Владимир Бекетов: «Эффективность работы зависит от качества связи парламента с населением»

За день до открытия зимней сочинской Олимпиады творческая группа «Вестника» встретилась с Владимиром Бекетовым, председателем Законодательного собрания Краснодарского края

26.02.2014
Яндекс.Дзен Instagram
За день до открытия зимней сочинской Олимпиады творческая группа «Вестника» встретилась с Владимиром Бекетовым, председателем Законодательного собрания Краснодарского края, на территории которого проходили Олимпийские игры. Естественно, спортивная тема стала одной из главных в беседе со спикером кубанского парламента, но не единственной. Владимир Андреевич поделился с читателями «Вестника» своим видением путей решения задач в сфере ЖКХ, экономики и политики, которые стоят перед властями края. Этим интервью мы открываем цикл публикаций, посвященных наступившему году 20-летия российского регионального парламентаризма.

— Владимир Андреевич, на вашей памяти это не первая Олимпиада в нашей стране?

— Я помню 1980 год, Олимпиаду в Москве, ликование на улицах Краснодара. Это был мощный национальный подъем. Страна жила единым порывом. В то время никто не мог подумать, что Олимпиада придет на Кубань. А сегодня она здесь. И я снова ощущаю тот подъем, который был во время московской Олимпиады. Я уверен, что Олимпиада — одна из наших объединяющих идей. Но главное, я убедился в том, что населению Краснодарского края и, уверен, что и России в целом, очень нужно это событие. Ведь в настоящем спорте огромное значение имеет не только результат, но и воля к победе, порождающая красоту борьбы за нее. Даже сам факт состязаний, участия в них такого количества спортсменов из очень многих стран — это ярчайшее событие мирового масштаба, несущее россиянам импульс гордости за свою страну. Если хотите, это на каком-то этапе национальная идея, которая объединяет наши народы.

— Кубанский парламент по праву считается одним из самых эффективных в стране. В чем секрет успешной работы законодателя?

— Если тебя избрали, то это еще не говорит о том, что ты уже законодатель, что ты умеешь что-то делать. У каждого свой склад ума, и не каждый сможет сам научиться писать эти законы, адаптируемые к жизни. Поэтому должна быть преемственность. Какая-то часть депутатов переходит из предыдущего созыва в новый, а вновь избранные, особенно молодые, учатся у них мастерству. У молодежи есть свое преимущество — новые идеи, а у опытных — умение воплотить идеи в жизнь. А секрет эффективности кроется в связи парламента с населением. В ближайшее время пройдет отчет Законодательного собрания перед населением Кубани. У нас 44 района, отчетные собрания проводятся раз в год в основном в домах культуры, где можно вместить от 500 до 1000 человек. Избиратели могут задавать различные вопросы депутатам своего округа. У нас получилось так, что данное представительство ограничено только двумя фракциями: «Единой Россией» и КПРФ. Но прекрасно понимая важность широкого влияния общественности на законотворческий процесс, мы приняли постановление и организовали экспертно-консультативные советы при профильных комитетах. У нас 15 комитетов, и при каждом совет. В каждом совете 15 членов совета. Таким образом, на 100 депутатов приходится 225 экспертов. При этом партийная принадлежность экспертов не имеет значения. Каждый эксперт имеет право принимать участие в работе комитета с правом совещательного голоса. Если его предложения не приняты или он с чем-то не согласен, он может выступить на сессии парламента при обсуждении соответствующего вопроса. Каждые два года будет проходить ротация, то есть пять человек будут уходить и на их место придут новые, которые также смогут получить законотворческий опыт.

— А потом его применить... Какая из проблем, стоящих перед кубанскими законодателями, наиболее актуальна?

— Трудно выделить что-то одно, поскольку в жизни все взаимосвязано. Ну вот, например, взять тему ЖКХ. Она очень сложна и часто обсуждаема. В 2012-2013 годах, когда остро встал вопрос, связанный с тарифами, мы организовывали выездные заседания комитетов Законодательного собрания, в ходе которых определяли объективность формирования тарифов на услуги ЖКХ, а также на услуги естественных монополий (электроэнергия, газ и т.д.). Не всегда получалось повлиять на снижение тарифов, но потребовать качество у тех, кто поставляет, мы смогли. Людям нужно было объяснять, что если они не будут платить, то это только усугубит их же положение. Мы уже давно завели такую практику: если идет формирование тарифов, то председатель РЭК приходит в Законодательное собрание, где мы все рассматриваем и принимаем соответствующие компромиссные решения. Мы не можем сделать совсем дешево или бесплатно, отрасли нельзя губить. И в то же время нужно работать в направлении создания новых рабочих мест, чтобы люди могли зарабатывать, увеличивать доходы семей и в меньшей мере ощущали неприятные моменты, связанные с оплатой ЖКХ. Второй момент — вопросы обеспечения жильем. Есть такое понятие — инвестиционные вложения. Построил, деньги вложил, но дома не заселены годами. Тем не менее десятки тысяч людей не в состоянии купить жилье и живут в крайне тяжелых условиях. Один из вариантов, над которым мы работаем, но на региональном уровне не сможем решить, заключается в создании доходных домов. Это когда собственник сдает свое жилье по приемлемой, установленной муниципалитетом цене, не платит налоги за полученный доход, а между тем квартиросъемщик платит ему за жилье и отдельно за коммуналку. Без сдачи в аренду жилья казна не получала бы дохода, ведь тепло, газ, вода поступают в эту квартиру и за это надо платить. А так решается вопрос оплаты коммунальных услуг, и, возможно, что в будущем квартиросъемщик выкупит у собственника эту квартиру. Я думаю, что таким образом можно решить вопрос жилья для тех, кто сегодня нуждается в нем.

— Как вы оцениваете эффективность работы Южно-Российской парламентской ассоциации (ЮРПА), которую в свое время возглавляли?

— ЮРПА — это обмен опытом работы, а также подготовка законодательных инициатив. Например, недавно краевые депутаты подготовили обращение к президенту РФ с просьбой отменить постановление правительства о новом порядке регистрации продуктов ГМО. Если этого не будет сделано, уже к 2016 году в России может быть выращен первый урожай зерновых культур на основе ГМО. А это нарушает конституционные права граждан и подвергает угрозе продовольственную безопасность кубанцев и всей страны. Надеюсь, наше предложение обретет статус федерального нормативного акта.

— Каковы планы Законодательного собрания на ближайшее будущее?

— В январе 2014 года мы обсудили с депутатами, что необходимо сделать, чтобы на территории края шла активная реализация положений майских указов президента России. Мы расписали, чем будет заниматься каждый комитет, каждый депутат вместе с администрацией края. В ходе реализации этих указов обязательно возникнет необходимость коррекции регионального законодательства. Мы будем держать руку на пульсе и заниматься этими вопросами в обязательном порядке. Следующий момент связан с необходимостью совершенствования системы местного самоуправления. У нас есть предложения, и мы их сегодня прорабатываем с исполнительной властью и с органами местного самоуправления. Нужно сделать так, чтобы в муниципалитетах появилось больше денег на развитие. Как это сделать? Схематично это может выглядеть так: если сельское поселение соберет 100% арендной платы за землю, то 20% этой оплаты муниципалитет может оставить себе. Но если будет собрано менее 80%, он не получит ни копейки. Та же схема должна действовать и в случае с налогом на имущество. Если мы введем данное правило в правовое поле, то люди поймут, что местное самоуправление есть и им нужно дорожить.

Продолжение интервью с председателем Законодательного собрания Краснодарского края читайте в следующем номере.
Авторы: Игорь Голота