Трудности перехода

Нестабильность на финансовых рынках поставила под вопрос эффективность долгосрочной тарификации в сфере ЖКХ

06.05.2015

Эксперты и руководители предприятий ЖКХ не раз на страницах «Вестника» высказывались за переход к долгосрочному тарифному регулированию. С длинными тарифами связывалась возможность привлечения инвестиций для модернизации ЖКХ. Теперь Правительство РФ дало возможность предприятиям отрасли с 2016 года сформировать тариф на три года. Но реализовать новую систему на практике будет непросто: нужно решить противоречия в нормативной базе и запустить программу кредитования проектов в ЖКХ.

Наметившиеся проблемы оценили участники круглого стола «Перспективы формирования долгосрочных тарифов в донском ЖКХ», организованного редакцией Отраслевого журнала «Вестник» совместно с Общественной палатой Ростовской области. В беседе приняли участие представители министерства ЖКХ, Региональной тарифной службы по РО, муниципалитетов, предприятий ЖКХ и общественных организаций.

Прозрачное ценообразование — часть реформы
Изменение тарифной политики можно рассматривать как один из инструментов реформирования системы ЖКХ. Ключевым нормативом для новой системы тарификации стал ФЗ №291, который вносит изменения в федеральные законы о естественных монополиях, безопасности гидротехнических сооружений, газоснабжении, энергетике, основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении. Меры по реформированию отрасли комплексно изложены в распоряжении Правительства РФ от 22 августа 2011 г. №493-р. Основной рубеж — это 1 января 2016 года. В этот день должны вступить в силу первые долгосрочные тарифы — на три года. С 2019 г. планируется перейти уже на пятилетние тарифы.

Чтобы реализовать намеченные Правительством РФ реформы, региональные власти должны проделать большую работу, в первую очередь реформировать государственный и муниципальный сектор предприятий ЖКХ. Его нужно сделать привлекательным для частных инвесторов и способным работать в условиях долгосрочного тарифного регулирования. На круглом столе замминистра ЖКХ РО Андрей Ковалев рассказал, как этот процесс идет на Дону: «В конце 2014 года губернатор подписал график передачи неэффективных государственных и муниципальных унитарных предприятий в концессию. Всего в 55 муниципалитетах выявлено 63 таких коммунальных предприятия. Мы работаем над исполнением положений этого документа. Уже 1 июля мы должны провести первые конкурсы на заключение концессий».

Частью концессионного соглашения являются положения о тарифном регулировании, разработанные с учетом законодательных новаций. Новые предприятия должны будут согласовать свои инвестиционные программы с Региональной службой по тарифам по Ростовской области. Для участия в концессионных соглашениях планируется привлекать частных инвесторов. Но, как отметил Андрей Ковалев, инвесторам не интересны мелкие ресурсоснабжающие предприятия, генерирующие небольшие финансовые потоки. Поэтому в области идет процесс укрупнения коммунальных МУПов и ГУПов. Он коснулся в первую очередь водоснабжающих организаций (сейчас в регионе две сотни таких предприятий). Такие укрупнения уже произошли в Верхнедонском и Заветинском районах, часть абонентов Волгодонского района присоединены к водоканалу города Волгодонска. Возможно, такой шаг позволит повысить эффективность этих предприятий еще до того, как они смогут привлечь частных инвесторов. Укрупнение также уменьшит документооборот при согласовании новых тарифов. Впрочем, в новой тарифной системе будут работать не только реформируемые предприятия, но и существующие. И им будет не так просто приспособиться.

Как рассказала заместитель руководителя Региональной службы по тарифам РО Елена Воронцова, два крупных водоканала области уже предприняли попытку согласовать новые тарифы на 2016-2018 годы, но пока безуспешно. «Предприятия не смогли обосновать все свои расходы. Требования ужесточились в соответствии с методикой, принятой приказом N°1846 Федеральной службы по тарифам. К примеру, организации должны предоставить нам уже заключенные договоры с поставщиками на весь период регулирования. И договоры эти должны быть заключены в соответствии с законодательством о закупках. Были и проблемы другого рода. Некоторые организации пытались утвердить рост тарифа в 1000%, но мы не можем утвердить такой рост. У нас есть установленное на федеральном уровне ограничение на рост платежей для граждан. На 2016 год в среднем по области рост платежей не должен превышать 8,6%, в единичных муниципалитетах он может достигать 10,8%», — отметила Елена Воронцова. Установив такой предел роста, федеральные власти четко дали понять, что ресурсоснабжающие организации не смогут развиваться исключительно за счет текущих платежей потребителей. Нужно привлекать инвестиции на финансовых рынках либо через концессионные схемы. Платежи потребителей могут стать только гарантом возврата вложенных средств.

Участники встречи поделились своим опытом привлечения средств. «Мы уже провели переговоры с двумя инвесторами, — рассказал генеральный директор ОАО «Чистый город» (Ростов-на-Дону) Дмитрий Федоренко. — Их предложения были близки по условиям: возврат инвестиций в течение трех лет. Мы посчитали, что это привело бы к росту тарифа в два раза, и вынуждены были отказаться. До сих пор мы кредитовались в крупнейших российских банках. В прошлом году кредитная ставка для нас была 12-14%, в этом — уже 18-23%. Просчитать такие изменения при формировании долгосрочных тарифов очень сложно». С такими проблемами столкнулись и другие участники дискуссии. Как отметила заместитель директора по экономике и финансам МУП «Теплокоммунэнерго» Наталья Богатищева, банковские ставки стали заградительными для организаций коммунального хозяйства. Если в прошлом году предприятие брало кредит под 10%, то сейчас ставки выросли уже до 24-26%. С предложением разработать программу кредитования инфраструктуры ЖКХ обратились в Минстрой РФ ряд инвесторов и застройщиков: спрос на такой продукт был бы большим.

Иного пути в «коммуналке» нет

Помимо экономических проблем, возникают и трудности с непроработанностью нормативной базы.
«Мы выявили ряд проблем, с которыми столкнутся руководители предприятий при формировании долгосрочных параметров регулирования, — рассказывает Андрей Ковалев. — У нас появилось порядка 10 вопросов, которые требуют разрешения на федеральном уровне. Соответствующие письма мы направили в Правительство РФ и Госдуму. Например, есть базовый уровень операционных расходов. Должны ли мы его предоставлять конкретному инвестору? Допустим, МУП работает по обоснованному тарифу, можем ли подправить этот тариф для инвестора, который пожелает заключить концессионное соглашение? Есть вопрос по размеру инвестированного капитала. Считать его на весь период концессионного соглашения или только на период тарифного регулирования, который сейчас составляет три года? То же самое касается расчетов показателя энергосбережения и энергоэффективности. А если мы рассчитываем долгосрочные параметры регулирования, к примеру для водоканала, нам нужно знать, сколько для него будет стоить газ, электричество... Но таких данных у руководителя предприятия нет». Тем не менее явных препятствий для перехода к долгосрочным тарифам участники встречи не выявили. В основу тарифных решений закладываются три основных элемента — программы комплексного развития, схемы тепло- и водоснабжения, водоотведения и инвестиционные программы, принимаемые органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Все эти документы на протяжении последних лет исправно разрабатывались.

«В свое время долгосрочные тарифы были для нас мечтой, — говорит заместитель главы администрации Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ Владимир Арцыбашев. — Теперь это реальность. Новое законодательство способствует развитию коммуналки, появились предпосылки для прихода инвесторов в отрасль. И это должно дать положительный эффект. Основа для этого есть. Например, в Ростове есть генеральная схема развития теплоснабжения города, она прописана до 2025 года. Там также есть теоретический расчет тарифов, которые должны действовать на этот период. Другого пути, на мой взгляд, нет».

Готовы ли бизнес и власть к долгосрочным тарифам?
Изменения в сфере коммунальной инфраструктуры не могут не отражаться на других отраслях экономики и качестве жизни населения. «Проблема защиты населения при росте коммунальных тарифов решается, — утверждает Андрей Ковалев. — Сейчас Ростовская область тратит на различного рода субсидии около 10 млрд руб. в год. Но как быть с предприятиями других отраслей, с юридическими лицами? Они не получают никаких субсидий и будут платить по экономически обоснованным тарифам. Мы вынуждены искать золотую середину, чтобы дать развитие и предприятиям ЖКК, и промышленности в нашем регионе». Участники круглого стола упомянули также проблему контроля качества поставляемых коммунальных услуг и объема ресурсов. При долгосрочном тарифном регулировании жалобы потребителей могут оставаться неэффективными в течение трех или пяти лет, пока не придет время перезаключать договоры. Один из вариантов решения этой проблемы — привлечение энергосервисных организаций. Они могут наладить четкий контроль за ресурсами, грамотную диспетчеризацию и работу с претензиями. В целом это должно повысить качество коммунальных услуг.

Председатель совета ТСЖ Таганрога Василий Литвиненко обратил внимание собравшихся на проблему достоверности данных, на основе которых ранее рассчитывались ежегодные, а теперь будут рассчитываться трехлетние тарифы. По его словам, общественный совет при РСТ РО в июле 2014 года рекомендовал всем администрациям городов разместить на своих сайтах исходные данные для расчета нормативов отопления, но эти данные так и не были опубликованы. Также совет рекомендовал РСТ провести проверку достоверности исходных данных, которые представили администрации городов. Это площади жилых, нежилых и общих помещений домов, в которых нет приборов учета тепловой энергии. Поводом послужила ситуация в Таганроге. Общественный совет по ЖКХ (г. Таганрог) провел выборочную проверку сведений, представленных администрацией города в РСТ РО. Площади жилых и нежилых помещений 15 домов проверялись по справкам БТИ. При проверке оказалось, что площади 9 из 15 домов отличались на 200, а то и на все 5000 кв. м от заявленных администрацией. «В таких условиях мы не можем говорить о какой-бы то ни было обоснованности тарифов.» — отметил Василий Литвиненко. Также он высказал предложение о включении представителей потребителей ресурсов в общественный совет при РСТ РО. Нынешний год станет проверкой готовности власти, бизнеса и потребителей к изменениям в излишне политизированной сфере. До 1 мая коммунальные организации области должны направить свои инвестиционные программы в РСТ РО, после чего станет возможным формирование тарифов на следующий год.