Инвесторов позвали в малые города

Вводится государственное софинансирование инвестпроектов ЖКХ в малых городах, а также механизм субсидирования процентной ставки по кредитам

02.11.2015

За полтора года своего существования федеральный минстрой приложил огромные усилия для формирования внятной нормативной базы для притока частных инвестиций в ЖКХ. По мнению чиновников, в России был разработан набор инструментов, которые дают возможность зарабатывать на отрасли. В ходе пленарного заседания на тему «ЖКХ России: условия для развития государственно-частного партнерства», прошедшего в рамках Форума ЖКХ-2015 в Ростове-на-Дону, представители власти и бизнеса обсудили инвестиционную привлекательность отрасли, еще недавно называвшейся не иначе как «черной дырой» российской экономики.

Российское ЖКХ стремительно меняется, и не увидеть этого уже невозможно. За последние полтора года в стране происходили процессы, в первую очередь в сфере законодательства, которые уже в ближайшие годы должны стать поворотными для отрасли. Минстрой признает: новшеств столько, что сейчас федеральные чиновники сосредоточены в основном на их правильном понимании и интерпретации, а также на точечной доработке. Именно поэтому ставший уже традиционным Форум ЖКХ был крайне важен и для профессионального сообщества, и для регуляторов рынка, и для представителей власти, и для бизнеса. «В ходе данного мероприятия для нас важно не только донести информацию о том, какие решения принимаются на федеральном уровне, но и услышать позицию экспертов, работающих в сфере ЖКХ других регионов, для совместной выработки наилучших решений, — подчеркнул, открывая панельную дискуссию, замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. — Отмечу, что сегодня нам удалось сформировать необходимую законодательную базу для реализации программ и конкретных проектов в сфере жилищно-коммунального комплекса».

Приоритет — частным инвестициям
Российское ЖКХ все последние годы испытывало колоссальное недоинвестирование. Так, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин в своем выступлении оценил потребность отрасли в 500 млрд рублей вложений ежегодно. Всего же, по подсчетам экспертов, для полной модернизации системы коммунального хозяйства стране требуется 9 трлн рублей, что сопоставимо с годовым доходом федерального бюджета. «Конечно, у государства таких денег нет, да и вообще мы исходим из того, что развитие российской экономики невозможно без привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты, к которым относятся и современные сети водо- и энергоснабжения, в которых нуждаются все быстроразвивающиеся страны, в том числе и Россия. Поэтому именно грамотное выстраивание отношений с частным бизнесом стало главной задачей для всех, кто работает в сфере жилищно-коммунального хозяйства», — отметил депутат. По мнению Сидякина, долгое время бюджетные вливания в ЖКХ уходили на латание дыр, а не на инженерную модернизацию, и только с 2008 года, когда был создан соответствующий фонд, в Госдуме образовался профильный комитет, а в правительстве — специализированное министерство, началась комплексная работа по реформированию отрасли. Теперь работа по привлечению инвестиций в ЖКХ ведется координированно и системно.

«К примеру, в настоящее время Минстроем России разработан инвестиционный онлайн-калькулятор ЖКХ, высчитывающий доходность проектов, а также сроки окупаемости при определенном объеме инвестиций. Все это способствует тому, что ЖКХ в условиях турбулентности и санкционного давления превращается в стабильную отрасль с прозрачным механизмом отдачи от вложений, ведь люди всегда будут потреблять коммунальные ресурсы», — рассказал Сидякин.

Однако главным достижением государственной машины в плане выстраивания конструктивного диалога с бизнесом, по мнению Андрея Чибиса, стало формирование долгосрочного тарифа — впервые в новейшей истории России. Замминистра сообщил, что кропотливая и крайне важная работа, которая позволит инвесторам «играть вдолгую» практически завершена, а повсеместный переход на долгосрочный тариф произойдет уже в 2016 году. «Это очень важное событие, которое должно стать поворотным для отрасли. Мы говорим о том, что ЖКХ сегодня — это крайне привлекательный рынок с оборотом 4 трлн рублей в год. Все, чего хотели инвесторы, — это ясные и известные наперед правила игры, тариф, который позволял бы планировать операционную деятельность, выстраивать эффективную модель управления, снижать издержки». При этом Чибис обнадежил потребителей: при новых правилах бесконтрольный рост тарифов уже в скором времени станет частью истории. «Больше никакого необоснованного роста тарифов не будет. Раньше глава муниципалитета перед отопительным сезоном приходил в регулирующий орган и говорил, мол, давайте срочно поднимать тариф, или не сможем перезимовать. И каждый год эти же самые трубы, которые прокладывались в советские времена, прорывались и прорывались, давая дикие потери, которые опять же ложились на плечи потребителя. Теперь с этой практикой покончено. Никакого роста тарифов без повышения качества жилищно-коммунальных услуг больше не будет. Хотите повысить тариф — покажите, куда пойдут деньги, покажите эффективность», — пояснил Чибис.

Естественно, контролировать тарифы у министерства нет возможности, поэтому в союзники были призваны не только региональные тарифные службы и местные власти, но и все заинтересованное профессиональное сообщество. По задумке Минстроя РФ, решения по тарифам будут приниматься коалиционно на специально созданных площадках, а окончательное решение будет оставаться за губернатором. При этом Чибис пообещал не только всячески поддерживать такие площадки, но и строго следить за эффективностью их работы. Заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам РФ Сергей Зинченко подтвердил: у его ведомства есть механизмы по повышению установленных законом пороговых значений роста тарифов. «Если губернатор видит необходимость повысить тарифы и показывает, почему это необходимо сделать, мы пойдем
навстречу», — сказал он. Стоит напомнить, что сейчас действует такое правило: Федеральная служба по тарифам ежегодно устанавливает предельные уровни повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в регионах, и регион должен вписаться в эти рамки. Но если, например, предполагается серьезная модернизация сетей или инженерных сооружений, которая требует дополнительных средств, то взять их можно только с конечных потребителей. Возникает необходимость увеличивать плату.

Поэтому предлагается: поставщики ресурсов должны обосновать перед региональными властями размеры тарифов, и если последние сочтут эту аргументацию убедительной, то разрешат превысить установленную планку, не спрашивая разрешения у федерального центра. Но и за возможные социальные последствия такого решения будут полностью нести ответственность губернатор и законодатели региона, подчеркнул Сергей Зинченко.

Концессии уже работают
О важнейшей роли бизнеса в деле модернизации ЖКХ говорили и местные спикеры. Заместитель полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Гурба подчеркнул, что у государственно-частного партнерства здесь нет альтернативы. «По нашим данным, в системах ЖКХ в регионах ЮФО износ составляет около 70%. Долгие годы сектор не имел должной поддержки, но теперь с принятием соответствующего закона появляется дополнительный импульс по выстраиванию взаимоотношений между инвестором и государством». В Ростовской области накоплен значительный опыт работы с частными операторами ЖКХ, причем как положительный, так и отрицательный. Так, местные эксперты рынка напомнили, что в ряде шахтерских городов одна из частных компаний брала в аренду имущество местных водоканалов, после чего занималась откровенным выкачиванием прибыли с населения. Между тем инфраструктура, и так бывшая не в лучшем состоянии, ветшала до недопустимого уровня. Другой пример — договор концессии между ростовским водоканалом и АО «Евразийский», признанный многими экспертами едва ли не эталонным для сегодняшней России. Генеральный директор ОАО «ПО Водоканал» Александр Скрябин подробно рассказал, как именно инвестор повышал эффективность работы водно-коммунального хозяйства столицы Юга. «У водоканала были колоссальные потери. С помощью досконального анализа мы выяснили, где происходит большая часть прорывов, и значительно сократили их число, просто заменив устаревшую запорную арматуру. Хотя кто-то, наверное, потребовал бы перекладывать трубы, что было бы долго, дорого и крайне неудобно и для потребителя, и в целом для города», — поделился Скрябин. Руководитель ростовского водоканала также сделал особый акцент на внедрении новых технологий. Не так давно ростовский водоканал перешел на новые технологии обеззараживания подаваемой воды. Причем современные импортозамещающие технологии для станции гипохлорита натрия произведены в России, что не только снижает зависимость компании от капризных зарубежных поставщиков, но и работает на идею импортозамещения. Первый заместитель губернатора РО Александр Гребенщиков сообщил, что инвесторам интересен не только региональный центр: на сегодня в Ростовской области заключено уже 18 концессионных договоров в сфере ЖКХ, готовятся к подписанию еще несколько десятков. «Мы грамотно выстроили отношения с частным бизнесом, он с удовольствием работает в нашем регионе», — отметил он. При этом в самом федеральном минстрое не испытывают никаких иллюзий относительно инвестиционной привлекательности малых городов.

«Мы пошли на беспрецедентный шаг, введя софинансирование проектов в малых городах (с населением менее 250 тыс. человек) до 80% за счет средств Фонда ЖКХ и региональных бюджетов, — отметил Андрей Чибис. — Таким образом, инвестор будет должен внести лишь 20%. Данный механизм господдержки будет запущен с августа 2015 года. Также в качестве антикризисной меры в ЖКХ с августа 2015 года будет запущен механизм субсидирования процентной ставки до 12% годовых по привлекаемым кредитам». Еще одним способом активнее влиять на инвестиционные процессы в ЖКХ для региона станет возможность стать стороной концессионного соглашения. «Все инвесторы в этой сфере говорят, что хотят иметь отношения с субъектами, а не с муниципалитетами. Минстрой РФ уже внес поправки, которые предполагают, что в рамках договора субъект РФ будет третьей стороной, которая будет подписывать концессионный договор и предоставлять гарантии, нести ответственность и т.д.», — сообщил руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ экспертного совета при Правительстве РФ, исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Алексей Макрушин. Минстрой же, со своей стороны, будет активно поддерживать формирование грамотных команд по концессиям на региональном уровне. Как сообщил Андрей Чибис, уже в сентябре будет запущена программа обучения по вопросам заключения концессионных соглашений как региональных и муниципальных чиновников, так и специалистов компаний и банков.
Авторы: Сергей Семенов