждут инвестора

В сфере обращения с ТКО уже реализуются пилотные проекты государственно-частного партнерства

05.08.2015

В существующей ныне системе сбора и утилизации ТКО, действующей в России, грядет большая реформа. Она нацелена на то, чтобы трансформировать сферу обращения с ТКО в полноценную отрасль ЖКХ с четко организованным производственным процессом, регулируемыми тарифами, понятными требованиями к участникам деятельности, а главное, привлекательную для инвесторов.

Актуальные вопросы реформирования отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами стали темой для обсуждения в рамках Форума ЖКХ-2015 в Южном федеральном округе. В центре дискуссии оказались изменения в ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», которые были приняты в конце 2014 года (№ 458-ФЗ от 29.12.2014 г.). Узловой момент реформирования отрасли — определение региональных операторов по обращению с отходами (РО) в каждом субъекте. РО определяется на конкурсной основе и действует на основе соглашения, заключенного с руководством субъекта Федерации, получает средства от заключенных договоров на обращение с ТКО, рассчитывается из этих средств с перевозчиками отходов за конкретные объемы сданных отходов, несет публичную ответственность перед субъектом и конкретным потребителем.

Маргарита Осипова, замдиректора департамента ЖКХ — начальник отдела ТБО и услуг в сфере похоронного дела Минстроя РФ: «В сферу обращения с отходами необходимо привлечь частного инвестора»
— Новый законопроект решает две основные проблемы. Во-первых, договоры, заключаемые управляющими компаниями с транспортировщиками ТКО, зачастую не гарантируют, что отходы будут доставлены к месту их обработки и утилизации.
Во-вторых, граждане платят за вывоз ТКО в составе жилищной услуги с 1 кв. метра жилплощади, что не обеспечивает ее прозрачности, и конечный исполнитель услуги по утилизации часто не получает того объема средств, который по факту уплатили граждане за утилизацию. Теперь в Жилищный кодекс внесены изменения в части отнесения услуги к коммунальной. Но главные изменения связаны с переходом полномочий по организации обращения с ТКО на более высокий уровень — от муниципалитетов к субъектам Федерации.

Теперь регионы будут разрабатывать и утверждать нормативы накопления ТКО, которые позволят дать четкое понимание объемов и состава накапливаемых в регионе отходов. На их основе будет разработана территориальная схема обращения с ТКО — стратегический документ, лежащий в основе всей будущей политики региона в сфере обращения с ТКО. Регионам также предстоит утвердить программы, предусматривающие строительство объектов по переработке и утилизации ТКО и источники их финансирования. В соответствии с новыми положениями закона каждый субъект Федерации самостоятельно определяет, какие технологии будут применяться для утилизации ТКО и какие объекты должны быть для этого построены.

В сферу обращения с отходами необходимо привлечь частного инвестора по максимуму. Уже сейчас есть инвесторы, которые хотят работать на этом рынке, сделать его качественным и прозрачным. В сфере обращения с отходами успешно реализуются проекты государственно-частного партнерства в Нижнем Новгороде, Саратове и Чебоксарах.

Алексей Макрушин, руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при Правительстве РФ: «Инвесторы рассчитывают выступать в качестве региональных операторов по обращению с ТКО»
— Вопрос о том, кто выйдет на рынок обращения с ТКО в качестве регионального оператора и как он будет строить свою деятельность, является сегодня ключевым. Должен ли региональный оператор заниматься только договорной системой, собирать средства и организовывать транспортировку, или же он берет на себя обязательства по созданию соответствующей перерабатывающей инфраструктуры?

Обсуждение положений законопроекта, регулирующих этот вопрос, продолжается. В них должно найти отражение соблюдения баланса интересов всех участников процесса, в том числе инвесторов. Сегодня в большинстве регионов нет собственных мощностей по переработке и утилизации ТКО. А именно строительство этих мощностей составляет 80% всех расходов, связанных с организацией процесса обращения с ТКО. Поэтому, готовясь к таким вложениям, инвестор, для которого важна гарантия тарифной выручки и загрузка мощностей, рассчитывает также выступать в качестве регионального оператора по обращению с ТКО.

В нашем представлении региональный оператор — это частная компания, которая отвечает за создание соответствующих мощностей и организацию всего процесса, в обязательном порядке нанимает на конкурсной основе перевозчиков ТКО.

Сергей Сидаш, министр ЖКХ Ростовской области: «В Ростовской области создается восемь межмуниципальных экологических кластеров»
— Работу по формированию комплексной системы обращения с отходами в Ростовской области мы начали в 2011 году с научно-исследовательских работ и расчета объемов образующихся ТКО для каждого населенного пункта области.
В 2013 году была разработана подпрограмма «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на 2014-2020 годы», в соответствии с которой в Ростовской области создается восемь межмуниципальных экологических кластеров.

В каждом из них будет действовать межмуниципальный экологический отходоперерабатывающий комплекс (МЭОК) по приемке, переработке, сортировке, обезвреживанию, компостированию и захоронению брикетов неутильной части ТКО.
Предполагается выделить на строительство комплексов 6,9 млрд руб., из которых 5,5 млрд руб. составят средства частных инвесторов. Часть МЭОК будет развиваться в рамках инвестиционных соглашений, а часть — в рамках концессионных соглашений. По каждому разработаны «дорожные карты» и сроки реализации — от разработки ПСД до ввода в эксплуатацию. Наиболее сложный этап — процедура выбора земельного участка с учетом требований природоохранного законодательства, перевод земель из одной категории в другую, внесение изменений в генплан.

Реализация данных проектов на территории Ростовской области позволяет нам плавно перейти к выполнению новых
требований законодательства в сфере обращения с отходами. Для нас особенно важно, что с 2016 года у собственников жилья в частном секторе появляется обязанность по заключению договоров на вывоз ТКО. Это повысит охват населения данной услугой, и будет гарантирован объем отходов для МЭОК.

Жестче становятся требования к объектам размещения отходов. В частности, с 2017 года запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты. Поэтому мы уже сейчас, на этапе строительства МЭОК, сможем учесть эти требования при разработке технологий и приобретении необходимого оборудования. Мы благодарны за понимание со стороны Правительства РФ проблем субъектов и муниципальных образований в части продления сроков действия лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов. В организации дальнейшей работы нам бы помогло принятие ряда нормативных документов по закреплению порядка ведения конкурсного отбора регионального оператора, требований к составу и содержанию территориальной схемы обращения с ТКО, порядку установления тарифов на основе долгосрочных параметров.
Авторы: Валентина Колесник