Крымская пятилетка

До 2020 года полуостров должен добиться энергонезависимости, обеспечить стабильное водоснабжение и транспортное сообщение

01.06.2015

Спустя год после присоединения республики к РФ глава Крыма Сергей Аксенов рассказал о разработке Стратегии социально-экономического развития РК до 2020 года, назвав ее «крымской пятилеткой». На новый российский регион будет потрачено более 680 млрд рублей. Несмотря на то, что сумма выглядит гигантской, Сергей Аксенов уверен, что уже в ближайшем будущем регион сможет стать донором и вложенные инвестиции окупятся.

— Сергей Валерьевич, специалисты уже делят ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым до 2020 года» на «мостовую» и «немостовую» часть, что еще раз подчеркивает для вас как для региона крайнюю важность транспортного перехода через Керченский пролив. В какой стадии находится этот проект?

— Как вам должно быть известно, еще в январе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении компании «Стройгазмонтаж» генеральным подрядчиком работ по проектированию и строительству транспортного перехода через Керченский пролив. Безусловно, установление прочного транспортного сообщения между Крымом и материковой частью является одним из главных приоритетов для нас на ближайшие годы и крупнейшим инфраструктурным проектом в масштабах всей страны. Помимо прорыва транспортной блокады, этот проект означает также мощный импульс для экономического роста Крыма. Это рабочие места, покупка расходных материалов на территории республики, привлечение большого количества квалифицированных специалистов. Керченский транспортный переход станет символом обновления Крыма.

— Учитывая, что надежное наземное транспортное сообщение между Крымом и материковой частью страны — дело нескольких лет, как в ближайшем будущем будет строиться транспортная концепция полуострова?

— В этом году нами будут задействованы все существующие порты, четко выстроена транспортная логистика с разделением транспортных потоков — пассажирского и грузового. Рассматривается также многовариантность портовых отправлений как со стороны Краснодарского края и Ростовской области (порт Кавказ, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Ростов-на-Дону, Таганрог), так и со стороны Крыма (Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь, Евпатория).

Особую значимость транспортная составляющая приобретает во время курортного сезона. Так, в минувшем году 40% отдыхающих прибыли в Крым железнодорожным транспортом (в том числе через Керченскую паромную переправу), 31% — паромом и 29% — авиатранспортом.
В нынешнем сезоне, учитывая железнодорожную блокаду со стороны Украины, мы ставим задачу увеличить пропускную способность Керченской переправы до 50 тыс. пассажиров, 10 тыс. легковых и 1 тыс. грузовых автомобилей в сутки. Для этого ведется реконструкция объектов переправы, будут привлекаться дополнительные паромы. Среди основных приоритетов в транспортной сфере также реконструкция аэропортов. Симферопольский аэропорт по итогам 2014 года занял девятую строчку в ТОП-15 крупнейших аэропортов России. В минувшем году он обслужил 2 млн 800 тыс. пассажиров, что в два с лишним раза больше, чем в 2013-м. В этом году после завершения реконструкции симферопольский аэропорт сможет принимать до 200 рейсов в сутки. Все эти меры позволят увеличить пассажирский и грузовой поток, существенно облегчить доступ туристов в Крым.

— Транспортная составляющая ФЦП не исчерпывается переходом через Керченский пролив. Одна из главных статей расходов — дорожное строительство...

— Планируется, что на ремонт автодорог до 2020 года мы получим 112 млрд рублей. Крупнейшие инвестиции придутся на трассы Керчь — Феодосия — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь, Алушта — Симферополь — Джанкой и Симферополь — Евпатория — Мирный. Это очень серьезные и ответственные задачи. Сроки крайне сжаты, поэтому нужно будет проектировать и строить очень быстро.

— Значительные средства в программе предусмотрены на модернизацию коммунальной инфраструктуры. В каком состоянии сейчас ЖКХ полуострова?

— Из-за пренебрежительного отношения киевских властей жилищно-коммунальная инфраструктура Крыма за последние два десятилетия пришла в упадок. Большая часть тепловых трасс нуждается в капитальном ремонте. Износ водопроводных сетей доходит до 70-80 и даже до 100%.

Около 80% воды поступало на территорию нашего полуострова через Северо-Крымский канал из Днепра. Однако варварская водная блокада со стороны Украины привела к известным проблемам с водоснабжением. В прошлом году мы провели ряд мероприятий, которые
позволили нам избежать дефицита питьевой воды. В нынешнем году на решение проблем с водоснабжением из федерального бюджета будет выделено около 6 млрд рублей, а до 2020 года — порядка 60 млрд. Не менее важной задачей является развитие энергетического комплекса и достижение энергетической независимости, ведь пока Крым на 80% зависит от импорта электроэнергии. Уже в апреле начнется экспертиза проектов прокладки высоковольтного кабеля из Кубани в Крым. Также запланированы строительство новых объектов базовой генерации и реконструкция существующих ТЭЦ. Особое внимание в процессе реформирования ЖКХ будет уделено решению проблемы переработки твердых бытовых отходов и рекультивации свалок. Большинство полигонов ТБО исчерпали свои возможности. Особенно катастрофическое положение сложилось в Симферополе, Ялте, Судаке и Феодосии.

Срочного капитального ремонта требуют большинство объектов теплоснабжения. На сегодня КПД большинства крымских котельных не превышает 60-70%, а потери тепла во время транспортировки достигают 25%. Этому в ФЦП также уделено значительное внимание.

— Вы неоднократно подчеркивали, что ключевым фактором успешности Крыма в ближайшие годы станет создание комфортных условий для инвесторов, в том числе этому должно способствовать создание здесь свободной экономической зоны. Работа в этом направлении сейчас ведется?

— С 1 января 2015 года в Крыму действует свободная экономическая зона. Она действительно позволяет создать особые, уникальные условия для реализации инвестиционных проектов.
В частности, для участников СЭЗ предусмотрены особый режим предпринимательской деятельности, налоговые преференции, особенности в сфере земельных отношений, строительства, другие льготы для инвесторов, а также возможность применения процедуры свободной таможенной зоны, деятельность свободных портов. Правительством Крыма совместно с Государственным советом республики разработан комплекс мер по улучшению инвестиционного климата, поддержке инвесторов и инвестиционных проектов. Думаю, в течение ближайших месяцев мы уже увидим определенный положительный эффект, в том числе и в плане прихода инвестиций. У нас есть интересные проекты в сфере государственно-частного партнерства. Есть проекты с индийским бизнесом, например в области фармацевтической промышленности.

Но, вне зависимости от настроений иностранных инвесторов, рассчитывать нам нужно прежде всего на себя, на свои силы и возможности, я имею в виду российские и крымские.

— Ключевыми точками привлечения инвестиций должны стать и четыре индустриальных парка, в создание которых планируется вложить 5 млрд рублей. Какие отрасли промышленности будут приоритетны для полуострова в ближайшие годы?

— В Крыму несколько отраслей промышленности, которые имеют большой потенциал. Это судостроение, машиностроение и химический комплекс. У нас есть государственные отраслевые программы, через которые и будут финансироваться эти направления. Кроме того, мы рассчитываем, что российские крупные корпорации и холдинги включат крымские предприятия в свои производственные цепочки и таким образом обеспечат работу этих заводов.

681 млрд рублей — на Крым
ФЦП развития Крыма до 2020 года предусматривает значительные инвестиции в строительство и модернизацию инфраструктуры.
(Источник ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года»)
Развитие энергетического комплекса — 70,5 млрд руб.
Развитие инженерной инфраструктуры и водообеспечения — 65,7 млрд руб.
Развитие транспортного комплекса — 418,1 млрд руб.
Автодороги — важнейшая часть ФЦП после моста через Керченский пролив. До 2020 года Крым получит на ремонт и строительство дорог 112 млрд рублей. Крупнейшие инвестиции придутся на трассы Керчь — Феодосия — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь (41 млрд руб.), Алушта — Симферополь — Джанкой (25,6 млрд руб.), Симферополь — Евпатория — Мирный (20 млрд руб.).
Развитие социальной сферы — 66,7 млрд руб.
Комплекс связи и массовых коммуникаций — 1,3 млрд руб.
Формирование туристско-рекреационных кластеров — 39,5 млрд руб.
Формирование индустриальных парков — 5,6 млрд руб.
Авторы: Сергей Семенов