Роман Старовойт: «Мост обеспечит транспортную связь Крыма с опорной сетью федеральных автодорог РФ»

В 2014 г. Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ (Росавтодор) отмечает 10-летие с момента своего образования

13.10.2014

За это время отрасль вышла на новый уровень развития: появились современные автомагистрали мирового уровня, выведено транзитное движение из многих крупных городов, создана система дорожных фондов. Накануне Дня работника дорожного хозяйства руководитель Росавтодора Роман Старовойт рассказал «Вестнику», как расширится практика ГЧП-проектов и как интегрировать Крым в единую транспортную систему России.

ГЧП подкрепят ФЗ «О концессионных соглашениях»

— В настоящее время государственно-частное партнерство целесообразно при реализации как федеральных, так и региональных проектов в дорожном хозяйстве. При их создании всегда учитываются различные схемы взаимодействия между государством, инвестором и автомобилистами. Например, экспертами рассматриваются варианты платности или бесплатности для пользователей при эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, условия софинансирования проекта из федерального бюджета в случае реализации его региональными властями. Если говорить о Юге России и других регионах страны, то очень важно отметить вступление в силу со следующего года ФЗ «О концессионных соглашениях». Теперь станет возможным проводить один конкурс и заключать одно концессионное соглашение на несколько инфраструктурных объектов. Это выгодно бизнесу и привлечет внебюджетные инвестиции сразу в сеть автодорог.

Также расширению практики ГЧП-проектов может способствовать федеральная господдержка путем предоставления субъектам РФ субсидий в размере до 30% от затрат отдельного региона на строительство объектов концессионного проекта. Это позволит предъявлять дополнительные требования к порядку подготовки и реализации проектов. В рамках региональных концессионных конкурсов будет обеспечена большая прозрачность и конкуренция. Как следствие — снижение капитальных и эксплуатационных затрат на автомобильных дорогах, являющихся объектами указанных концессий. Также в настоящее время Росавтодором на принципах ГЧП реализуется проект создания системы взимания платы с транспортных средств разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Проект «12-тонников» предполагает вложения 100% частного капитала на этапе создания системы. Расходы федерального бюджета будут формироваться из средств собранной платы концессионером уже на этапе эксплуатации. Плата в счет возмещения ущерба, наносимого федеральным дорогам, в свою очередь, будет являться новым источником средств Федерального дорожного фонда.

Крым впишут в единую транспортную систему страны

— Основная задача — это обеспечить транспортную связь Республики Крым с опорной сетью федеральных автомобильных дорог России. Сейчас этому препятствует естественная водная преграда — Керченский пролив. Нашей целью является возведение через пролив в створе косы Тузла совмещенного моста для автомобильного и железнодорожного движения общей протяженностью 19 км. В настоящее время ведется разработка технико-экономического обоснования строительства на данном участке мостового перехода. Только по ее итогам можно будет говорить о конкретных технических параметрах и стоимостных показателях различных вариантов реализации проекта. Итоговое решение будет заложено в проектно-сметную документацию объекта, и тогда уже можно будет вести более предметный разговор.

Существующие расчеты свидетельствуют о том, что оптимальным транспортным показателем должно являться обеспечение пропускной способности для транспорта в объеме до 100 пар железнодорожных поездов и до 40 тыс. автомобилей в сутки. Этого вполне достаточно для полноценной интеграции Крымского федерального округа в нашу единую транспортную систему. Согласно федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя до 2020 года, средства сконцентрированы главным образом на строительстве и реконструкции транспортного перехода через Керченский пролив, аэропортов и автомобильных дорог, обеспечивающих связь с населенными пунктами и важнейшими объектами экономики, а также объектов портового хозяйства. Сейчас многие крымские проекты находятся в стадии разработки, и Росавтодор готов рассмотреть свое участие в подготовке предложений по строительству и реконструкции автомобильных дорог на основе механизма ГЧП при наличии соответствующих решений.

Десятилетие удвоения дорожного строительства
— Поручение президента РФ об удвоении объемов дорожного строительства в период 2013-2022 гг. по сравнению с предшествующим десятилетием касается не только региональных дорог, но также федеральных и местных. В отчетный период необходимо построить и реконструировать 7,6 тыс. км федеральных дорог. Эта задача решается Росавтодором в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы». На региональных и местных дорогах необходимо построить и реконструировать более 42 тыс. км полотна. В соответствии с законодательством эту задачу должны решать органы управления дорожным хозяйством регионов. За последние 10 лет отношение руководства страны, законодателей к автодорогам сильно изменилось, в том числе в отношении объемов финансирования. Так, если в 2004 г. общий объем бюджетных средств, выделяемых на дороги, на федеральном и региональном уровнях составлял 228 млрд рублей, то по итогам 2013 г. фактические расходы из дорожных фондов составили более 1,043 трлн рублей. Вместе с тем пятикратное увеличение объемов финансирования сопровождается и ростом масштабов задач, поставленных перед дорожным хозяйством. За прошедшие годы было построено много объектов мирового уровня, например 18 внеклассных мостов в регионах, кольцевая автомобильная дорога и Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, уникальный мост на о. Русский во Владивостоке, комплекс олимпийских объектов в Сочи.

Транспортная стратегия на период до 2030 года
— В этом документе, утвержденном Правительством России в 2013 году, сформулированы общие стратегические задачи развития без разделения по регионам. Вместе с тем в части дорожного хозяйства в нем определены наиболее крупные проекты на ближайшую перспективу. Так, на территории ЮФО в Стратегии отмечена реконструкция автодороги М-27 Джубга — Сочи, строительство и реконструкция участков автодороги М-29 «Кавказ», строительство скоростной автодороги Краснодар — Абинск — Кабардинка и ряд других проектов.

Многоуровневая система применения прогрессивных технологий
— Росавтодор работает в рамках утвержденной в ведомстве Стратегии развития инновационной деятельности на 2011-2015 годы. В этом году на федеральных трассах реализуется 600 инновационных решений при проектировании, строительстве и ремонте дорог. Значительную часть из них составляют новшества, связанные с укреплением грунтов земельного полотна, приготовлением модифицированных асфальтобетонных смесей, регенерацией дорожных покрытий и применением местных дорожно-строительных материалов.
За счет передовых наработок в области информационных систем Росавтодор стремится повысить эффективность работы в сфере управления автомобильными потоками. Для этого создаются автоматизированные системы управления дорожным движением. Одними из лучших примеров таких центров являются Петербург и Сочи. Особенную нашу гордость вызывает «центр полетов» на Дублере Курортного проспекта. Здесь применены все самые последние технологии и разработки: табло и знаки переменной информации, комплекс видеомониторинга, автоматические дорожные метеостанции, датчики плотности транспортного потока и автоматическая система скоростного контроля.