Дмитрий Козак: «Принятые на федеральном уровне решения позволяют прекратить дискуссии по поводу реформы ЖКХ»

Одной из самых интересных и резонансных на XIII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2014» стала панельная дискуссия «ЖКХ России: новые условия для частного инвестирования»

04.10.2014

В ней приняли участие статусные представители федерального правительства, большое количество губернаторов, топ-менеджеры компаний, банкиры, эксперты. Общее мнение: жилищно-коммунальное хозяйство сегодня — самый стабильный сектор отечественной экономики с гарантированным спросом. Солидная законодательная база и серьезные намерения власти способствовали тому, что на сегодняшний день в отрасли при участии частного бизнеса уже запущено более 70 проектов на сумму свыше 200 млрд рублей.

Дмитрий Козак, заместитель председателя Правительства России:
— Все решения, принятые на федеральном уровне с целью привлечения в ЖКХ частных инвестиций, позволяют нам прекратить бесконечные усовершенствования и дискуссии по поводу реформы отрасли и приступить к практической реализации стоящих перед нею задач.
Необходимо завершить утверждение схем водо- и теплоснабжения, зарегистрировать права собственности на коммунальную инфраструктуру, выполнить уже утвержденные графики передачи жилищно-коммунальных предприятий в концессию... Считаю, что мы вправе ставить себе такие задачи до 2020 года. В ближайшие пять лет нужно реализовать все наработки, подготовленные совместно Федерацией и регионами.

Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ России:

— С начала года по новым правилам заключено уже 31 концессионное соглашение в сферах тепло- и электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. Инвесторы планируют вложить около 330 млрд рублей. Это очевидное движение вперед. Мы будем рекламировать те компании, которые начнут финансирование ЖКХ, поскольку вместе с региональными властями заинтересованы в эффективности их работы.
Я лично посещал очистные сооружения в Балашихе, которые построены полностью как инвестиционный проект с кредитованием в Сбербанке. Увиденное произвело на меня серьезное впечатление. Раньше мы ездили изучать опыт модернизации объектов водоканализационного хозяйства в Европу, а сегодня аналогичный опыт есть и в России. Чтобы оценить его, советую всем губернаторам отправить в Балашиху своих заместителей, курирующих ЖКХ.

При минстрое создан Центр государственно-частного партнерства. Это очень важный институт: он призван помочь муниципалитетам выполнить поручение президента, согласно которому к 2016 году неэффективные ГУПы и МУПы должны быть выставлены на аукцион для привлечения концессионеров. Во многих регионах водоканал, расположенный в областном центре, бывает вполне окупаемым, а в городах поменьше он, как правило, убыточный. Мы готовы помочь унитарным предприятиям сформировать предложения таким образом, чтобы в концессии не оказались только те объекты, которые реально работают и приносят прибыль.

Владимир Дмитриев, председатель Внешэкономбанка:

— Живи сегодня среди нас Остап Бендер, он однозначно пошел бы в ЖКХ. К сожалению, отрасль до сих пор притягивает к себе многочисленных остапов бендеров, а страдает в результате население. Одна из ключевых причин, почему так происходит, — у предприятий ЖКХ не хватает квалифицированных партнеров. Это касается и власти, но прежде всего инвесторов. При минстрое создан Центр ГЧП. Это не просто дискуссионный клуб — это площадка, на которой и региональные власти, и инвесторы могут получить соответствующую квалификацию. Кафедра ГЧП создана и в Финансовом университете при Правительстве РФ. Раз в квартал мы проводим на ней мастер-классы для слушателей не только из России, но и из стран СНГ и зарубежья.

Тема ГЧП — исключительно интересная, доходная, но к ней нужно относиться серьезно. Мы готовы взаимодействовать с регионами, помогать им в обучении специалистов. Губернаторы — талантливые люди, однако они не могут быть компетентны во всех без исключения областях, особенно в такой специфической, как привлечение частных инвестиций в ЖКХ.

Мартин Шаккум, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы России по земельным отношениям и строительству:
— На мой взгляд, существуют базовые проблемы, не решив которые мы не сможем нормализовать ситуацию в сфере ЖКХ. Первая — проблема собственности. В Европе жилым фондом управляют кооперативы, муниципалитеты, тогда как у нас — сплошь собственники. Но разве им что-то передано? Нет! То есть это виртуальные собственники. Вторая — проблема управления. Так, как управляют жилым фондом в России, не управляют нигде в мире. У нас управляющая компания — это мини-трест, а на Западе — один человек, в задачи которого входит только заключение договоров с коммунальными организациями на оказание жилым домам тех или иных видов услуг. Вопрос собственности можно было бы частично компенсировать введением института профессиональных управляющих. Сегодня потребность в них составляет несколько десятков тысяч человек.

Михаил Кузовлев, председатель правления ОАО «Банк Москвы»:
— Жилищно-коммунальный рынок, безусловно, очень перспективный. Однако пока не видно, чтобы в эту сферу потекли финансовые потоки. Притом что реформа ЖКХ уже произошла и имеется весь необходимый набор законов. Не хватает практического опыта применения этих законов...
К новому федеральному закону о капитальном ремонте мы сразу же разработали два банковских продукта — это кредитование подрядчика регионального оператора и кредитование ТСЖ. К сожалению, финансовая инфраструктура отечественного ЖКХ представляет собой дырявое ведро. 90% населения добросовестно платят за коммунальные услуги, но их деньги постоянно где-то теряются. За год задолженность выросла более чем на 60 млрд рублей. И пока ситуация не изменится, банкам будет проблематично вкладывать деньги в жилищно-коммунальную сферу.

Инвестиции в законе
«ЖКХ — это не только головная боль. Это глобальная отрасль российской экономики: потенциал ее эффективности достигает 40%, а ежегодная потребность в инвестициях — 500 млрд рублей. Для того чтобы эти деньги привлечь, за последние годы сформировано комфортное для инвесторов законодательство: принято 94 нормативных документа и 10 федеральных законов.
Ключевым является переход на долгосрочные тарифы. Начиная с 2016 года это будет уже не возможность, а обязанность всех коммунальных компаний и, соответственно, регулирующих органов. Принципиальный момент: в случае изменения долгосрочных параметров тарифного регулирования за это отвечает региональная власть своим бюджетом».
(Из презентации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на панельной дискуссии «ЖКХ России: новые условия для частного инвестирования» в рамках форума «Сочи-2014»).

Авторы: Никита Логвинов