«Антон Чудаев, глава представительства компании «ПОМА» («Пома С.А.С.») в России, СНГ, Центральной Азии: «20 городских канатных дорог потенциально можно построить в РФ до 2025 года»

Конкурентоспособными наши продукты делает подход при взаимодействии с клиентом

30.12.2014

Мы сопровождаем заказчика на самых ранних стадиях для лучшего структурирования, в том числе финансового планирования рентабельности и дальнейшего поиска инвесторов проектов.

— Канатные дороги нашей компании сегодня используются на таких современных горнолыжных курортах Юга России и Северного Кавказа, как Архыз (Карачаево-Черкесия), Эльбрус (Кабардино-Балкария), Горная Карусель и Роза Хутор (Сочи).

Конкурентоспособными наши продукты делает в первую очередь подход при взаимодействии с клиентом. Помимо технического наполнения проектов канатных дорог, мы сопровождаем заказчика на самых ранних стадиях для лучшего структурирования, в том числе финансового планирования рентабельности и дальнейшего поиска инвесторов проектов. В техническом плане совместно с нашим российским партнером ГК «Горимпекс» полностью реализуем весь жизненный цикл строительства канатной дороги — от эскизов до эксплуатации. А в экономическом аспекте — реализуем различные модели взаимодействия с клиентами: прямое финансирование, государственно-частное партнерство и концессию.
Яркий пример ГЧП — создание в Алжире совместного предприятия — транспортного оператора ETAC (Entreprise de Transport Algerien par Cables). Оно было образовано при участии «ПОМА» и алжирского правительства. Помимо решений подвесных канатных дорог компания «ПОМА» активно продвигает и вводит новые канатные дороги на виадуке под брендом Minimetro. Аэропорты Каира, Цюриха, Майами и Детройта уже оценили надежность и низкие операционные затраты межтерминальных сообщений в аэропортах с применением технологии АРМ (автоматизированная система перевозки пассажиров). Канатные дороги на горнолыжных курортах вносят существенный вклад в окупаемость, увеличивая выручку от эксплуатации склонов, пунктов прокатов, ресторанов и т.д.: они являются центром притяжения различных видов бизнеса вокруг. Но если говорить об оценке рентабельности курорта, то выделение отдельно пассажиропотока канаток не даст возможность оценить привлекательность курорта. Дело в том, что экономическая эффективность оценивается количеством туристодней в году (например, на французском курорте Куршевель 2 млн туристодней в году). Затем есть оценочная стоимость суммы, которую каждый турист тратит в среднем в один день на питание, проживание, канатную дорогу, прокат и т.д. Таким образом, мы видим, что канатки — это только часть денежного потока, который работает в комплексе вместе с другими объектами инфраструктуры курорта. Наличие канатной дороги на курорте, безусловно, является необходимым, но недостаточным условием успеха. В целом при начальной посещаемости от 100 тыс. туристодней в горнолыжный сезон курорт начинает показывать ощутимые показатели по выручке.

Канатные дороги также являются привлекательным альтернативным видом транспорта для городских территорий. Как вы знаете, уже два года успешно работает наша канатка в Нижнем Новгороде. В будущем там планируется построить еще две канатные дороги. Возможно, в их конструкции будет использовано локализованное оборудование российского производства. На данный момент сложно говорить об экономическом эффекте, но однозначно можно сказать, что срок изготовления оборудования будет в разы сокращен, а также будут минимизированы риски, связанные с курсовыми колебаниями валют и финансовой стабильностью на рынке. Потенциал городов России насчитывает порядка 20 канатных дорог в перспективе ближайших 10 лет. Это новый альтернативный вид транспорта, который начинает доказывать свою надежность и экономическую эффективность при пересечении труднопреодолимых природных преград, таких как великие российские реки Волга, Обь, Амур. Так, уже несколько лет мы ведем переговоры с администрацией Ростовской области по строительству канатной дороги через Дон на левый берег, в зону строительства стадиона для ЧМ-2018 и других торгово-развлекательных сооружений. Первоначально согласовано расположение конечных станций, и в данный момент решается вопрос финансирования проекта.