Ульрих Акерманн: «Немецкие компании готовы помочь России развивать собственное производство»

Партнерство России с Германией в сфере обмена технологиями и импорта производственного оборудования наращивает обороты уже более 20 лет

17.08.2014

И сегодня немецкие компании готовы не только ввозить сюда свои последние разработки, но и инвестировать в локализацию собственных производств на территории РФ. Однако непростая экономическая ситуация, нестабильный курс валют, а также введенные Россией налоговые и таможенные ограничения, направленные на поддержку собственного бизнеса, не способствуют развитию экономического сотрудничества двух стран. Своим мнением о том, как укрепить деловое партнерство, учтя и продвигая интересы обеих сторон, с «Вестником» в эксклюзивном интервью поделился Ульрих Акерманн, руководитель департамента внешней торговли Немецкого союза машиностроителей VDMA (Verband Deutscher Maschinen und Anlagenbau).

Несмотря на некоторый спад продаж немецкой техники во всем мире, для наших предприятий автопрома и производственного оборудования Россия все еще является важным рынком сбыта. В 2013 г. мы поставили сюда автотехники и оборудования примерно на 7,8 млрд евро. Если говорить по отраслям, это прежде всего строительная техника и техника для производства стройматериалов (10,1%), сельскохозяйственная (7,2%) и подъемная техника (7,2%), авиатехника (6,9%), станки (6,6%), а также оборудование для пищепрома и упаковочные машины (6,3%). Германия опережает Китай, Италию и США по импорту технических средств в вашу страну, несмотря на то, что в первом квартале 2014 г. экспорт оборудования из Германии в Россию снизился примерно на 17,2% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Вместе с тем Россия пока только пятый по значимости рынок для немецких производителей. Большие надежды обеих наших стран были связаны со вступлением России в ВТО. К сожалению, они не оправдались до сих пор, по крайней мере так, как изначально мы это видели. Для защиты от международной конкуренции российские производители во многих отраслях проводят протекционистские мероприятия. Это помогает до определенных пор, однако только на ограниченный срок. Исходя из существующего опыта можно констатировать, что такие меры тормозят технологическое развитие предприятий, вследствие чего российские компании часто проигрывают конкурентную борьбу. Еще один негативный фактор, влияющий на развитие экономических отношений между странами, — неблагоприятное изменение курса рубля. Это удорожает импорт, что ведет к очередному подъему потребительских цен и инфляции в России. Средства производства страдают в первую очередь. Покупатели откладывают принятие решения о закупке необходимого оборудования на более позднюю дату или вообще откладывают в долгий ящик все инвестиционные планы. Уже в 2013 г. импорт машин из Германии снизился примерно на 3,5% по сравнению с прошлым годом, первый квартал в 2014 г. также завершился с минусом. Текущий год, думаю, будет непростым. В то же время мы понимаем, что Россия должна модернизировать свое производство, без этого невозможно двигаться дальше. При этом немецкие машиностроители могут играть значимую роль в этом процессе, выступить как партнеры, поскольку в вопросах качества, функциональности и сложных инженерно-технических решений оборудование и техника «сделано в Германии» по-прежнему номер один в Европе. Считаю, что курс на локализацию наших производств в России (там, где это имеет смысл) правильный и важный.

Серьезным моментом развития двухсторонних отношений стало создание Таможенного союза. Стабилизация структур и унификация процессов в рамках Евразийского экономического пространства сделали нашу совместную работу на рынке более легкой и быстрой. Расширение торговых связей стран Таможенного союза и Евросоюза имело бы, скорее всего, тот же эффект.

Помимо перечисленного, важной составляющей укрепления экономического сотрудничества является развитие немецких компаний в регионах. Сегодня российские и международные предприятия наращивают инвестиции в регионах, в том числе и в машиностроительную отрасль. Разумеется, прямые инвестиции в машиностроение еще относительно незначительны в России. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, в настоящее время предприятия-члены VDMA работают в Татарстане, Краснодаре, Ульяновске. Например, в Краснодаре производитель сельскохозяйственной техники Claas KGaA mbH построил производство уже 10 лет назад и скоро планирует открыть еще одно. Shaeffler и DMG Seiki строят предприятия в Ульяновске (заводы по производству автомобильных компонентов и подшипников, а также металлообрабатывающих станков соответственно). Компании-члены VDMA участвовали в подготовке зимних Олимпийских игр в Сочи как напрямую, так и косвенно. Здесь мы в первую очередь говорим о производителях строительной техники. Например, тоннели между Сочи и Красной Поляной строились с помощью техники из Германии. Чемпионат мира в 2018 г. также дает нашим компаниям неплохие шансы проявить себя. Помимо этого в настоящее время, с точки зрения применения немецких технологий, нам интересна и высокоскоростная железнодорожная магистраль между Москвой и Kaзанью.