Пять лет на посту

Руководство министерства ЖКХ РО подвело итоги преобразований в 2010-2014 годах

15.06.2015

Появление источника долгосрочного финансирования капремонта жилья в лице его собственников — одно из главных событий в отрасли за пятилетку. Создать такой же устойчивый механизм для обновления коммунального хозяйства в ближайшие годы — задача из сложнейших. По оценке Минстроя РФ, одним из наиболее привлекательных регионов для вложений в ЖКХ стала Ростовская область, где доля частных инвестиций составляет до 15% от ежегодного объема вложений. Об итогах пятилетней работы на посту рассказал министр ЖКХ РО Сергей Сидаш.

Капремонт — новый отсчет
— С 2010-го по 2014 год более 300 тыс. жителей Дона улучшили условия проживания. В частности, было капитально отремонтировано более 2 тыс. многоквартирных домов (МКД), заменено более 1 тыс. лифтов. На эти цели бюджеты разных уровней выделили 8,2 млрд рублей, появился опыт ремонта жилья за счет средств банков. Однако, как показала практика, точечного кредитования, вложения средств бюджетов и Фонда ЖКХ явно недостаточно для обеспечения масштабных преобразований в этой сфере. Изменения, внесенные в 2012 г. в Жилищный кодекс РФ, позволили сформировать региональные системы капремонта и ввести обязательные ежемесячные взносы на капитальный ремонт. На мой взгляд, это стало одним из главных итогов развития жилищной сферы за последние пять лет. Региональная программа капитального ремонта на Дону стартовала в прошлом году. В 2015 г. за счет ежемесячных взносов собственников помещений МКД запланировано отремонтировать 307 домов на общую сумму 1,5 млрд рублей. Из областного бюджета в этом году намечено выделить 492,4 млн рублей.

Оценивать эффективность региональной программы пока рано. Однако мы можем говорить о том, что выработан механизм, который нацелен не только на снижение уровня недоремонта, но и на установление системного и планового подхода к капитальному ремонту многоквартирного жилищного фонда.

Управление жилищным фондом — под контролем
— За последние пять лет в жилищной сфере были усилены контрольно-надзорные механизмы. Расширились полномочия органов регионального государственного жилищного надзора. В его рамках теперь рассматриваются вопросы не только технического характера (надзор за соблюдением обязательных требований законодательства к содержанию и ремонту общего имущества), но и правового (проверка законности управления домом той или иной организацией и т.д.) и экономического (проверка правильности расчетов за жилищно-коммунальные услуги) характера. Контрольные механизмы получили
развитие и на местном уровне. Так, органы местного самоуправления вправе проводить внеплановые проверки деятельности управляющей организации, не выполняющей свои обязательства, на основании обращений собственников жилья, председателя совета многоквартирного дома, органов управления ТСЖ либо ЖК, общественных объединений, иных некоммерческих организаций. С июня 2012 года был введен муниципальный жилищный контроль, полномочия которого впоследствии были расширены. Все это позволяет не только выявлять больше нарушений, чем прежде, но и предупреждать их совершение. Большую роль в повышении качества содержания многоквартирного жилого фонда сыграло принятие целого ряда правовых актов федерального уровня, которые способствовали повышению четкости правового регулирования отношений по содержанию жилищного фонда и, в частности, упорядочению договорных отношений между собственниками жилья и управляющими организациями, усилению прозрачности деятельности УК. Так, в сентябре 2010 года был принят Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. За последние пять лет подход федерального законодателя к этому вопросу также значительно изменился. За счет ТСЖ и жилищных кооперативов расширен круг организаций, на которые распространяется стандарт. Сформулировано требование обязательного раскрытия информации на едином федеральном ресурсе — www.reformagkh.ru, что способствовало повышению открытости информации об управляющих организациях.

Установлена административная ответственность за неисполнение требований стандарта. Объем информации, подлежащей раскрытию, постоянно увеличивается. С мая 2015 года развитие рынка управления МКД Ростовской области будет осуществляться в рамках концепции лицензирования соответствующей деятельности. Также установлены ограничения в части выбора и реализации непосредственного способа управления МКД. Данные изменения снизили число отказов управляющих организаций от осуществления деятельности на основании договоров управления МКД и способствовали переходу к договорам оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в рамках способа непосредственного управления.

Введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирным жилым фондом также должно упорядочить рынок управления МКД и очистить его от недобросовестных управляющих организаций. Мы ожидаем, что это обеспечит благоприятные условия для создания ТСЖ и жилищных кооперативов. Поэтому количество игроков в данном сегменте рынка уменьшиться не должно. Напротив, возможно даже его увеличение.

«Коммуналка» привлекает инвесторов
— В течение последних пяти лет в регионе была разработана и утверждена нормативная база, обеспечившая создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в коммунальную сферу. Были приняты областные законы «Об инвестициях...» и «Об основах государственно-частного партнерства», а также семь постановлений правительства. Инвесторам предоставляются льготы по налогам на прибыль и на имущество, возмещение части затрат по уплате процентов коммерческих банков, субсидии в целях возмещения части стоимости присоединения и подключения к сетям электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Вместе с тем есть ряд объективных причин, которые сдерживают привлечение инвестиций в отрасль. В частности базовый уровень операционных расходов будущего концессионера увязан с уровнем операционных расходов действующих муниципальных предприятий, которые изначально недофинансированы и убыточны. Сам коммунальный комплекс представлен значительным числом мелких и средних организаций с малыми объемами оказываемых услуг и низкой инвестиционной привлекательностью. То обстоятельство, что заключение концессионных соглашений возможно лишь при отсутствии кредиторской задолженности убыточных МУПов, влечет дополнительную нагрузку
на бюджет. К этому же приводит и ограничение инвестиционной составляющей предельными индексами роста тарифов и индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. На активности инвесторов отрицательно сказывается и то, что при утверждении инвестиционных программ проводится оценка доступности тарифов для всех категорий потребителей (населения и прочих юридических лиц). При этом критерием является устанавливаемый на федеральном уровне индекс роста платы граждан за коммунальные услуги. Однако мы не можем говорить о том, что инвестиции в сферу ЖКХ не привлекаются. За счет формирования системы финансовой поддержки инвестиционной деятельности нам удалось повысить интерес со стороны частного бизнеса к вложению средств в сферу ЖКХ. В 2014 г. из 7 млрд рублей, направленных на мероприятия по реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального назначения, 1,1 млрд составили внебюджетные средства. Сегодня с привлечением частных инвесторов в регионе реализуется целый ряд крупных проектов. В течение ряда лет в формате государственно-частного партнерства реализуются проекты «Вода Ростова» и «Чистый Дон» общей стоимостью более 40 млрд рублей. Две трети от общей стоимости проектов (26,8 млрд) составляют собственные и заемные средства инвестора.

В рамках госпрограммы «Охрана окружающей среды.» за счет средств инвесторов планируется строительство восьми межмуниципальных отходоперерабатывающих экологических комплексов (МЭОК). Планируемый объем инвестиций — 5,5 млрд рублей. Ростовская область защитила заявку в ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» по реализации одного из них — Красносулинского МЭОК (инвестор — ООО «Экострой-Дон»). Поддержка Фонда ЖКХ на погашение ставки рефинансирования составит около 320 млн рублей, средства областного бюджета в части софинансирования — около 200 млн рублей. Кроме того, в Ростовской области (Новочеркасск, Шахты, Морозовск, Аксайский и Октябрьский районы) реализуется 18 концессионных соглашений в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и ТБО на общую сумму 949,9 млн рублей.
По итогам 2014 года, согласно рейтингу Минстроя РФ, Ростовская область вошла в пятерку наиболее инвестиционно привлекательных регионов в сфере ЖКХ.

Главный арбитр — население
— Вместе с тем перед донским ЖКХ стоит еще ряд проблем, требующих своего решения. Проводимые социологические опросы позволяют сделать вывод, что наиболее актуальной проблемой в сфере ЖКХ для жителей Ростовской области является уровень цен на предоставляемые жилищно-коммунальные услуги — он беспокоит 70% населения области. При этом граждан в основном волнует не соотношение «цена — качество», а соотношение «цена услуги — уровень дохода». Следует учесть также, что проблемы в сфере ЖКХ волнуют городское население больше, чем сельское. По данным соцопросов, в течение последних двух лет уровень удовлетворенности населения качеством жилищно-коммунальных услуг стабильно варьируется от 47% до 55%. Таким образом, рост негативных оценок сегодня остановлен. Опираясь на результаты опросов населения, мы определяем в жилищно-коммунальной сфере главные «болевые точки» и задачи, над решением которых нам предстоит работать в дальнейшем.

Как готовится отрасль к ЧМ по футболу 2018 г.?
В 2014 году из привлеченных Фондом содействия реформированию ЖКХ в РО федеральных средств 511 млн руб. направлено на строительство системы водоснабжения аэропортового комплекса «Южный». Строительство очистных сооружений канализации аэропорта планируется завершить в 2017 году. В 2015 году начнутся работы по рекультивации полигона твердых бытовых отходов в Батайске. Стоимость работ — 204 млн руб., из них 56 млн руб. — средства областного бюджета. Также планируется привлечь средства федерального бюджета в сумме 95 млн руб. на первый этап рекультивации полигона в х. Татарка под Новочеркасском.
Авторы: Валентина Колесник