Оксана Демченко: «Краснодарский край и Республика Крым — в числе субъектов-лидеров по лицензированию на Юге»

Лицензионная кампания, предпринятая для «генеральной уборки» на рынке управления жилищным фондом, позволила повысить прозрачность деятельности УК

30.06.2015

Чтобы удержать дома, УК пришлось серьезно пересмотреть свои подходы к своей деятельности. Ответственность управляющих организаций, вероятно, будет повышаться. По словам директора департамента ЖКХ Минстроя России Оксаны Демченко, в пилотных проектах кредитования капремонта они планируют выступить заемщиками.

— Какие подвижки произошли с рынком управляющих компаний: сколько УК не получили лицензии, в каких крупных городах высвободились наибольшие объемы жилищного фонда, кто пришел к управлению этим фондом?

— По состоянию на 1 июня 2015 г. всего заявилось порядка 15 тысяч управляющих организаций, из них 12,5 — действующих, а 2,5 тысячи — вновь образованных. Выдано 11 тысяч лицензий. Сквозь лицензионное сито не прошли 13% участников рынка. При этом ни один дом не остался без управления. Жилищный фонд, с которого, не пройдя лицензирование, ушли управляющие организации, взяли под контроль и временное управление муниципальные власти. Соответствующие механизмы были заранее проработаны Минстроем России и доведены до сведения регионов, в том числе через соответствующие разъяснения, с которыми можно ознакомиться на нашем сайте. Так что нельзя говорить, что у нас каким-то образом высвободился жилищный фонд, этот фонд в настоящее время находится под управлением, организованным местными властями. Довольно существенен этот показатель, например, в Московской области.
Сегодня таких домов порядка 2% от всего многоквартирного жилищного фонда России (50 тысяч), но в настоящее время около половины указанного количества домов уже реализовали новый способ управления (например, приняли решение о создании ТСЖ или выбрали новую управляющую организацию). В отношении остальных домов органами местного самоуправления организовано проведение конкурсов по отбору управляющих организаций.

— Удалось ли в ходе лицензионной кампании повысить прозрачность деятельности управляющих компаний и их подотчетность собственникам МКД?

— Соблюдение Стандарта раскрытия информации является одним из основных лицензионных требований, его несоблюдение является основанием для отказа в выдаче лицензии. Конечно же, управляющие организации, готовясь к подаче заявления о выдаче лицензии, серьезно проанализировали качество размещенной ими информации и постарались максимально устранить все недостатки. В процессе лицензирования количество ежедневных посещений разделов сайта «Реформа ЖКХ», через которые редактируется и вносится новая информация от управляющих организаций, увеличилось в 5-6 раз по сравнению с более ранними периодами. Теперь соблюдение Стандарта раскрытия информации является предметом лицензионного контроля, и его несоблюдение может привести к потере управления конкретным домом, а также к потере лицензии.
Процесс лицензирования продемонстрировал несоответствие лицензионным требованиям порядка 13% управляющих организаций, подавших заявление на получение лицензии. Это те компании, руководители которых не смогли сдать квалификационный экзамен или подали несоответствующие требованиям документы.. Однако главная причина отказа в выдаче лицензии — нераскрытие информации о деятельности управляющей компании.

Органы регионального государственного жилищного надзора — основные участники процесса лицензирования: именно они принимают заявления от соискателей лицензии, оценивают их на предмет соблюдения лицензионным требованиям и представляют заключения для лицензионной комиссии. В отношении лицензиатов органы ГЖН осуществляют лицензионный контроль, проверяя, насколько деятельность управляющих организаций соответствует установленным правилам и стандартам. Сотрудники общественного контроля — активные участники заседаний лицензионных комиссий, которые, согласно рекомендациям Минстроя России, должны проходить максимально открытыми для общественности.

— Как региональные власти и жилищные инспекции справились с проведением лицензирования и организацией лицензионного контроля?

— Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами прошло успешно и завершено в установленный срок, органы власти в целом справились с поставленной задачей. В числе субъектов-лидеров можно отметить Башкортостан (вторым в стране завершил лицензирование, при этом рассмотрено порядка 300 управляющих организаций), а также Республику Крым, для которой вообще многое было, как говорится, в новинку. В числе лидеров по количеству рассмотренных заявлений от управляющих организаций можно привести Краснодарский край — порядка 401 заявления.

С трудом уложился в отведенные сроки Пермский край, при этом обращает на себя внимание большое количество отказов управляющим организациям в выдаче лицензии в этом регионе. Вместе с тем из Пермского края пока не поступило ни
одной жалобы на необоснованный отказ в лицензии.

— 1 мая 2015 года завершился процесс лицензирования, по результатам которого будет составлен реестр управляющих организаций. Как считаете, в итоге можно ли добиться, чтобы управляющие компании стали фактическими исполнителями всех коммунальных услуг?

— С введением лицензирования на рынке произошла серьезная встряска. Многим управляющим организациям, чтобы удержать дома, пришлось серьезно пересмотреть свои подходы к своей деятельности, и в первую очередь к их взаимоотношениям с жителями домов, к вопросам качества оказываемых ими услуг и выполняемым работам. Каждая управляющая организация может лишиться лицензии за ненадлежащую работу. Если управляющая организация не соблюдает правила управления жильем, ее руководитель привлекается к административному наказанию в судебном порядке. Если в течение года компания совершила два административных нарушения, зафиксированных судом (к таковым относятся в том числе немытые вовремя полы), она лишается права управления домом. Если же таких домов становится больше 15% от общего фонда, управляемого данной организацией, отзывается лицензия, а ее руководитель на три года лишается права заниматься данным видом деятельности и попадает в федеральный «черный список». При этом мы оставили жителям право вето: если управляющая компания обещает «исправиться» даже после двух зафиксированных нарушений, на общем собрании они могут дать ей второй шанс.

— Чем будет отличаться процедура лицензирования ТСЖ и ЖСК от аналогичной процедуры управляющих компаний?

— О введении обязательного лицензирования для ТСЖ, ЖСК или иных специализированных кооперативов, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами, речь пока не идет. Минстрой России вышел с предложением о введении обязательного квалификационного экзамена для руководителей этих организаций и сейчас готовит соответствующие изменения в законодательство. Управление многоквартирным домом — сложная система коммуникаций, и она требует определенной профессиональной подготовки. К примеру, в Татарстане 32% многоквартирных домов управляется не управляющими организациями, а ТСЖ и ЖСК.

— Как вы оцениваете результаты по формированию региональных фондов капремонта по итогам 2014 года? Какова собираемость средств на капремонт в среднем в РФ? Планируются ли дополнительные меры поддержки граждан с низким уровнем доходов, не имеющих возможности отчислять на программу капремонта? Если да, то каково содержание мер поддержек?

— В 2014 году субъекты РФ приняли основные решения, необходимые для начала работы региональных систем капитального ремонта и осуществления капитального ремонта многоквартирного жилищного фонда на плановой основе. 83 субъекта РФ установили размер минимального взноса на капитальный ремонт и утвердили региональные программы капитального ремонта. 82 субъекта РФ утвердили краткосрочные планы реализации региональных программ.

В 2014 году в рамках региональных программ капитального ремонта завершен ремонт 7,7 тыс. многоквартирных домов общей площадью 37 млн кв. м, в которых проживают 1,4 млн человек. Общий объем финансирования в рамках региональных программ капитального ремонта составил 36,1 млрд руб., из них 5,6 млрд (15,5%) — средства Фонда ЖКХ, 18,31 млрд (50,7%) — средства бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления, 12,19 млрд (33,8%) — средства собственников помещений в многоквартирных домах. 63 субъекта Российской Федерации в 2014 году начали сбор с собственников взноса на капитальный ремонт. На текущий момент, включая начало сборов в мае 2015 г., 79 субъектов РФ осуществляют сбор взносов на капитальный ремонт, а в четырех субъектах РФ — Москве, Калининградской области, Республике Карелия, ЯНАО — такой сбор начнется в 2015 году. В Республике Крым и г. Севастополе сбор средств планируется начать в 2016 году. Сбор составил 65,4%. Взнос на капитальный ремонт уже сейчас субсидируется в рамках предоставления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Отдельные регионы принимают решения о поддержке социально незащищенных граждан на своих территориях, выделяя для этого дополнительные средства, например, такая практика есть в Ленинградской области.

— Сегодня в связи с кризисом увеличились расценки на стройматериалы и подрядные работы, а в соответствии с законодательством региональные операторы обязаны осмечивать подряды на капремонт исходя из сметной стоимости стройматериалов по состоянию на 3-й квартал предыдущего года. Насколько критичны эти риски и как это повлияет на качество проведения ремонта?

— По мнению Минстроя России, проблема якобы повышения цен на работы и стройматериалы несколько надуманна. Нет такого существенного повышения, многие просто злоупотребляют этим вопросом. При этом нет законодательного требования о том, что при осуществлении подготовки смет необходимо руководствоваться расценками 3-го квартала 2014 года. В любом случае обеспечение качества проводимых работ — это одна из основных задач, которую должен обеспечить региональный оператор в ходе своей работы, и снижение качества не может быть оправдано какими-то внешними изменениями. Кстати, предельная стоимость работ (услуг) в соответствии с законодательством РФ определяется нормативным правовым актом региона, так что есть инструмент выравнивания ситуации, если в этом действительно есть потребность у региона.

— Один из волнующих собственников вопросов — размер взносов на капремонт — передан на уровень регионов. Планируется ли предоставить регионам возможность по дифференциации размера минимального взноса в рамках одного региона? Будет ли меняться федеральный стандарт в 2015 году, на который ориентируются многие регионы при формировании минимального взноса?

— Возможность установить дифференцированный размер минимального взноса на капитальный ремонт у региона есть уже сейчас в соответствии с Жилищным кодексом РФ. В частности, согласно статье 155 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования в котором расположен многоквартирный дом с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капремонта (нормативных межремонтных сроков) а также с учетом установленного ЖК РФ нормативным правовым актом субъекта РФ перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД. Многие регионы пошли по пути дифференциации взноса по основаниям указанным в ЖК РФ, например Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Оренбургская область и другие.

Средний размер минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах составляет
6,26 рубля за кв. метр. Федеральный стандарт меняется ежегодно, но ориентироваться на него не стоит, поскольку этот стандарт устанавливается Правительством РФ прежде всего в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

— В 2014-2015 гг. Минстрой РФ совместно с банками планировал запустить в пилотных регионах проекты по кредитованию капремонта. В каких регионах реализуется эта инициатива? Нужно ли дополнительно создавать гарантийное агентство на федеральном уровне для снижения рисков и процентных пунктов?

— Минстрой России продолжает работать совместно с Внешэкономбанком и банками-партнерами по созданию реальной системы кредитования капитального ремонта, поскольку только с появлением этой системы возможно будет запустить более быстрыми темпами процесс модернизации жилищного фонда. К этой работе сейчас активно подключилось ОАО «АИЖК». Специальные продукты для кредитования капремонта многоквартирных домов уже есть у банка «Возрождение» и Банка Москвы.. Вопрос о субсидировании процентных ставок по кредитам для капитального ремонта на федеральном уровне обсуждается, а вот на региональном уровне принятие такого решения зависит от самого региона. Создавать отдельное гарантийное агентство не планируется, будем использовать ресурсы уже действующих институтов. Можно сказать, что Ростовская область является одним из лидеров в вопросе развития кредитования капитального ремонта многоквартирных домов, представители этого региона входят в специальную рабочую группу Минстроя России по вопросу запуска кредитования капремонта. Необходимо сказать, что сейчас в Удмуртии также планируется к запуску пилотный проект по кредитованию капитального ремонта, где заемщиком должна быть управляющая организация.

Что изменит лицензирование

До введения лицензирования

После введения лицензирования

Госжилинспекции могут лишь оштрафовать недобросовестную управляющую компанию (УК)

Госжилинспекции могут лишить УК права управления домом после двух нарушений, признанных судом. После потери 15% домов имеют право лишить лицензии

Жильцы должны сами сменить плохую управляющую компанию, это весьма трудоемкий процесс

Для смены плохой УК жильцам достаточно своевременно обратиться в госжилинспекцию с жалобами

Запутанная схема начисления платежей за услуги ЖКХ

Единый стандарт платежей за услуги ЖКХ

Руководители УК не имеют профильного образования

Экзамен для руководителей УК, утвержденный Минстроем РФ, можно будет использовать для профессионального образования


Источник: Минстрой РФ
Авторы: Евгений Милославский