Пять болевых точек ЖКХ

Ключевые направления совершенствования отраслевого законодательства обсудили в донской столице

11.08.2015

Первые секции Форума ЖКХ были посвящены актуальным вопросам управления жилищным фондом и проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. В число ключевых тем дискуссий вошли изменения в Жилищном кодексе РФ, направленные на упрощение проведения общего собрания собственников МКД, усиление ответственности за фальсификацию протоколов, а также вопросы проведения капитального ремонта.

Открывая Форум ЖКХ-2015 в ЮФО, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев подчеркнул, что сегодня реформа ЖКХ находится в заключительной стадии. «Тщательная разработка ключевых направлений отрасли ЖКХ позволила выявить пять болевых точек, на которые следует обратить пристальное внимание.

Вопросы управления МКД, модернизация и развитие коммунальной инфраструктуры, ограничение коммунальных платежей с учетом роста инфляции, переселение граждан из ветхого и аварийного фонда, проведение капитального ремонта и качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг стали ключевыми направлениями при совершенствовании федерального законодательства», — подчеркивает Павел Качкаев. Для решения этих проблем за последние годы было принято весомое количество федеральных законов. Накануне форума президентом подписан ФЗ №176, который внес изменения в законодательство практически по всем названным направлениям.

Масштабные изменения затронули систему проведения капитального ремонта МКД. Согласно новому законодательству, планы капремонта на все многоквартирные дома должны составляться с интервалом три года. Не менее значимым новшеством стало и размещение временно свободных средств регионального оператора на депозите. Такой подход позволит госструктуре компенсировать потери, возникающие в результате инфляции. Поправки в Жилищный кодекс позволят региональному оператору закрыть спецсчет дома при наличии более 50% долга собственников по оплате данной графы в течение нескольких месяцев. Также закон уточняет и упущенные ранее льготы для социально незащищенных категорий граждан при оплате капитального ремонта. Среди важных нововведений Павел Качкаев отметил значительное упрощение процедуры проведения общих собраний собственников жилья. Теперь повестку дня сможет отработать инициативная группа жильцов, а остальные проголосовать любым доступным способом. При этом каждая подпись на протоколе общего собрания должна быть идентифицирована.
форум ЖКХ.jpg

Участники форума интересовались, можно ли ускорить процесс перехода
с общего счета на спецсчета, когда будет введена единая платежка
с включением строки «на капремонт», и др.

Значимым изменением эксперты называют и придание протоколу общего собрания статуса официального документа, который будет храниться в течение трех лет в Госжилинспекции, а при выявлении нарушений по проведению общего собрания попадет под статью Уголовного кодекса.

Законодатель существенно расширил и права актива многоквартирного дома, председателя правления и совета МКД. Теперь они без созыва общего собрания могут самостоятельно принимать решения по вопросам, не связанным с серьезными изменениями недвижимого имущества, например, таким как благоустройство придомовой территории. Введено и разрешение для председателя МКД или старшего по дому на получение официального вознаграждения.

Формула прямых договоров
В своем выступлении заместитель директора департамента ЖКХ — начальник отдела жилищного хозяйства Минстроя РФ Олеся Лещенко коснулась изменений в сфере лицензирования УК. Первая новелла вносит изменения в реестр лицензий. И если раньше в течение трех рабочих дней с момента оформления протокола собственники МКД должны были уведомить жилинспекцию об исключении дома из лицензии УК, то в дальнейшем этот процесс будет осуществляться в порядке, разработанном Минстроем РФ.

Другое изменение в законодательстве связано с изъятием ФЗ №99, в соответствии с которым основанием для проведения внеплановой проверки УК было поступление сообщения о грубых нарушениях со стороны лицензиата. При этом ФЗ позволял установить особенность лицензирования в сфере предпринимательской деятельности. Сегодня эта особенность установлена Жилищным кодексом, и основанием для проведения внеплановой выездной проверки является поступление сообщения о любом нарушении. Эта мера повысит прозрачность деятельности управляющих организаций, наведет порядок в области не только фиксации показаний общедомовых приборов учета, но и начисления коммунальных платежей.

«В свое время из законопроекта была исключена формула прямых договоров. Сегодня мы вернулись к обсуждению этого вопроса. Найдена конструкция, которая не исключает управляющие компании из взаимодействия между собственниками МКД и ресурсоснабжающими организациями. В данном случае управляющие компании будут по поручению собственников заключать такие договоры, что позволит УК мотивированно бороться за качество предоставляемых ресурсов, отстаивая интересы владельцев жилья, — говорит заместитель директора департамента ЖКХ — начальник отдела жилищного хозяйства Минстроя РФ Олеся Лещенко. — Сейчас этот закон находится в стадии доработки, обсуждается с участниками профессионального сообщества, и, надеемся, что уже в осеннюю сессию он будет вынесен на рассмотрение».

Множество вопросов у участников дискуссии вызвала существующая схема расчета ОДН. Руководители управляющих компаний озвучили, что зачастую счета за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, предъявляемые собственникам МКД, значительно превышают фактическое потребление ОДН. По их мнению, постановление №354 не только не решает эти задачи, но и не стимулирует исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающие организации к наведению порядка в инженерной инфраструктуре МКД, к учету строгого контроля над потреблением ресурса, к соблюдению режима энергосбережения. Павел Качкаев отметил, что документ не идеален и в ближайшее время будет пересмотрен.

Копить и подновлять
На следующей секции была широко освещена реформа системы капитального ремонта. Участники отметили, что результатом колоссальной законотворческой работы должно стать повышение ответственности собственников МКД. За время действия регионального оператора по всем зонам функционирования было собрано свыше 44 млрд рублей, из которых 17 млрд поступили в 2014 г., а 27 млрд пополнили фонд системы в 2015 г. В целом собираемость по стране достигла 63%. Эксперты отметили, что такие результаты для реформы — это серьезный успех с хорошим заделом для дальнейшего развития. Тем не менее разброс показателей собираемости по регионам достаточно высок. Так, на фоне небольших сборов в ЮФО (47%) Ростовская область занимает лидирующие позиции (69%) не только в регионе, но и в целом по России (в регионе собрано свыше 2 млрд рублей).

«Совместно с Минстроем РФ было принято решение о том, что 1 млрд рублей из временно свободных средств, которыми распоряжается фонд, будет направлен на финансирование программ по капитальному ремонту, — сообщила заместитель директора департамента ЖКХ Минстроя РФ Олеся Булгакова. — Лимиты будут доведены до субъектов Федерации после внесения соответствующего изменения в постановление №147». Одной из главных задач, стоящей сегодня перед госструктурами, участники назвали прозрачность работы регионального оператора и контроль качества масштабно проводимых капремонтов. «Для решения этого вопроса требуется активное вовлечение собственников МКД в процесс проведения капитальных работ. И сегодня в помощь региональным операторам и собственникам МКД Минстрой РФ разрабатывает документы по этим злободневным темам. Принципиально важным фактом станет действие ФЗ №44, в рамках которого будут осуществляться закупки на нужды регионального оператора, а добросовестность подрядных организаций будет контролироваться строгим отбором, подтвержденным постановлением Правительства РФ», — подчеркивает заместитель генерального директора ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Ольга Сердюк.

Ремонт за банковский счет
Базовая основа системы финансирования капитального ремонта сегодня заключается в накоплениях собственников МКД. Для поддержки этой системы заявлено и реализуется существенное финансирование из бюджета всех уровней. Однако наполняемость бюджета не слишком высока, поэтому остро встают вопросы о том, как финансировать объемы заявленных в качестве обещаний собственникам работ и как требовать от них реализации этих обязательств. Не менее сложным и неоднозначным вопросом эксперты называли и финансовую структуру по кредитованию.

Приказом Минстроя РФ была создана рабочая группа по реализации пилотных проектов кредитования капитального ремонта МКД, в состав которой вошли представители НП «ЖКХ Развитие», Фонда ЖКХ, АИЖК, фонда «Институт экономики города», Сбербанка, Банка Москвы и Международной финансовой корпорации (IFC). Для девяти пилотных регионов, попавших в перечень пилотных проектов, была разработана базовая система кредитования, в соответствии с которой собственники МКД, не дожидаясь очереди на капремонт, могут выполнить необходимые работы незамедлительно на средства кредитования. Однако пока в пилотных регионах удалось сделать немного. Эксперты форума сошлись во мнении, что уникальный для регионов России опыт кредитования ТСЖ продемонстрирован в Ростовской области. Здесь реализуется программа, в рамках которой собственникам МКД для проведения капитальных работ дома предоставляются кредиты. «Для реализации системы кредитования субъектам необходима форма государственной поддержки, затрагивающая актуальные вопросы субсидирования процентной ставки или софинансирования части затрат, — говорит заместитель председателя правления ОАО КБ «Центр-инвест» Сергей Смирнов. — К сожалению, сегодня региональные банки отвлечены от системы накопления спецсчетов. Конструктивным решением этого вопроса мы считаем предложенную Правительством РФ форму по введению системы страхования вкладов на капремонты».

Итогами работы второй секции форума стала разгоревшаяся дискуссия, на которой участники профессионального сообщества не только обсуждали актуальные вопросы, но и вносили конструктивные предложения. Одним из животрепещущих вопросов, волнующих руководителей УК и ТСЖ, стало сокращение срока по переходу вклада со счета регионального оператора на специальный счет.

«Сегодня мы понимаем эту проблему и на уровне законодательства субъекта Федерации рассматриваем для Ростовской области вопрос о сокращении двухгодичного срока. Однако следует понимать, что одномоментный выход из системы регионального оператора невозможен. Региональный оператор должен быть финансово устойчивой структурой, способной выполнять взятые на себя обязательства», — прокомментировал министр ЖКХ РО Сергей Сидаш.
Авторы: Марина Коренец