Юрий Шемчишин: «Рынок дорожно-строительной техники нуждается в госрегулировании»

В 2013 г. импорт техники вырос примерно на 12-15%

24.03.2014
Яндекс.Дзен Instagram
Если по итогам 2012 г. зарубежная строительно-дорожная техника занимала более 60% рынка, российская — около 35%, менее 3% — иностранная техника отечественной сборки, то в 2013 г. импорт техники вырос примерно на 12-15%. Одна из основных причин — вступление страны в ВТО. Какие меры требуются для защиты российских производителей, Отраслевому журналу «Вестник» рассказал вице-президент СРО НП «Производители дорожно-строительной, коммунальной и наземной аэродромной техники» Юрий Шемчишин.

— Производственному спаду строительно-дорожной техники способствовало несколько причин. Вступление России в ВТО привело к резкому увеличению поставок техники как новой, так и бывшей в употреблении (выработавшей свой амортизационный срок за рубежом). В нашу страну в 2012 году завезено свыше 42,2 тыс. ед. на сумму 162 млрд рублей (новой — 33951 ед. на сумму 145 млрд рублей, бывшей в употреблении — 8269 ед. на сумму 17 млрд рублей). За 2013 год ввоз техники увеличился примерно на 12-15%. Государство сегодня заинтересовано в динамичном развитии дорожно-строительной отрасли, о чем говорит активное строительство магистралей, увеличение их протяженности, а также работа над повышением качества дорожного полотна. Однако степень его участия в регулировании важнейших отраслевых вопросов минимизирована, что также является одной из существенных причин уменьшения объемов производства. Перспективы Южного федерального округа налицо. Здесь развита промышленность — добыча вольфрама, газодобыча. Региону требуется интенсивно вкладывать в развитие транспортной инфраструктуры, что открывает большие возможности для сегмента строительно-дорожной техники. Также в ЮФО и СКФО динамично растет жилищное строительство — в Северной Осетии, Адыгее, Чеченской Республике, что тоже требует расширения парка техники. Кроме того, осваиваются — и в дальнейшем этот процесс будет только расти — курортные зоны Северного Кавказа. Весной 2014 г. начнется долгожданное строительство южной части Третьей продольной магистрали в Волгоградской области, что позволит наконец разгрузить город от большегрузов. Стоимость составит примерно 80 млрд рублей. Основной промышленный потенциал создания строительно-дорожной техники сосредоточен в Волгоградской, Ростовской областях и Краснодарском крае. Это лишь некоторые примеры, где в настоящее время имеется острая необходимость в строительно-дорожной технике.

Подготовка к проведению чемпионата мира по футболу 2018 г., равно как и участие компаний в других крупных государственных проектах, подразумевает масштабное возведение новых объектов, в том числе строительство федеральных автотрасс. Так что потребность в большом объеме различной дорожной техники резко возрастет. В настоящее время имеется устойчивый спрос на технику. На рынке представлены разнообразные марки, то есть конкуренция присутствует, и довольно высокая, но покупатель больше сконцентрирован на покупке импортной техники. Стоимость иностранной техники выше российской, даже если она высокого уровня. Западные государства инвестируют в машиностроение, поэтому для реализации товара существует целый ряд льготных условий. Также на Западе вкладывают в передовые технологии. В процессе эксплуатации импортная техника намного экономичнее, в конечном итоге ее остаточная стоимость выше и ее проще перепродать. Это лишь некоторые позиции, по которым наша техника значительно уступает ввозимой. В такой ситуации у отечественного производителя давно созрела потребность в поддержке. По прогнозам Global Reach Consulting, в 2014-2015 гг. производство будет расти на 18,7% в год, такая оценка основана на физическом и моральном износе имеющейся техники, который принял угрожающие размеры — до 75%. А темпы строительства дорог, мостов с каждым годом увеличиваются.

Эффективному развитию дорожно-строительного машиностроения в России препятствует ряд системных проблем: общеэкономические (высокие процентные ставки по банковским кредитам, опережающий рост себестоимости продукции за счет увеличения цен на сырье и энергоносители) и отраслевые (недостаточный уровень инвестиций в машиностроение специализированных производств, приведший к тому, что стоимость оборудования, эксплуатируемого более 10 лет, составляет 80% в общей массе оборудования; недостаточное развитие производства компонентной базы). Решение этих вопросов по задумке правительства заложено в государственной программе по развитию промышленности и повышению ее конкурентоспособности. Однако пока отсутствует какая-либо внятная стратегия ее реализации. Заинтересованность государства и бизнеса здесь должна быть обоюдная. В настоящее время отрасль нуждается в такой промышленной политике государства, которая могла бы помочь нивелировать негативные тенденции вступления в ВТО и выровнять спрос на строительно-дорожную технику.

Меры господдержки российских производителей, предлагаемые СРО НП «Производители дорожно-строительной, коммунальной и наземной аэродромной техники»:
— Возвращение практики закупки отечественной техники, установление запретов на допуск отдельных видов продукции машиностроения для целей осуществления закупок, для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
— субсидирование части затрат российских производителей строительно-дорожной и коммунальной техники при ее продаже со скидкой не менее 15% от цены реализации взамен вышедшей из эксплуатации техники (аналогично правилам субсидирования производителей сельхозтехники);
— обеспечение доступа предприятий-производителей к долгосрочному льготному кредитованию;
— содействие продвижению строительно-дорожной техники на внешние рынки;
— расширение перечня выставочно-ярмарочных мероприятий;
— поддержка НИОКР и ОКР;
— поддержка техперевооружения предприятий-производителей;
— субсидирование затрат на образовательные проекты;
— проведение мероприятий по повышению престижа рабочих специальностей;
— осуществление мер допподдержки выпускников — льготы по ипотеке, медицинскому обслуживанию и др.;
— применение норм таможенного контроля в виде установления профиля риска в отношении импортируемой техники;
— проведение испытаний и обязательной сертификации техники.
Авторы: Оксана Зевина