Юрий Криволапов: «Если предприятие подключено к централизованной системе ливневой канализации, оно должно отвечать за качество своих сбросов»

МСУП по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений занимается ремонтом и строительством подземных и надземных пешеходных переходов, мостов и путепроводов

07.08.2014

МСУП по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений (МСУП по PC и ЭИС) занимается ремонтом и строительством подземных и надземных пешеходных переходов, мостов и путепроводов, эксплуатацией систем ливневой канализации г. Ростова-на-Дону. Эти объекты находятся не только в городе и Ростовской области, но и за ее пределами. Какие перспективы видит перед собой организация и какие решения для улучшения содержания своих объектов она готова предложить, «Вестнику» рассказал директор предприятия Юрий Криволапов.

— Юрий Петрович, городская ливневая система канализации в последнее время обсуждается в свете двух проблем: она не очень хорошо справляется с ливневыми осадками, а стоки, попадающие прямиком в Дон, нарушают экологию реки. Как вы решаете эти вопросы?

— Система ливневой канализации в городе делится, грубо говоря, на три блока. Первый блок, находящийся на балансе у департамента автомобильных дорог города, — это ливневая канализация на магистральных дорогах, а также дорогах городского значения, по которым проходят маршруты общественного транспорта. Второй — второстепенные автодороги, состоящие у нас на балансе. И третий блок — внутриквартальная ливневка, которая находится во дворах жилых домов, ее эксплуатируют районные департаменты благоустройства. Последние три года также активно развивается программа выявления бесхозных систем ливневой канализации, которые потеряли своего балансодержателя в 90-е годы. Эта работа ведется постоянно. Так, в прошлом году мы приняли на баланс 27 таких систем, и до конца этого года планируется принять еще 10 объектов. Для систем канализации, находящихся у нас на балансе, постепенно, по мере финансирования, выполняются регламентные работы по их содержанию и восстановлению технически исправного состояния. Что касается второй части вопроса, то мы отвечаем за строительную часть систем. Так как все ливневки через ручьи, балки, реки Темерник, Мертвый Донец и т.п. сбрасывают стоки в р. Дон, то сточные воды должны быть очищены абонентами централизованных систем водоотведения до требуемых нормативов и отвечать, как того требует законодательство, за превышение нормативов.

Многие заблуждаются, думая, что если они получили техусловия на подключение к нашей ливневке, то они не обязаны строить у себя очистные сооружения. Ведь городу попросту негде строить стационарные очистные сооружения ливневой канализации. С 1 января 2015 года начнет действовать федеральный закон, согласно которому абоненты будут начислять и платить за негативное воздействие на окружающую среду в части сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты (р. Дон). После взятия проб при превышении нормативных показателей будет производиться доначисление платы абонента за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, если будет установлен тариф на очистку сточных вод абонентов, то нагрузка на бюджет муниципалитета в части содержания ливневых канализаций уменьшится, так как часть денег будут компенсировать организации, пользующиеся городской ливневой системой. В настоящее время мы прорабатываем вопрос по применению локальных систем очистки (фильтров) на выпуски сточных вод в водные объекты, и в ближайшее время будет установлена опытная партия фильтров для изучения их в работе и возможности дальнейшего применения. В основном это будет зависеть от площади водосбора и пропускной способности трубопровода. Опыт эксплуатации очистных сооружений ливневой канализации на привокзальной площади показал, что сточные воды, которые мы сбрасываем в Темерник, значительно чище, чем сама вода в реке. В р. Темерник, которая протекает через весь город, сбрасываются бытовые и промышленные сточные воды от частного сектора и предприятий. При этом многие не понимают, какой урон наносится экологии. Думаю, за годы перестройки люди потеряли какие-то моральные ценности, перешли на «меру рубля», не задумываясь, что мы оставим после себя.

— Непростая ситуация сложилась в городе и с содержанием дорог, особенно в зимнее время. И я знаю, что вы готовы взять на себя частичное участие в этой работе, предлагали идеи...

— Да, мы пытаемся работать с администрацией по этому вопросу, высказывать свои предложения. Суть в том, что в зимний период мы в основном работаем по старинке — с песко-соляной пастой. Но это уже позавчерашний день.
В европейских странах с аналогичным климатом никто так уже не работает. Сегодня используются современные технологии, такие как увлажненная соль, бишофит и другие. К примеру, количество увлажненной соли с увеличенным температурным диапазоном требуется в полтора раза меньше, чем ее содержится в песко-соляной пасте. Кроме того, она не так вредна, поскольку ее раствор уходит в ливневки и не оставляет после себя на поверхности песок, который забивает системы канализации, разносится пылью практически до июля. В зимнем содержании за дорогами самое главное — превентивная обработка до снегопада, потому что после нужна уже «тяжелая артиллерия» по устранению последствий стихии. И потом, выпуская бульдозеры или автогрейдеры для ликвидации последствий снегопадов (наледей, накатов, сугробов и того подобного), разрушается асфальт, а затем весной начинаются жалобы на некачественное дорожное покрытие. Таким образом, при разумном и ответственном подходе можно решить целый комплекс проблем. И как вывод, необходим центр по анализу дорожной ситуации в городе, принимающий ответственность за принятые решения по превентивным мерам предотвращения коллапса на дорогах, а также по ликвидации последствий стихии. Данный центр — это сердце наших дорог, которое соединено городскими метеостанциями, дорожными организациями, ГИБДД, ГО и ЧС. В нем должна вестись постоянная программная обработка данных с почасовыми рекомендациями по недопущению и устранению тех или иных негативных факторов,
возникающих на нашей городской дорожной сети. Но самое главное — нужно всегда помнить что при любой негативной ситуации страдают жители и гости нашего города.

— Кстати, какими проектами вы сейчас еще занимаетесь?

— Заканчиваем ремонт двух путепроводов: на трассе Москва — Харьков — Крым (в российской ее части). Один мост находится под г. Орел, второй — в Тульской области, где-то в 60 км от Домодедово. Эти объекты будут сданы в июле. Недавно приступили к ремонту еще одного моста, тоже в Тульской области, и к строительству надземного пешеходного перехода на участке трассы Курск — Воронеж, неподалеку от Курска. Кроме того, мы заключили договор с «Мостоотрядом-10», который занимается реконструкцией Ворошиловского моста. Здесь мы выполняем работы по строительству подземного пешеходного перехода со стороны южного подъезда к Ворошиловскому мосту, по нему пешеходы будут направляться к новому стадиону на ЧМ 2018 г.

Все эти проекты требуют укрепления материально-технической базы. Так, недавно мы закупили большой экскаватор Volvo, экскаватор JCB, трехосный КАМАЗ, мостовую платформу, гидроподъемники. Суммарно за последние два года приобрели техники в лизинг примерно на 20 млн рублей.

344010 г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 29, тел.: (863) 232-52-46

Авторы: Ольга Лазуренко