Георгий Арутюнов: «Противоречия в законодательстве тормозят развитие дорожной отрасли»

Ростовская область обеспечена автодорогами общего пользования в расчете 3,8 км на 1000 жителей, что превышает средний уровень по ЮФО

27.10.2014

Но сегодняшние реалии развития транспортной инфраструктуры не только заставляют увеличивать объемы, но и предъявляют новые технические требования к современным дорогам. О применении инновационных технологий в дорожном сегменте и о том, что мешает дорожной отрасли развиваться на полную мощность, Отраслевой журнал «Вестник» узнал у директора ООО «РостовАвтоДорСтрой» Георгия Арутюнова.

Портфель заказов расширяется
Свою деятельность на рынке Ростовской области «РостовАвтоДорСтрой» начал в 2007 году. По данным недавно опубликованного в «Вестнике» рейтинга, данная компания вошла в топ-10 крупнейших генподрядчиков Юга России по итогам 2013 года. Строительно-монтажная организация активно участвует в аукционах: к примеру, в этом году был выигран конкурс на сумму 800 млн руб. на строительство дороги на границе Волгоградской и Саратовской областей. Сумма заключенных контрактов за последние три года составила более 3 млрд рублей. В портфеле заказов «РостовАвтоДорСтроя» как строительство автодорог федерального, регионального и муниципального значения, так и реконструкция и ремонт ростовских и областных дорог.

«Один из первых крупных проектов, в котором была задействована наша компания в самом начале своего пути, — ремонт и реконструкция участков автомобильной дороги М-4 «Дон». Еще одним большим реализованным объектом стало строительство первой и второй очереди Северного обхода г. Ростова-на-Дону. Недавно был завершен и начатый в мае 2013 г. капитальный ремонт южного подъезда к Ростову на двух участках», — рассказывает директор ООО «РостовАвтоДорСтрой» Георгий Арутюнов. — Данный объект построен в рамках подготовки города к чемпионату мира по футболу 2018 года. Впрочем, не менее значимыми для южной столицы является ремонт городских дорог: с января этого года «РостовАвтоДорСтрой» занимается текущими работами по устранению деформаций, повреждений дорожных покрытий на территории практически всего Ростова». В этом году организация осуществила ремонтные работы муниципальных дорог: на ул. Красноармейской (пр. Ворошиловский — пр. Буденновский), на ул. Нансена (пр. Буденновский — пер. Дальний), пр. Нагибина и т. д. В ноябре этого года «РостовАвтоДорСтрой» приступает к работе на участке пр. Театрального и ряде других. Помимо этого компания занимается содержанием региональных и межмуниципальных дорог в Батайске, Мясниковском, Веселовском и Азовском районах.

Инновации как подспорье
Обеспеченность качественным парком техники и хорошими специалистами позволяет «РостовАвтоДорСтрою» достойно решать задачи на довольно сложных транспортных участках. Так, в процессе реконструкции автомобильной дороги х. Усьман — пос. Веселый — г. Сальск применялась технология ресайклинга. А при реконструкции автодороги Сызрань — Саратов — Волгоград «РостовАвтоДорСтрой» столкнулся с тем, что дорога, построенная в 1962 г., ни разу за все время ее эксплуатации не подвергалась капитальному ремонту. При осуществлении работ на данном объекте в задачи компании входило не только реконструировать уже существующую трассу, но и построить 10 км объездной дороги. Специалисты предприятия осуществили мероприятия по изменению профиля старой дороги, для чего использовали около 70 тыс. куб. м грунта. Кроме того, при укладке нового полотна были задействованы такие современные технологии и материалы, как усиливающие армирующие сетки на грунтах для асфальтобетона, а также дорнит, который предотвращает переувлажнение дорожного полотна, тем самым обеспечивая дополнительную защиту дороги от деформации.

Как отмечает Георгий Арутюнов, в современных российских условиях, когда перед дорожниками ставятся задачи по удвоению объема строительства дорог в условиях ограниченного финансирования, внедрение инновационных технологий может способствовать снижению себестоимости работ и повышению производительности труда. «Мы отслеживаем появление на рынке новых технологий и материалов и стремимся активно внедрять их в свою деятельность», — сообщает руководитель ООО «РостовАвтоДорСтрой». За последнее время организация существенно увеличила и обновила технический парк с учетом передовых требований. В ее арсенале имеются мощные экскаваторы, бульдозеры с системой 3D; 10 самосвалов грузоподъемностью 35 т; современные грейдеры, которые способны профилировать до 700 м дорожного полотна в отличие от устаревших моделей, обеспечивающих вполовину меньше, и т.д. Полностью обновлен и комплекс укладки, в частности закуплены асфальтоукладчики с системой нивелирования (так называемая ультразвуковая лыжа с длиной сканирования до 18 м и диапазоном погрешности не больше 2 мм). Еще одним направлением компании является производство высококачественной битумной эмульсии, которая сегодня признается одной из лучших в регионе. Стабильно высокий спрос на данный материал проявляют как дорожники Ростовской области, так и Краснодарского края. Такая востребованность объясняется просто: в процессе производства используется современное оборудование и качественное исходное сырье. За этим следят сотрудники собственной аккредитованной лаборатории. Впрочем, компания прибегает и к дополнительной экспертизе иных независимых аккредитованных организаций, тем самым стремясь к максимальной гарантии качества. Не менее требовательно относится руководство предприятия и к подбору персонала. Сегодня его коллектив насчитывает более 200 сотрудников. «Трудности с квалифицированными специалистами сейчас наблюдаются по всей стране. Но я являюсь сторонником активного привлечения в работу молодых кадров, многие студенты проходят у нас практику еще во время своего обучения. С этой целью мы тесно сотрудничаем с ростовским Дорожно-транспортным институтом и иными профильными учебными заведениями области», — подчеркивает Георгий Арутюнов.

Болевые точки отрасли
За семь лет существования компания заняла прочное место в дорожно-строительной отрасли региона. Тем не менее существует ряд сложных моментов, которые, по мнению Георгия Арутюнова, тормозят процесс дорожного развития и мешают отрасли стать действительно одной из основ экономики. Стоит отметить, что специалисты дорожного хозяйства не первый год указывают на противоречия в действующем законодательстве, и в частности в ФЗ № 94. «Функционирование в рамках тендеров приводит к появлению на рынке фирм-однодневок, которые выигрывают подряды, но впоследствии не способны качественно освоить объемы. В итоге после их деятельности дорожники получают проблемы, которые приходится решать профессионалам, что влечет дополнительные финансовые затраты. Еще одним слабым местом является ценообразование: базовые цены смет, установленные еще в начале 2000-х годов, не соответствуют действительности, что сказывается и на оплате труда специалистов. Сравните: в советское время уровень оплаты труда во всех действующих расценках составлял 24-27%, а сегодня этот показатель находится в пределах 2-5%», — отмечает директор ООО «РостовАвтоДорСтрой». Георгий Арутюнов уверен, что в условиях современных реалий, если мы хотим добиваться качества в дорожной отрасли, размер ФОТ необходимо поднять минимум в два раза. И, конечно, увеличивать финансирование отрасли, в том числе для возможности внедрять новации в соответствии с мировыми стандартами.

344002 г. Ростов-на-Дону, ул. 1-я Луговая, 4/2, тел.: (863) 268-81-19
Авторы: Алла Ленько