Станислав Соломко: «Аэропорт «Южный» может стать основным деловым центром региона»

К ЧМ по футболу 2018 года будет построен в Ростовской области аэропорт-хаб «Южный»

24.08.2015

Он станет первым в ЮФО с точки зрения уникальной инфраструктуры, предназначенной для обслуживания транзитного пассажиропотока. Чем ростовская воздушная гавань будет похожа на афинскую и с какими сложностями приходится сталкиваться при реализации проекта, «Вестнику» рассказал Станислав Соломко, ассоциированный партнер, глава российского представительства немецкой компании Lufthansa Consulting, которая принимает участие в разработке концепции аэропортового комплекса.

— По расчетам вашей компании, планируемая пропускная способность строящегося аэропорта «Южный» — от 4,4 до 11,6 млн пассажиров и от 6 до 70 тыс. тонн грузов. Как вы оцениваете прогнозы, развития воздушных перевозок, пассажиро- и грузопотока этого объекта?

— При подготовке прогноза развития перевозок, как пассажирских, так и грузовых, рассматривались три возможных сценария — консервативный, наиболее вероятный и оптимистический. В основе каждого заложен органический рост отрасли на основании консенсус-прогноза развития экономики. В то же время в зависимости от сценария в прогнозе учитывались различные движущие силы и факторы, например, ремонтные работы на ВПП, изменение объемов трансферных перевозок базового перевозчика (авиакомпании «Донавиа»), изменение конкурентной среды, изменения в туристической отрасли, запуск низкотарифного перевозчика или проведение чемпионата мира по футболу.

Таким образом, согласно наиболее вероятному сценарию, только благодаря вышеперечисленным факторам аэропорт сможет дополнительно привлечь до 700 тыс. пассажиров в год. Количество взлетно-посадочных операций к 2035 году оценивается на уровне 70 тыс. в год. Также можно говорить о постепенном росте количества пассажиров на одну взлетно-посадочную операцию: ожидается, что в среднем к 2035 году данный показатель вырастет примерно на 18% (а это в свою очередь означает увеличение интенсивности использования самолетов большей вместимости).

Рост объемов грузопотока обусловлен главным образом развитием экономики региона, который обеспечивает более 90% совокупных объемов перевозок. В то же время ввод в эксплуатацию логистического центра «Почты России», несомненно, окажет положительное влияние на грузопоток «Южного».

— Авиационные грузоперевозки в стране традиционно невелики. Какие ниши (или перспективные группы товаров) для перевалки грузов вы видите в аэропорту «Южный»?

— Традиционно наиболее востребованы на рынке грузоперевозок импортные товары широкого потребления, поэтому можно смело утверждать, что именно они составят наибольшую долю в грузопотоке аэропорта Ростова. Однако в свете политической ситуации, а также благодаря наметившемуся тренду по импортозамещению товаров можно предположить, что будет наблюдаться рост перевозок скоропортящихся грузов по России и между странами Таможенного Союза. Сегодня объем авиационных грузоперевозок пока не позволяет говорить о развитии полноценного интермодального сообщения, однако такая перспектива не исключена в будущем.

— Как планируется развивать транзитную функцию хаба?

— Аэропорт Ростова обладает значительным потенциалом для развития транзитного потока в силу выгодного расположения с точки зрения географии и ортодромии. Как показывает практика, есть два ключевых фактора, которые оказывают непосредственное влияние на развитие трансферного пассажиропотока. Первое — это наличие инфраструктуры. Аэропорт должен предоставить все необходимые условия для обслуживания трансферных пассажиров. В этом ключе нужно особо отметить тот факт, что новый аэропорт станет первым в своем роде в Южном федеральном округе с точки зрения наличия уникальной инфраструктуры, предназначенной для обслуживания транзитного пассажиропотока. Второе — это желание и возможности перевозчиков аэропорта. Иными словами, если, к примеру, базовый перевозчик авиакомпания «Донавиа» сделает акцент на развитии региональных перевозок непосредственно на базе аэропорта «Южный», это, безусловно, положительно скажется на развитии как транзитного, так и общего пассажиропотока аэропорта. Согласно нашим подсчетам, развитие трансферных перевозок со стороны «Донавиа» может простимулировать более чем 40-процентный рост общих объемов пассажиропотока к 2035 году, а доля трансферных пассажиров может составить порядка 25%.

— Как бы вы спозиционировали аэропорт «Южный» на мировом рынке авиаперевозок?

— Если сравнивать его с аэропортами мира, то можно провести параллель с воздушной гаванью Афин в Греции, которая обладает широкой региональной сетью маршрутов. Так же, как Афины обеспечивают сообщение со всеми островами страны, так и Ростов может обслуживать направления юга России. От Краснодарского аэропорта его отличает то, что он является привлекательным не только как конечная точка путешествия, но и как транзитный пункт на пути в другие южные направления. С другой стороны, «Южный» имеет все шансы стать основным деловым центром региона, в том числе и благодаря развитию проекта «город-аэропорт». Вообще, термин «город-аэропорт» был впервые употреблен в аэропорту Амстердама «Схипхол» в начале 90-х. Смысл концепции в том, что современные аэропорты предлагают все объекты, услуги и удобства, которые можно найти в городах, например гостиницы, офисы, торговые центры, рестораны и т.д., а в сочетании с хорошей транспортной доступностью аэропорты становятся привлекательными для бизнеса, не связанного непосредственно с авиационной деятельностью в аэропорту. Концепция «город-аэропорт» в целом предусматривает развитие аэропортовой инфраструктуры, которая необходима для удовлетворения потребностей растущего пассажиропотока в различных сферах и областях. Развитие хаба на базе аэропорта Ростова повлечет за собой развитие прилегающей территории: появятся деловой центр, конгресс-центр, отель, будет развиваться паркинг, который, к слову, является одним из самых прибыльных бизнесов в сегменте неавиационных доходов. Данные объекты инфраструктуры необходимы для создания центра деловой активности на базе аэропорта «Южный», что будет являться его несомненным конкурентным преимуществом.

— В чем для вас была основная сложность разработки генерального плана?

— Аэропорт «Южный» имеет достаточно высокий потенциал развития пассажирских и грузовых перевозок, в том числе и трансферных. Однако, на наш взгляд, есть несколько сложностей на пути реализации данного проекта. Первое — это конкуренция со стороны крупнейших хабов — Москвы, и Стамбула.

Географическое положение обуславливает пересечение зон охвата упомянутых аэропортов и, как следствие, сильную конкуренцию за транзитный пассажиропоток. Второе — это наличие сдерживающих факторов развития на так называемых внешних рынках аэропорта: падение спроса на европейских направлениях и на Украину, связанное со сложной политической и экономической ситуацией. Третье — это отсутствие «фидерного» перевозчика, располагающего флотом региональных воздушных судов вместимостью до 50 мест, что ограничивает возможности развития в Южном федеральном округе и странах СНГ по таким направлениям, как, например, Баку, Тбилиси, Ереван. С другой стороны, как уже упоминалось ранее, новый аэропорт станет первым в своем роде в ЮФО с точки зрения уникальной инфраструктуры. Руководство «Южного» готово предоставлять техническую поддержку для организации процесса стыковок, а также универсальные преференции для авиакомпаний, готовых развивать стыковочные маршруты на базе аэропорта.

Однако необходим комплексный подход и интерес со стороны всех участников рынка к решению вышеупомянутых проблем. Поэтому если со стороны регионального правительства, для которого реализация проекта принесет дополнительные экономические выгоды, будет принято решение о разработке механизмов бюджетной поддержки региональных перевозчиков, успешная реализация данного проекта может ожидаться уже в ближайшей перспективе.
Авторы: Ольга Лазуренко