Как адаптироваться к спаду?

На российском рынке спецтехники станет больше местной продукции

01.04.2015

Сезонное снижение спроса на спецтехнику в начале 2015 г. совпало с ослаблением рубля. Последнее, по убеждению экспертов, повлечет за собой серьезные изменения в первом полугодии 2015 года: на первый план выйдет продажа подержанной техники и ее аренда, а также развитие собственных мощностей отечественными предприятиями в рамках программы импортозамещения.

До 2014 г. на Юге основной вектор роста рынка строительной техники задавало строительство олимпийских объектов. По окончании Олимпиады большое ее количество оставалось не задействованным в полную силу. В настоящее время эта спецтехника находится либо в аренде, либо в открытой продаже. Крупные строительные компании нашли ей применение, перебросив с одного строящегося объекта на другой. Остальные вынуждены думать над ее реализацией.

На первый взгляд, ситуацию усложнили экономические санкции по отношению к нашей стране, но при внимательном рассмотрении наметился выход из положения с неиспользуемой техникой. Если после кризиса 2009 г. рынок спецтехники медленно выходил из застойного состояния и основным показателем этого явилось смещение спроса от подержанной к новой технике, то сейчас, наоборот, по мнению специалистов, активизируется рынок продажи бывшей в употреблении техники импортного производства, которую можно будет приобрести по ценам 2014 г., в отличие от вновь завозимой, взлетевшей в цене из-за скачков курса валют. Экспертам сложно на данный момент оценивать потребность рынка в спецтехнике в наступившем году. Ситуация на валютном рынке не располагает делать какие-либо прогнозы. Между тем основная тенденция просматривается — это спад рынка и корреляция под новое финансовое состояние, формирование и становление заново в связи с глобальным изменением цен на стройматериалы, комплектующие и технику.

«Серьезных изменений следует ожидать в первой половине 2015 года, — размышляет коммерческий директор ООО «Трейд-Авто» Денис Боннер. — Ведь многие строительные проекты начинались по ценам 2014 года, а будут заканчиваться по ценам 2015-го. Стройматериалы (бетон, песок, щебень, кирпич) — все будет по завышенным ценам, поэтому рынок вынужден будет адаптироваться под существующую обстановку, и за этим последует, скорее всего летом, серьезная его корректировка».

В начале 2015 г. вышел правительственный циркуляр, запрещающий госкомпаниям приобретать импортную спецтехнику
по 55 позициям, произведенную за пределами стран Евразийского экономического союза. «Это наш ответ на продолжение политики антироссийских санкций ряда западных стран, — разъясняет президент Национальной ассоциации арендодателей строительной техники (НААСТ) Валерий Клименко в интервью интернет-журналу «Строительство.ру». — С другой стороны, это поддержка отечественного производителя, развитие нашего машиностроения, расширение импортозамещения. И хочу особо подчеркнуть: постановление N°84 касается исключительно закупок для государственных и муниципальных нужд, то есть оно не относится к закупкам стройтехники различными акционерными обществами и другими коммерческими организациями».

По мнению участников рынка, если потребность в автобусах, грузовиках, коммунальной технике вполне может быть покрыта отечественными предприятиями, то включение в этот перечень погрузчиков, бульдозеров, грейдеров и иной складской и строительной техники преждевременно. Госзакупки в общей структуре продаж дилеров составляют 15-20%. Можно предположить, что данные законодательные акты лишь в некоторой степени улучшат позиции российской спецтехники на рынке, но вряд ли послужат мощным толчком к развитию отечественного производителя. По мнению специалистов, в нынешней ситуации государство должно сделать акцент на изготовлении аналогов импортной техники на территории РФ. «Российские компании заинтересованы в создании совместных с иностранными производителями производств, — полагает Денис Боннер, представитель ООО «Трейд-Авто». — В условиях рыночной депрессии известные мировые бренды, присутствующие на нашем рынке, чтобы не проиграть, также будут стремиться к локализации своих производств на территории России. По большему счету импортозамещение и совместные предприятия — это частичное закрытие тех потребностей рынка, которые у нас есть, а переход на 100-процентное российское производство продукции — это то решение, к которому, на мой взгляд, нужно идти».

В условиях значительного падения платежеспособности должен вырасти спрос на аренду спецтехники, поскольку она экономически конкурентоспособна и устойчива — такое мнение высказывали участники V Национальной конференции арендной отрасли, прошедшей в октябре прошлого года в Санкт-Петербурге. Естественно, с изменением валютного курса цены скорректируются, но не намного. В минувшем году, по оценкам НААСТ, цены выросли процентов на 20. Ведущий аналитик отраследого агент-стда PMR (Польша) Виталий Йамбла проанализировал, сможет ли сегодня отечественное производство строительной техники конкурировать с иностранными брендами и возможно ли быстрое импортозамещение: «По нашим оценкам, импорт экскаваторов составляет больше 80%, бульдозеров — практически треть рынка, и быстрое импортозамещение данных средств не представляется возможным. Хотя в России появились новые заводы по производству экскаваторов от ведущих мировых брендов, но данные производственные мощности задействованы намного меньше, чем предполагалось. Если в начале 90-х годов выпуск этих машин превышал 15 тыс. единиц в год, то сейчас не доходит и до 2 тысяч». Польский эксперт пришел к выводу, что для российского рынка дорожно-строительной техники импортозамещение все-таки является «проблемой в среднесрочной перспективе». В отличие от кризиса 2009 г., когда случился резкий скачок в экономике, обваливший рынок, нынешний имеет признаки затяжного. По мнению игроков, если кризис, начавшийся в 2014 году, будет продолжительным, то с рынка будут вынуждены уйти многие бренды — выстоят в основном крупные игроки. Весь прошлый год экспертами отмечалась тенденция к снижению динамики роста, особенно после реализации государством проектов по подготовке к Олимпиаде в Сочи и к Универсиаде в Казани.

В ближайшее время серьезные объемы работы строители объективно могут получить только благодаря поддержке государства при реализации планов по подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 г. и по развитию социально-экономической инфраструктуры Крыма. В ЮФО это еще и строительство Южного хаба, а в СКФО инвестиции могут привлечь программы по развитию туристско-рекреационных зон.
Авторы: Оксана Зевина