О «пользе» непродуманных отраслевых законов

Почему ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не решит проблем ВКХ

11.03.2014
Яндекс.Дзен Instagram
Директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев рассказал об изменениях в сфере ВКХ, которые произошли с введением ФЗ «о водоснабжении и водоотведении», о будущем региональных водоканалов, пользе концессий и поиске современных решений.

Что изменилось в отрасли с принятием ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
— Трудно говорить о серьезных изменениях, когда финансовое положение предприятий ВКХ в целом по стране продолжает ухудшаться. Главная причина — в излишней политизированности ценообразования в коммунальном секторе. Причем ВКХ находится в самом невыигрышном положении. Возможно, из-за недостаточного лоббирования своих интересов. Я никогда не был сторонником отраслевых законов. Это очень несистемное решение проблем. Когда те же проблемы тарифного регулирования, общие по своей природе для коммунального сектора, каждый пытается решить в одиночку. Вот и получается, что в закон о водоснабжении «переписались» нормы из электроэнергетики и теплоснабжения типа единого поставщика, совершенно не характерные для ВКХ. Также сюда попали и все серьезные системные ошибки, связанные с тарифным регулированием, которые в энергетике «заточены» под частную собственность на основные фонды.

О концессиях для водоканалов малых городов
— Проблема водоснабжения и водоотведения малых городов — в высоких удельных расходах, ограниченной платежеспособности потребителей, в нехватке компетенций персонала. Российских крупных операторов интересуют только города с населением более 300 тыс. человек, там, где водоканалы генерируют значительный финансовый поток. На этом фоне исключением выглядит водоканал Арзамаса (Нижегородская область), который находится в аренде у немецкой компании Remondis. И это один из успешных проектов ГЧП в сфере водоснабжения. Проблема укрупнения масштабов деятельности (регионализации) характерна не только для России, но и для многих постсоциалистических стран Европы. Главный рецепт здесь не передача полномочий по водоснабжению наверх, на уровень региона, а поиск совместных решений на горизонтальном муниципальном уровне. Исходя из международной практики, перспективным представляется подход, когда муниципалитеты, объединившись, организуют один лот тендеров на концессию сразу нескольких водоканалов в некоторой совокупности малых и средних городов. После этого каждый из городов-участников подписывает концессионное соглашение с одним из операторов, выигравшим этот лот. Выигрыш получается в эффекте масштаба, в возможности проводить единую техническую политику.

Об изменении правил оплаты подключения к системам водоснабжения
— С 2005 г. после принятия закона «О тарифном регулировании организаций коммунального комплекса» платить нужно не за техусловия, а за подключения, и платить по тарифу, зависящему только от нагрузки, которую формирует по водоснабжению вновь подключаемый объект недвижимости. С принятием отраслевого закона о водоснабжении эти правила изменились. Пытались сделать так, чтобы застройщик платил поменьше, а больше платил существующий потребитель. Мягко говоря, эта идея не соответствует международной практике. Но это еще полбеды. Теперь платить нужно не только в зависимости от нагрузки, но также в зависимости от длины трубы, которая нужна для соединения дома с существующей системой водоснабжения. Но и это не все. Если длина трубы больше 200 метров, то все, что превышает этот размер, должно оплачиваться не застройщиками, а существующими потребителями. То есть должен повышаться тариф для населения за счет увеличения инвестпрограммы. Но сделать этого практически невозможно из-за жесткого политического ограничения тарифов для населения. Вот и получается, что эту часть расходов никто не финансирует. В итоге водоканалы предлагают застройщикам заключать специальные договоры на строительство этих участков по предельно непрозрачным ценам. Таким образом, после этого нововведения сократились тарифные доходы водоканалов, а застройщики получили большую неопределенность в бизнес-планировании расходов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения. Это еще раз о «пользе» непродуманных отраслевых законов. Совсем по Черномырдину: «...а получилось как всегда».
Авторы: Александр Гаврилов