Главная дорога — к стадиону

Главная дорога — к стадиону

«Вестник» представляет ежегодный рейтинг крупнейших генподрядчиков дорожно-мостового хозяйства Юга России

Подготовка регионов Юга России к чемпионату мира по футболу уже стартовала. На создание современной дорожной и транспортной инфраструктуры в городах, где пройдут матчи, уже выделяются огромные средства — федеральные, региональные с привлечением частных инвестиций. Олимпийский Сочи в этом плане готов лучше всех. В Ростове-на-Дону уже ведутся работы по реконструкции Ворошиловского моста и южного подъезда в город. Менее интенсивно подготовка в этом направлении проводится в Волгограде, но, как обещают областные власти и Министерство транспорта РФ, вся инфраструктура будет готова к 2018 году. Тем не менее общие затраты на дороги в регионах ЮФО увеличились по сравнению с прошлым годом. И большая их часть направлена на содержание и реконструкцию существующих магистралей.

Эстафета от Сочи к Ростову и Волгограду
В ежегодный рейтинг «Крупнейшие генеральные подрядчики дорожно-мостового хозяйства ЮФО» включены 25 компаний, выполнившие или выполняющие работы в Южном федеральном округе. В первую очередь учитывалась сумма крупнейших заключенных контрактов с начала 2013 г. по 1 июня 2014 г. В рамках исследования были проанализированы генподряды на строительные, ремонтные и реконструкционные работы на таких объектах, как автомагистрали, автомобильные дороги, мосты и искусственные сооружения.
Таким образом, рынки всех регионов федерального округа были объединены в условный совокупный список, который оценивался по общим параметрам. В рейтинг попали контракты на сумму более 27 млрд руб., причем половина из них должна быть исполнена на территории Ростовской области, а самый крупнейший проект реализуется в Калмыкии. Примечательно, что в прошлом году сумма всех лотов в рейтинге была меньше на 10 млрд руб., что подтверждает увеличение дорожных фондов регионов ЮФО и затраты регионов на развитие и поддержание дорожного хозяйства. Например, дорожный фонд Краснодарского края в 2013 г. был утвержден в размере почти 19 млрд руб. По словам министра строительства, архитектуры и дорожного хозяйства края Валерия Жукова, по объемам дорожного строительства Кубань уступает сегодня только Москве и Московской области. К 2014 г. объем средств краевого дорожного фонда достигнет 30 млрд рублей». Средства в первую очередь были направлены на текущее содержание дорог края, а также на строительство дорог местного значения. В Астраханской области на эти цели в 2014 г. предусмотрено около 5 млрд руб., а еще 1 млрд был выделен из дорожного фонда на дороги Астрахани. «В этом году по Астрахани будет освоен 1 миллиард рублей, такие деньги направляются в областной центр на ремонт дорог
впервые. На ремонт дворовых территорий выделено 400 млн рублей, и город, естественно, их должен освоить», — сообщил губернатор области Александр Жилкин.

Немалые средства на дороги были направлены через Донской дорожный фонд. Так, на 2014 год в графе «Основные направления и объемы расходования... » значится сумма в 14,2 млрд руб. В прошлом году эта цифра была меньше на 700 млн рублей. Увеличение бюджетных ассигнований на дорожно-мостовое хозяйство также продиктовано подготовкой трех городов ЮФО к проведению матчей ЧМ по футболу 2018 г.
Недавно стало известно, что Министерство финансов РФ разработало проект изменений в федеральный бюджет, которым предполагается увеличить ассигнования на развитие дорожной сети в рамках подготовки к чемпионату мира 2018 г. Согласно официальному документу, около 1,8 млрд руб. дополнительно будет направлено Ростовской области, 270 млн — Волгоградской области. Кроме того, Ростовская область планирует направить около 97,2 млрд руб., в том числе свыше 54 млрд руб. — на модернизацию транспортной инфраструктуры. Как отметил вице-губернатор области Сергей Горбань, «в числе приоритетных проектов — строительство нового аэропорта «Южный хаб», реконструкция моста через р. Дон и возведение рядом с ним моста-дублера, строительство автодорог». Работы по этим направлениям уже ведутся, а закрытие движения по Ворошиловскому мосту стало историческим событием, ознаменовавшим начало активной деятельности по преображению города к футбольному соревнованию. Как отметил губернатор Василий Голубев, работы по введению двух новых мостовых переходов через Дон в Ростове — Ворошиловского и Аксайского — ведутся в строгом соответствии с графиком. В результате мощность каждой переправы будет практически удвоена. Строительство нового моста ведут «Мостоотряд-10», подрядная организация и филиал ОАО «Мостотрест». Кстати, московская компания заняла в рейтинге 2-е место с суммой контракта в 5,9 млрд руб. — в такую сумму оценена реконструкция мостового перехода через Дон в створе Ворошиловского проспекта в Ростове-на-Дону. Как сообщил директор «Мостоотряда-10» Александр Голошивец, работы ведутся по графику, идет возведение опор. Вместо имеющихся двух полос движения на «сдвоенном» мосту появятся шесть полос. В процессе реконструкции мост оснастят четырьмя лифтами, а также прозрачными козырьками над пешеходной частью. Проектная пропускная способность моста — 66540 автомобилей в сутки, протяженность моста над рекой — 624,2 м. В рамках подготовки к международному футбольному состязанию продолжается разработка проекта реконструкции южного подъезда к Ростову-на-Дону от магистрали М-4 «Дон». В конце 2014 г. дорожники приступят к подготовке строительно-монтажных работ — переносу коммуникаций, выполнению геодезических работ. Количество полос движения после реконструкции увеличится с четырех до восьми. Амбициозные планы по строительству и реконструкции дорожного хозяйства стоят и перед руководством Волгоградской области, в столице которой также намечены матчи ЧМ-2018.

Однако реализация проектов далека от результатов подготовки в донском регионе. Так, например, аукцион по лоту «Строительство автомобильной дороги «III продольная магистраль в границах от ул. Неждановой до ул. 40 лет ВЛКСМ» в Волгограде, который оценивается в 7 млрд рублей, был признан несостоявшимся. Всего же в регионе должны реконструировать 15 крупных объектов дорожной инфраструктуры стоимостью около 60 млрд руб. Это мост через р. Ахтубу, автомобильная дорога «Обход г. Волгограда», магистраль, соединяющая Ворошиловский и Красноармейский районы города, и т. д. В этой непростой ситуации большой сдвиг был сделан во время встречи министра транспорта РФ Максима Соколова и губернатора Андрея Бочарова. Федеральный чиновник заверил, что к 2018 г. запланировано в разы увеличить федеральные и региональные ассигнования на капитальный ремонт и возведение новых участков трасс в Волгоградской области. В частности, в рамках договоренности в 2014 г. области выделено 2,3 млрд рублей на капитальный ремонт и еще 528 млн руб. направят на текущие работы и 142 млн — на ремонт искусственных сооружений, рассказали в пресс-службе правительства Волгоградской области.

Десятка лидеров отрасли

Крупнейшим проектом в сфере дорожного-мостового хозяйства минувших полутора лет стало строительство двух участков дороги Р-215 «Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала», проходящей по территории Республики Калмыкия. Открытый конкурс на сумму в 7,147 млрд рублей выиграло ОАО «Стройновация». Заказчиком по данному лоту выступило ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Северный Кавказ» Федерального дорожного агентства». Как рассказали в пресс-службе генподрядчика, «проектом предусмотрено строительство двух участков автодороги от границы Астраханской области до границы с Дагестаном в пределах Республики Калмыкия общей протяженностью около 94 км. На примыкании к автодороге Улан-Хол — Лагань запланировано строительство двух транспортных развязок с путепроводами». Завершение работ планируется в конце 2017 г. Строительство данных участков позволит сократить протяженность трассы на территории Калмыкии, а также перенесет движение транзитного транспорта в обход населенных пунктов, тем самым значительно улучшив экологическую обстановку близлежащих населенных пунктов. Вдобавок к этому ОАО «Стройновация» одержало победу в конкурсе на строительство и реконструкцию трассы М-21 «Волгоград — Каменск — Шахтинский». Заказчиком здесь выступило Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва — Волгоград Федерального дорожного агентства». Стоимость контракта составляет 1,3 млрд руб. Завершить работу дорожники планируют в 2015 г. За это время будет расширена дорожная часть до четырех полос движения. Таким образом, ОАО «Стройновация» возглавило рейтинг с суммой контрактов в 8,44 млрд рублей. Второе место заняла компания «Мостотрест» с 5,9 млрд рублей. Со значительным отставанием от них на третьем месте оказалось ООО «НППФ «Краснодаравтодорсервис». Компания реализует четыре проекта на территории Кубани — это и реконструкция, и строительство, и ремонт дорог. Общая стоимость всех лотов — более 2,1 млрд рублей. В списке работ компании за полтора года значится строительство автомобильной дороги от станицы Нижегородской до курорта Лагонаки через пос. Мезмай. Как пояснили в министерстве курортов и туризма Кубани, дорога обеспечит доступ к будущему курорту Лагонаки, вошедшему в федеральный проект по созданию кластера горнолыжных курортов на Северном Кавказе.

Еще один крупный проект организация реализует на территории Краснодара. Это строительство дороги к Восточно-Кругликовскому микрорайону. «Протяженность новой дороги составит около 2,8 км. Проезжую часть на участке до Черкасской расширят до четырех полос, далее, от Черкасской до Уссурийской, до шести с выходом на Российскую. Здесь появятся тротуары, сети наружного освещения, въезды во дворы. Общая сметная стоимость проекта — более
600 млн руб. Закончить все работы планируется не раньше 2015 года», — отметили в пресс-службе мэрии города. На четвертом месте рейтинга оказалась одна из старейших мостостроительных организаций Ростова-на-Дону — ОАО «Ростовавтомост», которое займется содержанием искусственных сооружений — мостов и путепроводов на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения. Сумма всех контрактов составляет примерно 1 млрд руб. В Астраханской области самым крупным генподрядчиком стало ООО ПКФ «Жилищное строительство и транспорт», которое выполняет работы по содержанию дорог на сумму 992 млн руб. Шестое место нашего списка досталось Дагомысскому ДРСУ, занимающемуся содержанием и ремонтом автомобильных дорог в городе-курорте Сочи. Здесь суммарная стоимость двух контрактов составила 932 млн руб. Первую десятку крупнейших генподрядчиков Юга России завершает еще одна компания из донского региона — ООО «РостовАвтоДорСтрой», являющееся одной из производственных баз ОАО «ДорСпецСтрой» — крупнейшего игрока на рынке дорожно-мостового хозяйства. Компания, как говорится на официальном сайте госзакупок, будет реконструировать автомобильные дороги общего пользования регионального значения в Веселовском районе, а также примет участие в капитальном ремонте действующей сети автомобильных дорог федерального значения на южном подъезде к Ростову-на-Дону. Кстати, в рейтинге оказались и другие производственные базы компании. Это Орловское ДСУ, Таганрогское ДСУ и Тацинское ДСУ, которые в общей сложности проведут работы по содержанию дорог Ростовской области на 1,8 млрд руб. В целом можно отметить, что преобладающее число контрактов выиграли местные строительные компании, которые имеют подходящую производственную базу. Исключением из этого являются лишь федеральные игроки с собственными филиалами в регионах. Немаловажно, что около половины всех контрактов предполагают работу по содержанию дорог, на втором месте — это реконструкция объектов дорожно-мостового хозяйства.

25 крупнейших генподрядчиков дорожно-мостового хозяйства Юга России


Компания Сумма контракта, млнруб Вид выполняемых работ Регион, где проводятся работы
1 ООО «Стройновация», ЛО, г. Приморск 8447,96 строительство, реконструкция Республика Калмыкия, Ростовская область
2 ОАО «МОСТОТРЕСТ», г. Москва 5918,74 реконструкция Ростовская область
3 ООО «НППФ, «Краснодаравтодорсервис», КК, Краснодар 2118,37 реконструкция,строительство и ремонт Краснодарский край
4 ОАО «Ростовавтомост», РО, г. Ростов-на-Дону 1025,6 содержание Ростовская область
5 ООО ПКФ «Жилищное строительство и транспорт», АО, г. Астрахань 992,46 содержание Астраханская область
6 ГУП КК «Дагомысское ДРСУ», КК, г. Сочи 932,2 содержание, капитальный ремонт Краснодарский край
7 ОАО «Механизированная колонна № 62», РА, п. Энем 827,12 капитальный ремонт, ремонт Краснодарский край
8 ООО «Тацинское ДСУ», РО, п. Быстрогорский 787,74 реконструкция, содержание Ростовская область
9 ООО «Дорожная Строительная Компания», ТО, пгт. Кесова Гора 548,61 ремонт, содержание Краснодарский край
10 ООО «РостовАвтоДорСтрой», РО, г. Ростов-на-Дону 547,23 капитальный ремонт, реконструкция Ростовская область
11 ОАО «Усть-Лабинское ДРСУ», КК, г. Усть-Лабинск 543,07 ремонт и содержание Краснодарский край
12 ОАО «Севкавдорстрой», СК, г. Пятигорск 420,95 капитальный ремонт Ростовская область
13 ООО «Строительная компания «Астраханский Автомост», АО, г. Астрахань 415,51 строительство Астраханская область
14 ООО «ПКФ «Астрастрой», АО, п. Сенной 383,69 ремонт Астраханская область
15 ООО «Волжская Ремонтная Строительная Компания», ВО, г. Волгоград 366,34 ремонт Волгоградская область
16 ОГУП «Волгоградавтодор», ВО, г. Волгоград 359,27 содержание Волгоградская область
17 ГУП РО «Азовское ДРСУ», РО, г. Азов 357,91 содержание Ростовская область
18 ОАО «ДСУ № 1», КК, г. Краснодар 356,13 содержание Краснодарский край
19 ООО «Таганрогское ДСУ», РО, г. Таганрог 297,25 содержание Ростовская область
20 ГУП РО «Зимовниковское ДРСУ РО, г. Зимовники 264,54 содержание Ростовская область
21 ООО «Дорога», г. Москва 248,95 ремонт Краснодарский край
22 ГУП РО «Зерноградское ДРСУ», РО, г. Зерноград 234,06 содержание Ростовская область
23 ГУП РО «Дубовское ДРСУ», РО, с. Дубовское 220,6 содержание Ростовская область
24 ГУП РО «Орловское ДРСУ», РО, п. Орловский 198,23 содержание Ростовская область
25 ООО «Основа», КК, г. Краснодар 192,08 ремонт Краснодарский край

Принятые сокращения:
ТО — Тульская область, ЛО—Ленинградская область, РО — Ростовская область, ВО — Волгоградская область, АО —Астраханская область, КК — Краснодарский край, СК — Ставропольский край, РК—Республика Калмыкия.

Как мы считали
В рейтинг вошли контракты на строительство, реконструкцию, ремонт, капитальный ремонт, текущий ремонт, строительно-монтажные работы и содержание дорожно-мостового хозяйства ЮФО. Учитывались контракты, заключенные в период с 1.01.2013 г. по 1.06.2014 г.
Если компания заключила несколько контрактов по разным объектам, то мы публиковали общую сумму. Основание для ранжирования — сумма заключенных контрактов. Данные предоставлены министерствами дорожного хозяйства, а также взяты из официальных открытых источников информации. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.
Логотип Вестник Строительство