Анатолий Вороновский: «В экономике Кубани развитие транспорта создаст мультипликативный эффект»

Прямой вклад транспортной сферы в экономику Краснодарского края ежегодно растет и составляет более 10%

04.08.2015

Сопоставимы и суммы налоговых поступлений: предприятия отрасли формируют около 8% консолидированного бюджета региона с ежегодным приростом более 1 млрд руб. В прошлом году они обеспечили более 13 млрд руб. налогов, в планах на нынешний — более 14 млрд руб., рассказал Отраслевому журналу «Вестник» руководитель краевого департамента транспорта Анатолий Вороновский.

Краснодарский край, имеющий прямой выход к Черному и Азовскому морям, является стратегически важным транспортным узлом России. Конечно, пик инвестиционной активности пришелся на период подготовки к Олимпиаде в Сочи и обеспечение беспрепятственного доступа грузов для строительства олимпийских объектов. За 2010-2014 гг. инвестиции в транспортный комплекс Кубани составили около 500 млрд руб. Несмотря на то, что в первом квартале 2015 г. они снизились на 30%, по итогам года ожидается сумма более 60 млрд руб., а к 2020 г. — порядка 500 млрд руб. Это создаст мультипликативный эффект в развитии хозяйственного комплекса края, включая его основные сферы экономики: промышленность, сельское хозяйство, строительство, курортно-рекреационный комплекс. К 2020 г. объем предоставляемых транспортных услуг увеличится по сравнению с 2013 г. в 1,5, а налоговых поступлений — в 1,6 раза, появится дополнительно около 7,5 тыс. рабочих мест.

Дополнительные портовые мощности
На территории Краснодарского края расположено девять морских портов, которые обеспечивают перевалку более 180 млн тонн внешнеторговых и транзитных грузов в год. Крупнейший в России морской порт Новороссийск — это современный многофункциональный и высокомеханизированный комплекс морских терминалов, пропускная способность которых составляет 120 млн тонн наливных и 38 млн тонн сухих грузов.

Продолжается реализация проекта комплексного развития Новороссийского транспортного узла, включающего в себя создание транспортно-логистического центра, новых контейнерных терминалов, комплексов по перевалке зерна, нефти и нефтепродуктов, развитие автомобильных и железнодорожных подходов. В рамках проекта в порту реконструированы контейнерный терминал и комплекс по перевалке лесных грузов, введены в эксплуатацию два зерновых терминала и комплекс по перевалке мазута. Ведутся работы по вводу глубоководного нефтеналивного причала 1А. В Юго-Восточном районе порта продолжается строительство второй очереди контейнерного терминала. Развивается порт Туапсе: активно наращивают мощности зерновой терминал и комплекс по перевалке минеральных удобрений, введен в эксплуатацию глубоководный нефтеналивной причал 1А. В районе мыса Железный Рог ведется интенсивное строительство нового порта Тамань мощностью 93 млн тонн в год, который в перспективе станет вторым по объемам перевалки грузов портом Южного региона. Введены в эксплуатацию зерновой терминал, комплексы по перевалке нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов, а также жидких пищевых грузов. Планируется строительство терминала навалочных грузов.

В Северо-Восточном районе порта Кавказ строится комплекс по перевалке накатных грузов мощностью 2 млн тонн в год. Завершена реконструкция морского порта Сочи. Новая круизная гавань позволяет принимать круизные пассажирские суда длиной более 300 м и вместимостью до 3100 пассажиров, а существующую акваторию использовать для стоянки яхт и катеров.
Реализация инвестиционных проектов в области морского транспорта позволит до 2020 г. увеличить грузооборот морских портов Краснодарского края более чем в 1,5 раза, создать более 5000 новых рабочих мест, обеспечить дополнительное поступление в консолидированный бюджет региона более 1 млрд рублей налогов и сборов ежегодно.

Модернизация железнодорожной...
Краснодарский край занимает лидирующее положение на Юге России по протяженности железных дорог и почти по всем экономическим показателям железнодорожной отрасли.

На территории Кубани намечено усиление железнодорожного участка от станции Крымская до морских портов Кавказ, Темрюк и строящегося порта Тамань. Предусмотрена электрификация участка с сооружением вторых путей. Это позволит к 2018 г. увеличить объемы перевозимых грузов до 65,9 млн тонн в год. Повышенное внимание уделяется усилению подходов к морскому порту Новороссийск. Реконструированы Большой и Малый Новороссийские тоннели, ставшие двухпутными. В результате прохождение грузовых поездов в направлении станции Новороссийск выросло до 28 пар в сутки.

На станции Новороссийск планируется построить новый парк отправления «Б» с сооружением вторых главных внутриузловых путей, а на действующем разъезде «9-й км» уже построена крупная сортировочная железнодорожная станция, имеющая статус «сухого порта». Это даст возможность увеличить к 2018 г. объемы перевозимых грузов до 41,5 млн тонн в год. Ранее ОАО «РЖД» обеспечило Кубань новой магистралью Адлер — горноклиматический курорт Альпика-Сервис протяженностью 48,2 км, построенной к Олимпиаде и состоящей из новой автомобильной дороги и железнодорожных путей. В отличие от петляющих горных дорог эта проходит прямой линией сквозь все горные массивы.

...и аэропортовой инфраструктуры

На территории Краснодарского края действует ряд авиационных предприятий и представительств российских и зарубежных авиакомпаний. Пассажирские и грузовые перевозки осуществляются через международные аэропорты федерального значения Краснодар (Пашковский), Сочи (Адлер), Анапа (Витязево), на внутренних авиалиниях — через аэропорт Геленджик. Общая численность авиакомпаний, выполняющих полеты в Краснодарский край, доходит до 40. Из них 20 выполняют основной объем перевозок на исторически сложившихся регулярных направлениях, связывая аэропорты региона с Москвой, Санкт-Петербургом, крупнейшими городами Урала, Сибири, Дальнего Востока, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. На долю аэропортов Кубани приходится 5% всех пассажирских авиаперевозок в России. Более 4% всех отправлений осуществляется из аэропортов Сочи и Краснодара. Благодаря федеральным целевым программам развития транспортного комплекса три аэропорта края получили новые современные взлетно-посадочные полосы и сопутствующую аэродромную инфраструктуру, а с завершением реконструкции аэропорта Краснодар современная аэродромная инфраструктура будет во всех аэропортах Кубани. Кроме того, в аэропортах региона ведется реконструкция аэропортовой инфраструктуры.

В Сочи в рамках программы олимпийского строительства появился новый аэровокзальный комплекс, оборудованный посадочной галереей с десятью телескопическими трапами пропускной способностью 3360 пассажиров в час. В планах на ближайшие годы — проектирование и строительство новых современных аэровокзальных комплексов в Краснодаре, Анапе и Геленджике. Все это позволит поэтапно увеличивать ежегодный объем перевозок пассажиров через аэропорты края, а также создать комфортные условия для его жителей и гостей.
Авторы: Кирилл Власенко