Сменится ли спад ростом?

В прошлом году закупки лифтового оборудования в РФ сократились на 4,3 млрд руб. (почти на 22%) по сравнению с 2012 годом

28.07.2014

По данным комитета по статистике и аналитике Национального лифтового союза, в 2013 г. на государственные и коммерческие закупки работ, товаров и услуг лифтовой тематики было потрачено около 7,5 млрд рублей. Несмотря на сокращение спроса на оборудование в стране, объемы закупок в ЮФО благодаря подготовке к Олимпиаде в Сочи выросли с 2 тыс. в 2011-м до 3,5 тыс. единиц в прошлом году. Большинство установленных лифтов (66% от общего числа) импортировано из-за рубежа, хотя в то же время на Юге создаются импортозамещающие производства.

Сегодня в стране эксплуатируется более 530 тыс. лифтов. Большая их часть сосредоточена в жилом фонде. Ежегодно в регионах вводится в эксплуатацию и меняется около 35 тыс. лифтов. Бесспорное лидерство в обновлении лифтового оборудования жилого фонда удерживает Москва и Московская область, где сосредоточена наибольшая часть подъемников. Далее следуют Санкт-Петербург, Приволжский федеральный округ, Омская и Белгородская области. Вместе с тем эксперты Национального лифтового союза авторитетно заявляют, что устаревание лифтового парка в регионах все же идет быстрее, чем его обновление. Определенные надежды связывались с региональными целевыми программами модернизации и замены отслуживших лифтов в МКД. Однако их формирование оказалось весьма затруднительным из-за нерешенности вопроса об источниках их финансирования. Поэтому соответствующие мероприятия включаются в региональные программы капремонта МКД. В Волгоградской области в течение последних лет в рамках региональных программ по капремонту МКД с использованием средств Фонда ЖКХ произведены капремонт и замена 517 лифтов на общую сумму 749 млн рублей. В долгосрочную региональную программу капремонта включено 1526 домов. По данным областного министерства ЖКХ и энергетики, если средств фонда по конкретному дому будет недостаточно для замены лифта, собственники имеют право привлекать банковские кредиты.

Мер специальной господдержки для реализации мероприятий по установке лифтов не предусмотрено. По данным министерства ЖКХ Астраханской области, с 2008-го по 2013 год в рамках капремонтов в 47 МКД Астрахани было заменено 191 лифтовое оборудование на общую сумму 286,6 млн руб. В рамках долгосрочной региональной программы капремонта МКД планируется заменить 2048 лифтов в 587 МКД. По данным Департамента ЖКХ Краснодарского края, в регионе в рамках программы капремонта в 2008-2013 гг. выполнена замена 617 лифтов в 230 МКД на сумму 859,8 млн рублей. В Ростовской области в текущем году запланирована замена 200 лифтов в девяти муниципальных образованиях области. Объем выделенных бюджетных средств — 287,2 млн рублей. Доля софинансирования собственниками мероприятий по замене лифтов составляет не менее 30% от сметной стоимости указанных работ. С 2015 г. меры господдержки будут предоставляться в рамках областного закона «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области». Мероприятия по замене лифтов станут частью региональной программы по проведению капремонта общего имущества в многоквартирных домах в регионе, рассчитанной до 2049 года. Финансирование в рамках новой системы будет осуществляться за счет ежемесячных взносов собственников помещений в многоквартирных домах. Тем не менее некоторые эксперты утверждают, что подобные финансовые схемы не смогут обеспечить серьезный прорыв в решении проблемы обновления лифтового оборудования в жилищном фонде. — Региональные программы по капитальному ремонту домов — это адресные программы, — отмечает руководитель Комитета по аналитике и статистике НЛС, руководитель Единой лифтовой информационно-аналитической системы (ЕЛИАС) Андрей Аникеев. — Если лифт исчерпал свой ресурс еще до того, как настало время капремонта в доме, то совершенно непонятно, где брать деньги на его замену. Невозможно предусмотреть в рамках региональных программ и срочную замену узлов лифта: к моменту попадания дома в списки на капремонт узлы могут и не выйти из строя. Поэтому нужны отдельные программы со своим финансированием. —

Никто не отменял обязанности собственников оплачивать содержание и текущий ремонт общего имущества, поэтому для выполнения работ по текущему ремонту отдельных элементов лифтового оборудования источник финансирования имеется, — отметил и.о. замминистра ЖКХ РО Валерий Былков. — Что касается замены лифтового оборудования, то в региональной программе применен очень гибкий подход. Он заключается в том, что очередность ремонта лифтов построена не по общим, а по специальным критериям. Она определяется в зависимости от даты ввода его в эксплуатацию, нормативного срока службы и прогнозируемого объема государственной поддержки капитального ремонта. Это означает, что в первую очередь при построении региональной программы учитывается срок службы лифтов, чтобы не допустить прекращения их эксплуатации и возникновения неудобств для жителей. По словам Валерия Былкова, динамичную работу по замене лифтов можно организовать и в рамках существующей долгосрочной программы. Понимая важность и срочность решения проблемы ремонта лифтов, в Ростовской области предусмотрены средства областного бюджета на господдержку ремонта (замены) лифтов, которая будет предоставляться в рамках региональной программы капремонта. Сейчас установленный на 2015-2016 гг. объем господдержки областного бюджета на замену лифтов составляет 537,2 млн руб. ежегодно.

Зарубежные производители лифтового оборудования пошли в экономкласс, а отечественные — в бизнес.
По мнению руководителя Единой лифтовой информационно-аналитической системы (ЕЛИАС) Андрея Аникеева, основную массу импортных лифтов до вступления в ВТО составляли лифты премиум-класса. Теперь же больше импортируются лифты массовых серий. А в этой нише отечественный производитель вполне конкурентоспособен. Наши лифты массовых серий хорошо поддаются ремонту. Поиск запчастей не составляет трудностей, уровень технической поддержки от заводов-изготовителей оценивается высоко. На российские лифты не требуется оформлять дополнительные ввозные документы, таможенные декларации, техническая документация — на русском языке. Кроме того, для защиты производителей лифтов на территории Таможенного союза Евразийская экономическая комиссия при участии Национального лифтового союза разработала защитные ввозные пошлины для лифтов массовых серий.

Отечественные производители активно задействуют и такие резервы конкурентоспособности, как снижение затрат на производство и освоение новых модификаций оборудования. Одно из таких предприятий — открытый в Московской области в 2013 г. Серпуховский лифтостроительный завод, который представил марку WELLMAKS. Новое предприятие полного цикла построено «с нуля» и рассчитано на выпуск до 15 тыс. лифтов в год. Продукция ориентирована на рынок элитного жилья, административные и офисные здания, торговые и выставочные центры, аэропорты и т.д. Лифты без машинного помещения позволяют снизить затраты на строительство зданий, так как все оборудование размещается в шахте.
Авторы: Валентина Колесник