Йорг Либшер: «Первые «Ласточки» уже в пути»

30 мая общественности был представлен первый электропоезд «Ласточка» (Desiro RUS), произведенный в России

06.08.2014

Прославившиеся во время зимних Олимпийских игр в Сочи, эти поезда обещают стать настоящим ноу-хау в модернизации транспортной системы РЖД. В целом для нужд РЖД компания «Сименс» поставила из Германии 54 «Ласточки», 45 из которых уже эксплуатируются в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани и Сочи. Сможет ли компания сохранить немецкое качество на российском заводе и какие еще направления развития в России считает приоритетными, «Вестнику» рассказал Йорг Либшер, директор департамента рельсового транспорта «Сименс» в России.

— Планировалось, что совместное предприятие группы «Синара» и «Сименс» — «Уральские локомотивы» — поставит ОАО «РЖД» дополнительно 1200 вагонов «Ласточки» до 2020 г. Как, по вашим оценкам, «Ласточки» прошли испытания Олимпиадой? И как планируется развивать производство?

— В мае прошлого года мы приступили к производству «Ласточек» на территории России, сварив первый в истории российского железнодорожного машиностроения алюминиевый кузов на нашем совместном предприятии — заводе «Уральские локомотивы». 30 мая этого года был представлен первый поезд из заказа 1200 вагонов, контракт на производство которых был подписан в 2011 году. До конца этого года будет выпущено еще восемь электропоездов «Ласточка». А до конца 2020 г. компания «Российские железные дороги» получит все 1200 вагонов, локализированных в России. По ходу выполнения этого контракта количество российских предприятий-поставщиков компонентов для этого проекта будет планомерно увеличиваться. Это позволит уже через три года максимально (до 80%) локализовать производство этого подвижного состава на территории России. Для этого нам потребуется найти российских поставщиков, соответствующих стандартам «Сименс» по качеству, надежности, техническим нормам и системе соблюдения правовых и этических норм. Мы уже сертифицировали часть поставщиков и продолжаем активную работу в этом направлении. Дополнительные средства про-инвестированы в завод «Сименс Электропривод» по производству электрических компонентов: тяговых двигателей, преобразователей и сетевых фильтров для проекта Desiro. В настоящий момент мы занимаемся локализацией производства тележек, первые рамы уже сварены.

Во время Олимпийских игр в Сочи электропоезда «Ласточка» ежедневно совершали по 280 поездок, обслуживая международные спортивные мероприятия. За это время было перевезено 3,7 млн человек, в день — около 300 тыс. пассажиров. Техническая готовность поездов оценивалась на 99,7%. В марте «Ласточки» использовались для перевозки маломобильных граждан, здесь предусмотрены все условия
для комфортного пребывания данной категории пассажиров. Так что наши электропоезда, их комфорт и удобство уже были оценены миллионами пассажиров в разных городах.

— В ближайшие годы планируется провести строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань, компания «Сименс» выражала желание принять участие в этом проекте. В чем вы видите свою роль в запуске этой ВСМ? Какие технологии и инновации вы готовы предложить для нее?

— «Сименс» принимает участие в развитии высокоскоростного движения в различных странах — Германии, Испании, Нидерландах, Китае и пр. И в России мы готовы предложить самый современный подвижной состав для скоростей до 400 км/ч, а также локализацию своих технологий.
Принимая во внимание активное обсуждение возможных схем реализации проекта строительства ВСМ Москва — Казань, а также взаимный интерес сотрудничества российской промышленности с немецкими компаниями в реализации высокоскоростных линий России, 31 января 2014 г. была организована «Немецкая инициатива для
содействия развитию высокоскоростного движения в России» при участии Российско-Германской внешнеторговой палаты. Ряд крупных немецких компаний, имеющих многолетний опыт реализации проектов ВСМ за рубежом, готовы сегодня предложить его для проекта высокоскоростной магистрали Москва — Казань.

— Помимо прочего «Сименс» известна своей позицией в области устойчивого развития — не только как экологического, но и экономического и социального вопроса. Каким аспектам возобновляемой энергетики в РФ вы сейчас уделяете наибольшее внимание?

— Говоря о перспективах развития возобновляемых источников энергии на российском рынке, необходимо отметить, что потенциал для их развития есть практически во всех регионах страны. СевероЗападный округ имеет условия для развития малой гидроэнергетики и ветроэнергетики. Северо-Кавказский, Сибирский и Дальневосточный регионы подходят для развития малой и большой гидроэнергетики. Камчатка, в свою очередь, может служить платформой для геотермальных электростанций. Однако для эффективного развития ВИЭ необходимо создание определенных условий, в частности «зеленая энергия» должна соответствовать критериям эффективности и экономической доступности, кроме того, существует необходимость создания механизмов эффективного законодательного регулирования. Нужно заинтересовать инвесторов. К сожалению, на данном этапе требования к степени локализации в ветроэнергетике, на наш взгляд, труднореализуемы.

— Какие проекты, связанные с энергетикой, реализованы или реализуются компанией на Юге России?

— «Сименс» поставляла оборудование для распределения электроэнергии на ряд объектов в Сочи (медиацентр, Олимпийский университет, крытый конькобежный центр). Ее оборудование эксплуатируют крупные сетевые компании на Юге, и поставки оборудования для сетей мы считаем одной из приоритетных задач, поскольку сетевое распределение — основа инфраструктуры. Есть несколько проектов с южными филиалами водоканалов для насосных станций. Было установлено специальное оборудование на морские платформы нефтяных месторождений, а теперь планируются поставки на строящиеся стадионы в Краснодаре и Ростове-на-Дону.