Пилотный проект энергосервиса

Города Ростовской области выбраны площадкой для внедрения эффективных технологий ресурсосбережения

07.08.2014

Ростовская область расширяет спектр внедрения энергосберегающих технологий, направленных на повышение эффективности работы жилищно-коммунального комплекса, привлечение в эту сферу частного капитала и снижение затрат населения на услуги ЖКХ. Первые пилотные проекты уже запущены в Каменске-Шахтинском и Новошахтинске. Проблемы и перспективы ресурсосбережения обсуждались на форуме «Повышение энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве через энергосервисные контракты», собравшем руководителей теплоснабжающих организаций, заместителей глав муниципальных образований Ростовской области по вопросам ЖКХ и экспертов.

Энергосервисный контракт представляет собой такую форму договора, при которой энергосберегающие технологии внедряются с целью снижения эксплуатационных расходов. Он может быть заключен между организацией коммунального комплекса (УК) и инвестором (энергосервисной организацией), который привлекает собственные деньги. Снижается потребление того или иного ресурса, соответственно, выравнивается экономическая и финансовая деятельность конкретного предприятия. Экономия от реализации новых технологий остается в распоряжении компании, оказывающей услуги энергосервиса, на весь период обслуживания по контракту. В части оказания коммунальных услуг населению это найдет выражение в долгосрочных тарифах, при переходе на которые повысится энергоэффективность. — Высокий износ оборудования приводит к необходимости проведения поэтапной модернизации основных фондов коммунального комплекса, — говорит заместитель министра ЖКХ РО Андрей Ковалев. — И начать необходимо с проведения мероприятий по энергосбережению, которые осуществляются в рамках законов по энергосбережению, по теплоснабжению и по водоснабжению и водоотведению. Прежде всего это повсеместная установка современных приборов учета. В Ростовской области в 2013 г. их было установлено 40 816, в текущем году запланировано — 42 000, в 2015-м — 43 000, в 2016-м — 44 393 прибора.

— Мы рассматриваем заключение энергосервисных контрактов и с организациями бюджетной сферы: детсадами, школами, больницами. Здесь аналогично путем фиксации установленных им лимитов на долгосрочной основе возможно возвращать инвестиции, которые будут приносить энергосервисные компании. Таких компаний уже немало, и у нас есть задумка создать на территории РО энергосервисного оператора, который возьмет на себя все функции: от установки приборов учета в рассрочку, энергоаудита до всех последующих шагов в рамках контракта. Энергосервисные контракты у нас уже действуют в системе теплоснабжения и организации уличного освещения, — добавил замминистра.

На XVIII Петербургском международном экономическом форуме в мае этого года Ростовской областью подписаны меморандумы по реализации двух крупных инвестпроектов. Один из них направлен на модернизацию системы теплоснабжения в Азове (объем инвестиций — 840 млн рублей), инвестор RE VI (Словакия), другой — на реконструкцию и модернизацию системы теплоснабжения в Каменске-Шахтинском и Новошахтинске (объем инвестиций — 1,726 млрд рублей), инвестор ЗАО «Интегратор энергетического комплекса» (г. Санкт-Петербург).
— Для своих проектов мы выбрали города Ростовской области — Новошахтинск и Каменск-Шахтинский, — комментирует генеральный директор ЗАО «Интегратор энергетического комплекса» Дмитрий Хмелюк. —
В тесном взаимодействии с региональным министерством ЖКХ удалось в короткие сроки преодолеть немало проблем, вставших на нашем пути и актуальных для многих субъектов РФ, таких как отсутствие достаточных знаний на уровне органов исполнительной власти и рабочих команд, призванных реализовывать мероприятия, недостаточное понимание технологии внедрения тепломеханического оборудования и т. д. — Здесь необходим комплексный подход, включающий в себя четыре обязательных составляющих: учет энергоресурсов, построение центра диспетчеризации, модернизация объектов теплоснабжения и выполнения требования ФЗ-190, там, где это возможно, в части внедрения на объектах закрытых схем теплоснабжения вместо открытых, — считает представитель генподрядчика. По его словам, заключение энергосервисного или концессионного контракта — действенный способ привлечения внебюджетного финансирования, долгосрочного взаимодействия инвестора и государства с целью решения накопившихся проблем в ЖКХ. Участники круглого стола пришли к выводу, что муниципальным образованиям следует активизировать работу по привлечению частного капитала в эту сферу, в производственных программах организаций коммунального комплекса предусматривать выполнение мероприятий энергосбережения. Не менее важно завершить в регионе 100-процентную установку общедомовых приборов учета энергоресурсов и обеспечить их ввод в эксплуатацию.
Авторы: Юлия Градова