Чего не хватает Крыму

Своим видением развития нового субъекта России с Отраслевым журналом «Вестник» поделились специалисты, которые не понаслышке знакомы с проблемами полуострова

31.08.2014

Правительство РФ приняло программу развития Крыма: на модернизацию полуострова в 2015 г. будет направлено 100 млрд рублей.

Павел Ручьев, начальник Управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства РФ:
— На автодороги Крыма в этом году будет выделено 4,43 млрд рублей. Состояние автомобильных дорог на территории Крыма в целом оценивается как удовлетворительное благодаря сухому климату и низкой интенсивности дорожного движения.
В то же время из-за старения покрытия имеются локальные участки разрушения асфальтобетонного покрытия. В этом году будет проведена диагностика состояния крымских дорог, которая в подробностях покажет их общее состояние и выявит самые проблемные участки. Распоряжением Правительства РФ Республике Крым из федерального бюджета выделят средства на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог в 2014 г. в размере 4,43 млрд рублей. Согласно перечню поручений президента РФ от 10 апреля 2014 г., в текущем году планируется продолжение строительства ранее начатых объектов автодорог общего пользования на территориях Республики Крым и Севастополя. В первоочередном порядке будут реализованы следующие проекты: строительство обхода Симферополя и транспортной развязки на данном обходе, строительство обхода Севастополя, строительство транспортного перехода через Керченский пролив, строительство и реконструкция автомобильной дороги от Керчи до Симферополя. После определения местоположения мостового перехода через Керченский пролив будет рассмотрен вопрос реконструкции автомобильной дороги Феодосия — Керчь с доведением ее до первой технической категории.

Елена Юрченко, министр курортов и туризма Республики Крым:
— Я уверена, что полуостров Крым появился на земле и получил статус величайшего ордена на груди планеты прежде всего потому, что ему предназначено стать туристической Меккой.
Состояние инфраструктуры Крыма очень разное, я бы даже сказала, пограничное. Туристическая индустрия Крыма, в
которую более двух десятков лет не вкладывалось ни копейки и она выживала лишь за счет собственных заработков и приобретений, конечно, находится в удручающем состоянии. Хотя и здесь есть объекты, которым по отельной категоризации можно поставить честные «три с плюсом» или «четыре с минусом». Если же говорить о частных объектах, то есть такие, которые достойны звания одних из лучших в отельной отрасли, в том числе и Европы. Поэтому все здесь действительно очень разное, но, с другой стороны, может быть это и хорошо? Потому что есть совершенно разная ценовая политика, разный подход и, соответственно, возможность любому туристу найти в Крыму отдых по своему кошельку. А это самое главное. Я уверена, что полуостров Крым появился на земле и получил статус величайшего ордена на груди планеты прежде всего потому, что ему предназначено стать туристической Меккой.

Конечно, пока еще рано говорить о каких-то конкретных инвестиционных проектах. Сейчас есть огромный поток предложений, которые поступают в Правительство Крыма, в наше министерство. Но пока все остается на уровне предложений. Тут надо сказать, что под проектами, которые будут осуществляться совместным финансированием — федеральным, республиканским и частным, мы подразумеваем те 13 кластеров, которые разрабатывает сегодня наше министерство для продвижения турпродукта на 13 туристических территориях Крыма. Мы хорошо понимаем, в чем суть и предназначение каждой из этих территорий, поэтому разрабатываем кластеры, которые помогут нам реорганизовать, реконструировать и модернизировать весь комплекс и выявить все то самое «вкусное», что и называется туристическим продуктом территории.

Игорь Лели, и.о. генерального директора МДЦ «Артек»:

— «Артек» — это идея, а не здания.Сегодня у нас есть все возможности сделать «Артек» большим российским брендом. Сейчас Крыму нужны хозяйственники. Больницы, школы, пансионаты, дороги в Крыму — все это на 90% родом из Советского Союза. Работы очень много. В «Артеке» 10 лагерей, и только три из них — современные. Я строитель, всю жизнь что-то строю и реконструирую. Но я отлично понимаю, что «Артек» — это идея, а не здания. Первые пионеры здесь вообще в палатках жили. Главное — артековский дух, а он сохранился. И грандиозность, масштаб лагеря тоже. У нас очень большая территория: 200 га земли, больше 70 км прибрежной части. Сам я в «Артеке» никогда не отдыхал: во времена моего детства это было чем-то недостижимым. Здесь всегда отдыхали лучшие из лучших. Надо и нам так сделать. Пусть ребенок о чем-то мечтает, к чему-то стремится. Пусть поездка в «Артек» будет для него наградой. А для родителей такая возможность должна стать доступной, осуществимой.
«Артеку» этим летом 89 лет. Дети и сегодня к нам приезжают из 86 стран мира. «Артек» — это важный советский символ, а мы постараемся сделать лагерь большим российским брендом. Будем делать упор на инновационное развитие. Уже заключен договор со «Сколково» и Уральским университетом, который проводит чемпионаты мира по программированию. Не будем забывать и славные традиции «Артека». Я недавно разговаривал с Анатолием Карповым о возобновлении в «Артеке» «Белой ладьи» — всероссийского шахматного турнира между школьными командами. Сегодня «Артеку» нужен большой киноконцертный зал и хоккейное поле, ледовый дворец, нужно реконструировать большой бассейн. В общем, сначала будем делать то, что детям по-настоящему интересно, что способно их увлечь. Пусть получат адреналин и направят энергию в нужное русло. Главная проблема наших детей в том, что они постоянно сидят перед компьютером и мало двигаются. Их постоянно надо от этого отвлекать и увлекать, а у нас есть 21 день, и мы многое можем успеть сделать.

Игорь Тимченко, директор морского агентства «Интерпорт-сервис» (Севастополь, Ялта, Херсон)
— Если брать географическую составляющую, то таких бухт, как от Балаклавы до Севастополя, с такой естественной защищенностью, больше нет нигде. Но яхтенной инфраструктуры как таковой тоже нет. Вот есть стоянка в Балаклаве. А рядом с ней работает карьер флюсовых известняков. Это постоянная пыль, которая, попадая на покрытие яхты, проникает в микротрещины, и через полгода такой стоянки нужно тратить большие деньги на полировку яхты. И цены на стоянку сумасшедшие — около 200 долларов в сутки, а если встать, предположим, на три месяца — 114 долларов. Есть другой причал — с водой, электричеством и даже пунктом пропуска через границу. Но рядом нет ни отелей, ни ресторанов — ничего. Яхты — это первое транспортное средство, на котором в Крым поедут богатые туристы. И если мы хотим сделать здесь туристический рай, то надо открыть двери и встать с табличкой «добро пожаловать». Сейчас же мы предлагаем закрытые двери и строгого швейцара на входе. Инвестиционные проекты, которые сейчас существуют, скорее прожекты. В Крыму можно сделать Монте-Карло, и люди готовы вкладывать сюда деньги. И космических проектов для этого не нужно. Сделайте нормальные марины, сделайте упрощенное законодательство для Крыма, Анапы, Новороссийска — всего региона. В Ялте порт «мертвый», он выживал только за счет круизных лайнеров, а из-за последних событий они сюда не заходят. Уверен, что скоро эта ситуация изменится, но в данный момент порт просто теряет деньги. А ведь в Ялте можно создать яхтенный мирок, систему молов — вот это проект, да. Мы знаем, что в Крыму планируют создать особую экономическую зону, и очень надеемся, что это повлечет позитивные изменения.

Сергей Доля, профессиональный путешественник, ресторатор:
— Как обычно человек выбирает, куда поехать в отпуск? Всегда есть какая-то основная «фишка». Море, например. Ну, а дальше начинаешь думать: а что там есть кроме моря, что еще можно увидеть, попробовать? Одного моря недостаточно. Так вот Крым — это не только про море. Крым должен оставаться самобытным. Не надо делать из него вторую Турцию или Сочи. Пускай в Сочи сейчас есть инфраструктура, но там очень маленькая линия пляжа и всегда слишком много народу. Если говорить об отдыхе в Крыму, я бы даже не пытался попасть в супертуристические Ялту или Алушту, а советовал бы проехать по западному или восточному побережьям: там огромное количество пляжей, практически диких, и при этом прекрасное море с песчаными пляжами, а не галькой, как в Ялте. До статуса курорта для гастрономического туризма Крым пока не дотягивает. Потому что это все-таки предполагает какие-то рестораны, которые работают только на местных продуктах. Там такого мало. Есть ресторан «Остров» в Севастополе — самый лучший в Крыму на сегодняшний день. Там все готовят как раз на местных продуктах. Но гастротуризм — об этом рано говорить. По поводу винных производств Крыму тоже есть куда расти и что делать. Но уже сейчас появляются частные винодельни, которые вполне могут посоперничать с Европой. Есть там такой винодел — Павел Швец. Года три-четыре назад парень приехал из Москвы, купил виноградник и делает свое вино. Он один из лучших сомелье в России и вино делает очень достойное.

Я был в нескольких санаториях. Конечно, это такой замороженный Советский Союз. Ничего не поменялось с тех времен. Но приличные гостиницы тоже появляются. Тот же Radisson Blu в Алуште. Дороги оставляют желать лучшего. Проехать можно, но асфальтовое покрытие — как после бомбежки. Лучше ездить на внедорожнике или просто очень медленно. Да, пока что здесь не стоит рассчитывать на европейские сервис и инфраструктуру. Но сейчас абсолютно идеальное время, чтобы поехать в Крым. Насладиться огромным радушием и гостеприимством крымчан. Там все очень воодушевлены вступлением в Россию. Сами украинцы сейчас стали меньше приезжать — отдыхающих меньше, чем в прошлые годы. Поэтому здесь рады каждому туристу, особенно из России.