Эстафета от Сочи к Ростову и Волгограду
В ежегодный рейтинг «Крупнейшие генеральные подрядчики дорожно-мостового хозяйства ЮФО» включены 25 компаний, выполнившие или выполняющие работы в Южном федеральном округе. В первую очередь учитывалась сумма крупнейших заключенных контрактов с начала 2013 г. по 1 июня 2014 г. В рамках исследования были проанализированы генподряды на строительные, ремонтные и реконструкционные работы на таких объектах, как автомагистрали, автомобильные дороги, мосты и искусственные сооружения.
Таким образом, рынки всех регионов федерального округа были объединены в условный совокупный список, который оценивался по общим параметрам. В рейтинг попали контракты на сумму более 27 млрд руб., причем половина из них должна быть исполнена на территории Ростовской области, а самый крупнейший проект реализуется в Калмыкии. Примечательно, что в прошлом году сумма всех лотов в рейтинге была меньше на 10 млрд руб., что подтверждает увеличение дорожных фондов регионов ЮФО и затраты регионов на развитие и поддержание дорожного хозяйства. Например, дорожный фонд Краснодарского края в 2013 г. был утвержден в размере почти 19 млрд руб. По словам министра строительства, архитектуры и дорожного хозяйства края Валерия Жукова, по объемам дорожного строительства Кубань уступает сегодня только Москве и Московской области. К 2014 г. объем средств краевого дорожного фонда достигнет 30 млрд рублей». Средства в первую очередь были направлены на текущее содержание дорог края, а также на строительство дорог местного значения. В Астраханской области на эти цели в 2014 г. предусмотрено около 5 млрд руб., а еще 1 млрд был выделен из дорожного фонда на дороги Астрахани. «В этом году по Астрахани будет освоен 1 миллиард рублей, такие деньги направляются в областной центр на ремонт дорог
впервые. На ремонт дворовых территорий выделено 400 млн рублей, и город, естественно, их должен освоить», — сообщил губернатор области Александр Жилкин.
Немалые средства на дороги были направлены через Донской дорожный фонд. Так, на 2014 год в графе «Основные направления и объемы расходования... » значится сумма в 14,2 млрд руб. В прошлом году эта цифра была меньше на 700 млн рублей. Увеличение бюджетных ассигнований на дорожно-мостовое хозяйство также продиктовано подготовкой трех городов ЮФО к проведению матчей ЧМ по футболу 2018 г.
Недавно стало известно, что Министерство финансов РФ разработало проект изменений в федеральный бюджет, которым предполагается увеличить ассигнования на развитие дорожной сети в рамках подготовки к чемпионату мира 2018 г. Согласно официальному документу, около 1,8 млрд руб. дополнительно будет направлено Ростовской области, 270 млн — Волгоградской области. Кроме того, Ростовская область планирует направить около 97,2 млрд руб., в том числе свыше 54 млрд руб. — на модернизацию транспортной инфраструктуры. Как отметил вице-губернатор области Сергей Горбань, «в числе приоритетных проектов — строительство нового аэропорта «Южный хаб», реконструкция моста через р. Дон и возведение рядом с ним моста-дублера, строительство автодорог». Работы по этим направлениям уже ведутся, а закрытие движения по Ворошиловскому мосту стало историческим событием, ознаменовавшим начало активной деятельности по преображению города к футбольному соревнованию. Как отметил губернатор Василий Голубев, работы по введению двух новых мостовых переходов через Дон в Ростове — Ворошиловского и Аксайского — ведутся в строгом соответствии с графиком. В результате мощность каждой переправы будет практически удвоена. Строительство нового моста ведут «Мостоотряд-10», подрядная организация и филиал ОАО «Мостотрест». Кстати, московская компания заняла в рейтинге 2-е место с суммой контракта в 5,9 млрд руб. — в такую сумму оценена реконструкция мостового перехода через Дон в створе Ворошиловского проспекта в Ростове-на-Дону. Как сообщил директор «Мостоотряда-10» Александр Голошивец, работы ведутся по графику, идет возведение опор. Вместо имеющихся двух полос движения на «сдвоенном» мосту появятся шесть полос. В процессе реконструкции мост оснастят четырьмя лифтами, а также прозрачными козырьками над пешеходной частью. Проектная пропускная способность моста — 66540 автомобилей в сутки, протяженность моста над рекой — 624,2 м. В рамках подготовки к международному футбольному состязанию продолжается разработка проекта реконструкции южного подъезда к Ростову-на-Дону от магистрали М-4 «Дон». В конце 2014 г. дорожники приступят к подготовке строительно-монтажных работ — переносу коммуникаций, выполнению геодезических работ. Количество полос движения после реконструкции увеличится с четырех до восьми. Амбициозные планы по строительству и реконструкции дорожного хозяйства стоят и перед руководством Волгоградской области, в столице которой также намечены матчи ЧМ-2018.
Однако реализация проектов далека от результатов подготовки в донском регионе. Так, например, аукцион по лоту «Строительство автомобильной дороги «III продольная магистраль в границах от ул. Неждановой до ул. 40 лет ВЛКСМ» в Волгограде, который оценивается в 7 млрд рублей, был признан несостоявшимся. Всего же в регионе должны реконструировать 15 крупных объектов дорожной инфраструктуры стоимостью около 60 млрд руб. Это мост через р. Ахтубу, автомобильная дорога «Обход г. Волгограда», магистраль, соединяющая Ворошиловский и Красноармейский районы города, и т. д. В этой непростой ситуации большой сдвиг был сделан во время встречи министра транспорта РФ Максима Соколова и губернатора Андрея Бочарова. Федеральный чиновник заверил, что к 2018 г. запланировано в разы увеличить федеральные и региональные ассигнования на капитальный ремонт и возведение новых участков трасс в Волгоградской области. В частности, в рамках договоренности в 2014 г. области выделено 2,3 млрд рублей на капитальный ремонт и еще 528 млн руб. направят на текущие работы и 142 млн — на ремонт искусственных сооружений, рассказали в пресс-службе правительства Волгоградской области.
Десятка лидеров отрасли
Крупнейшим проектом в сфере дорожного-мостового хозяйства минувших полутора лет стало строительство двух участков дороги Р-215 «Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала», проходящей по территории Республики Калмыкия. Открытый конкурс на сумму в 7,147 млрд рублей выиграло ОАО «Стройновация». Заказчиком по данному лоту выступило ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Северный Кавказ» Федерального дорожного агентства». Как рассказали в пресс-службе генподрядчика, «проектом предусмотрено строительство двух участков автодороги от границы Астраханской области до границы с Дагестаном в пределах Республики Калмыкия общей протяженностью около 94 км. На примыкании к автодороге Улан-Хол — Лагань запланировано строительство двух транспортных развязок с путепроводами». Завершение работ планируется в конце 2017 г. Строительство данных участков позволит сократить протяженность трассы на территории Калмыкии, а также перенесет движение транзитного транспорта в обход населенных пунктов, тем самым значительно улучшив экологическую обстановку близлежащих населенных пунктов. Вдобавок к этому ОАО «Стройновация» одержало победу в конкурсе на строительство и реконструкцию трассы М-21 «Волгоград — Каменск — Шахтинский». Заказчиком здесь выступило Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва — Волгоград Федерального дорожного агентства». Стоимость контракта составляет 1,3 млрд руб. Завершить работу дорожники планируют в 2015 г. За это время будет расширена дорожная часть до четырех полос движения. Таким образом, ОАО «Стройновация» возглавило рейтинг с суммой контрактов в 8,44 млрд рублей. Второе место заняла компания «Мостотрест» с 5,9 млрд рублей. Со значительным отставанием от них на третьем месте оказалось ООО «НППФ «Краснодаравтодорсервис». Компания реализует четыре проекта на территории Кубани — это и реконструкция, и строительство, и ремонт дорог. Общая стоимость всех лотов — более 2,1 млрд рублей. В списке работ компании за полтора года значится строительство автомобильной дороги от станицы Нижегородской до курорта Лагонаки через пос. Мезмай. Как пояснили в министерстве курортов и туризма Кубани, дорога обеспечит доступ к будущему курорту Лагонаки, вошедшему в федеральный проект по созданию кластера горнолыжных курортов на Северном Кавказе.
Еще один крупный проект организация реализует на территории Краснодара. Это строительство дороги к Восточно-Кругликовскому микрорайону. «Протяженность новой дороги составит около 2,8 км. Проезжую часть на участке до Черкасской расширят до четырех полос, далее, от Черкасской до Уссурийской, до шести с выходом на Российскую. Здесь появятся тротуары, сети наружного освещения, въезды во дворы. Общая сметная стоимость проекта — более
600 млн руб. Закончить все работы планируется не раньше 2015 года», — отметили в пресс-службе мэрии города. На четвертом месте рейтинга оказалась одна из старейших мостостроительных организаций Ростова-на-Дону — ОАО «Ростовавтомост», которое займется содержанием искусственных сооружений — мостов и путепроводов на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения. Сумма всех контрактов составляет примерно 1 млрд руб. В Астраханской области самым крупным генподрядчиком стало ООО ПКФ «Жилищное строительство и транспорт», которое выполняет работы по содержанию дорог на сумму 992 млн руб. Шестое место нашего списка досталось Дагомысскому ДРСУ, занимающемуся содержанием и ремонтом автомобильных дорог в городе-курорте Сочи. Здесь суммарная стоимость двух контрактов составила 932 млн руб. Первую десятку крупнейших генподрядчиков Юга России завершает еще одна компания из донского региона — ООО «РостовАвтоДорСтрой», являющееся одной из производственных баз ОАО «ДорСпецСтрой» — крупнейшего игрока на рынке дорожно-мостового хозяйства. Компания, как говорится на официальном сайте госзакупок, будет реконструировать автомобильные дороги общего пользования регионального значения в Веселовском районе, а также примет участие в капитальном ремонте действующей сети автомобильных дорог федерального значения на южном подъезде к Ростову-на-Дону. Кстати, в рейтинге оказались и другие производственные базы компании. Это Орловское ДСУ, Таганрогское ДСУ и Тацинское ДСУ, которые в общей сложности проведут работы по содержанию дорог Ростовской области на 1,8 млрд руб. В целом можно отметить, что преобладающее число контрактов выиграли местные строительные компании, которые имеют подходящую производственную базу. Исключением из этого являются лишь федеральные игроки с собственными филиалами в регионах. Немаловажно, что около половины всех контрактов предполагают работу по содержанию дорог, на втором месте — это реконструкция объектов дорожно-мостового хозяйства.
25 крупнейших генподрядчиков дорожно-мостового хозяйства Юга России
Компания | Сумма контракта, млнруб | Вид выполняемых работ | Регион, где проводятся работы | |
1 | ООО «Стройновация», ЛО, г. Приморск | 8447,96 | строительство, реконструкция | Республика Калмыкия, Ростовская область |
2 | ОАО «МОСТОТРЕСТ», г. Москва | 5918,74 | реконструкция | Ростовская область |
3 | ООО «НППФ, «Краснодаравтодорсервис», КК, Краснодар | 2118,37 | реконструкция,строительство и ремонт | Краснодарский край |
4 | ОАО «Ростовавтомост», РО, г. Ростов-на-Дону | 1025,6 | содержание | Ростовская область |
5 | ООО ПКФ «Жилищное строительство и транспорт», АО, г. Астрахань | 992,46 | содержание | Астраханская область |
6 | ГУП КК «Дагомысское ДРСУ», КК, г. Сочи | 932,2 | содержание, капитальный ремонт | Краснодарский край |
7 | ОАО «Механизированная колонна № 62», РА, п. Энем | 827,12 | капитальный ремонт, ремонт | Краснодарский край |
8 | ООО «Тацинское ДСУ», РО, п. Быстрогорский | 787,74 | реконструкция, содержание | Ростовская область |
9 | ООО «Дорожная Строительная Компания», ТО, пгт. Кесова Гора | 548,61 | ремонт, содержание | Краснодарский край |
10 | ООО «РостовАвтоДорСтрой», РО, г. Ростов-на-Дону | 547,23 | капитальный ремонт, реконструкция | Ростовская область |
11 | ОАО «Усть-Лабинское ДРСУ», КК, г. Усть-Лабинск | 543,07 | ремонт и содержание | Краснодарский край |
12 | ОАО «Севкавдорстрой», СК, г. Пятигорск | 420,95 | капитальный ремонт | Ростовская область |
13 | ООО «Строительная компания «Астраханский Автомост», АО, г. Астрахань | 415,51 | строительство | Астраханская область |
14 | ООО «ПКФ «Астрастрой», АО, п. Сенной | 383,69 | ремонт | Астраханская область |
15 | ООО «Волжская Ремонтная Строительная Компания», ВО, г. Волгоград | 366,34 | ремонт | Волгоградская область |
16 | ОГУП «Волгоградавтодор», ВО, г. Волгоград | 359,27 | содержание | Волгоградская область |
17 | ГУП РО «Азовское ДРСУ», РО, г. Азов | 357,91 | содержание | Ростовская область |
18 | ОАО «ДСУ № 1», КК, г. Краснодар | 356,13 | содержание | Краснодарский край |
19 | ООО «Таганрогское ДСУ», РО, г. Таганрог | 297,25 | содержание | Ростовская область |
20 | ГУП РО «Зимовниковское ДРСУ РО, г. Зимовники | 264,54 | содержание | Ростовская область |
21 | ООО «Дорога», г. Москва | 248,95 | ремонт | Краснодарский край |
22 | ГУП РО «Зерноградское ДРСУ», РО, г. Зерноград | 234,06 | содержание | Ростовская область |
23 | ГУП РО «Дубовское ДРСУ», РО, с. Дубовское | 220,6 | содержание | Ростовская область |
24 | ГУП РО «Орловское ДРСУ», РО, п. Орловский | 198,23 | содержание | Ростовская область |
25 | ООО «Основа», КК, г. Краснодар | 192,08 | ремонт | Краснодарский край |
Принятые сокращения:
ТО — Тульская область, ЛО—Ленинградская область, РО — Ростовская область, ВО — Волгоградская область, АО —Астраханская область, КК — Краснодарский край, СК — Ставропольский край, РК—Республика Калмыкия.
Как мы считали
В рейтинг вошли контракты на строительство, реконструкцию, ремонт, капитальный ремонт, текущий ремонт, строительно-монтажные работы и содержание дорожно-мостового хозяйства ЮФО. Учитывались контракты, заключенные в период с 1.01.2013 г. по 1.06.2014 г.
Если компания заключила несколько контрактов по разным объектам, то мы публиковали общую сумму. Основание для ранжирования — сумма заключенных контрактов. Данные предоставлены министерствами дорожного хозяйства, а также взяты из официальных открытых источников информации. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.