Валерий Жуков: «Только в Краснодаре планируется реализация дорожных проектов на сумму почти 20 млрд рублей»

Проведение Олимпийских игр стало, с одной стороны, серьезным испытанием для дорожников Краснодарского края, с другой — обеспечило территорию инфраструктурой на годы, а может, и на десятилетия вперед

01.10.2014

Однако не все проблемы удалось устранить, а часть, напротив, отсрочить до завершения олимпийской стройки. Какие вопросы в части дорожного строительства еще предстоит решить властям края, «Вестник» узнал у министра строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края Валерия Жукова.

— Идет уже третий год работы в России системы региональных дорожных фондов. Как повлияла работа фондов на объемы и качество строительства дорог в Краснодарском крае?

— Сразу скажу, что именно на качество выполнения работ объем дорожного фонда не повлиял. У нас создана и успешно работает система контроля качества на всех этапах производства работ, иначе просто невыгодно, ведь подрядчику придется переделывать брак уже за свой счет. Что касается объемов строительства и реконструкции региональных автодорог, то только в краевом центре планируется реализация трех крупных дорожных проектов стоимостью почти 20 млрд рублей. В прошлом году начата реконструкция восточного въезда в Краснодар. Это региональная автодорога Темрюк — Краснодар — Кропоткин — граница Ставропольского края. Восьмикилометровый участок от станицы Елизаветинской до Западного обхода — один из самых напряженных и загруженных в крае. Здесь будет реализован полный комплекс мер по безопасности дорожного движения и обеспечению требуемой пропускной способности, построены две транспортные развязки в разных уровнях. Работы здесь были начаты в 2013 году. Проезжая часть дороги будет расширена до параметров I категории (по две полосы движения в каждом направлении с разделительной полосой). Появятся две транспортные развязки в разных уровнях. Проект предусматривает также устройство электроосвещения на всем протяжении участка, пяти подземных пешеходных переходов, тротуаров и велосипедных дорожек, 3 км шумозащитных экранов. Финансирование реконструкции осуществляется из средств краевого бюджета. Полная стоимость реконструкции — более 6 млрд рублей, работы хотим закончить в 2018 году. Также завершается проектирование нового моста через реку Кубань в районе поселка Яблоновского с транспортной развязкой в двух уровнях на выезде из Краснодара в сторону Новороссийска и первой в Краснодаре трехуровневой транспортной развязки на пересечении магистральной дороги по улице Ставропольской с улицей Старокубанской.

— В 2014 году в крае были созданы муниципальные дорожные фонды, чья деятельность призвана расширить возможности органов местного самоуправления в части дорожной деятельности. Как вы оцениваете первые результаты их работы?

— В Краснодарском крае объем отчислений от акцизов на нефтепродукты в дорожные фонды муниципальных образований в 2014 году составит 1,7 млрд рублей. Еще 1,8 млрд будет направлено в виде субсидий из краевого бюджета. Всего получается 3,5 млрд рублей.
По предварительной оценке использования муниципальными образованиями средств дорожных фондов, можно говорить о значительном расширении спектра выполняемых органами местного самоуправления дорожных работ. В первую очередь это работы по содержанию: ямочный ремонт асфальтобетонных дорог, профилировка с добавлением нового материала гравийных дорог и т.д.
Сложность тут в большом количестве муниципальных образований (их в крае 426, столько же и муниципальных дорожных фондов). У сельских поселений сегодня нет возможности создать отдельные структурные подразделения по дорожному хозяйству, что крайне необходимо для эффективного использования средств муниципальных дорожных фондов. Но уже с 2015 года, согласно принятому в мае 2014 года Федеральному закону № 136-ФЗ, полномочия сельских поселений в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Считаем, что делегирование полномочий муниципальным районам в отношении всех автомобильных дорог местного значения, проходящих по территории района, позволит более эффективно осуществлять координацию и регулирование в области дорожной деятельности.

— Финансирование содержания, ремонта и капитального ремонта региональных дорог в прошлом году составило всего 36,5% от нормативного. Каков объем финансирования в этом году?

— Если ничего не изменится, то около 38%. Сами видите, дефицит огромный. Но до 2012 года финансирование дорожной отрасли края и России в целом составляло менее 20% от нормативного. После вступления в силу закона о дорожных фондах финансирование отрасли возросло, но все же оно составляет менее 40% от нормативно необходимого. Прогноз министерства финансов Краснодарского края до 2017 года по источникам формирования дорожных фондов показывает, что доля финансирования не изменится, а значит, обеспечить выполнение дорожных работ в полном объеме будет невозможно. Получается, с одной стороны, большой дефицит, с другой — двукратное увеличение финансирования с 2012 года.

— Развитие новых курортных зон подразумевает строительство дорог и новых развязок. Какие дорожные проекты реализуются в курортных зонах Краснодарского края?

— В юго-восточной части Апшеронского района создается горнолыжный курорт Лаго-Наки, который будет способен принимать до 28 тысяч посетителей ежедневно. При необходимом инфраструктурном обеспечении эта территория способна составить конкуренцию горнолыжным курортам в Красной Поляне и Домбае.
В 2013 году началось строительство 11 км первого участка маршрута к новому курорту (протяженность маршрута составит 32 км). Эта дорога обеспечит надежный круглогодичный подъезд к поселку Мезмай и станице Темнолесской. В дальнейшем планируется построить новые мосты через реки Мезмай и Курджипс, противооползневые сооружения.
Авторы: Ольга Лазуренко