Андрей Шорец: «В Беларуси ЖКУ будут предоставляться по стоимости, установленной государством»

Президент Беларуси 9 октября 2013 года подписал Указ № 461, которым отменена такая форма управления жилфондом, как управление негосударственными управляющими организациями

27.02.2014

Президент Беларуси 9 октября 2013 года подписал Указ № 461, которым отменена такая форма управления жилфондом, как управление негосударственными управляющими организациями. О том, как данный указ будет сопрягаться с концепцией развития ЖКХ Беларуси, а также о том, как решается в республике проблема аварийного и ветхого фонда, какова динамика поступлений инвестиций в энергосберегающие мероприятия сферы ЖКХ, и о многом другом с читателями «Вестника» поделился министр ЖКХ Республики Беларусь Андрей Шорец.

— Андрей Викторович, программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусмотрено поэтапное повышение уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг. Насколько динамика уходящего 2013 года соответствует заявленным в программе целям?

— С 2011 года в республике действует механизм дифференцированной оплаты услуг водоснабжения и водоотведения (канализации) населением в зависимости от объемов их потребления, а с февраля 2013 г. такой же механизм оплаты действует на услуги электро- и газоснабжения. Вместе с тем тарифная политика в Республике Беларусь в текущем году, как и прежде, проводится в увязке с ростом доходов населения. Это, безусловно, основной ориентир при принятии правительством решений о повышении тарифов для населения.
С начала 2013 года осуществлялся поэтапный пересмотр тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, благодаря чему уровень возмещения населением затрат по услугам газо- и электроснабжения действующими тарифами в настоящее время достигает 70%.

— Президент Беларуси 9 октября 2013 года подписал Указ № 461, которым внесены изменения в Указ от 14 октября 2010 года №2 538 «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков», который несколько меняет вектор развития сферы ЖКХ страны. Насколько оправдана отмена такой формы управления жилищным фондом, как управление негосударственными управляющими организациями?

— Насчет того, что указ меняет вектор развития сферы ЖКХ, я не соглашусь. Указ вводит в первую очередь определенные рамки деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков, определяет для них условия предоставления населению ЖКУ, установленные государством для всех организаций сферы эксплуатации жилфонда, и предоставления услуг населению. Что касается управляющих организаций, то практика показала, что сегодня деятельность таких организаций в управлении жилищным фондом оказалась неэффективной, в том числе из-за отсутствия доверия и выбора в их пользу со стороны населения. Классическая управляющая организация должна выступать на защите интересов собственника жилья, а у нас в стране начали происходить обратные процессы, когда управляющая организация — это всего лишь посредник между потребителем услуги и ее производителем, который только заинтересован в получении прибыли. Сегодня в условиях дотирования государством сферы ЖКХ население должно получать основные виды ЖКУ по той стоимости, которая установлена государством. Что касается эксплуатации жилищного фонда и предоставления населению ЖКУ, то сегодня любая организация, независимо от формы собственности, может оказывать населению эти услуги.

— Как Указ №461 будет сопрягаться с Концепцией развития жилищно-коммунального хозяйства Беларуси, предусматривающей до 2015 года перевод обслуживания жилищного фонда на конкурентную основу?

— Концепция — это перспективный документ, устанавливающий основные направления развития системы. В Концепции четко сформулировано, что государство проводит единую политику в отношении эксплуатации жилищного фонда независимо от формы собственности и его месторасположения. Как я уже отметил ранее, никто не препятствует развитию конкуренции в эксплуатации жилищного фонда и предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг. В связи с тем, что эксплуатация жилья непосредственно связана с безопасностью жизнедеятельности населения, функция государства в процессе эксплуатации жилья очевидна. Формирование конкурентной среды в ЖКХ возможно в рамках развития государственно-частного партнерства, при котором четко определяется ответственность сторон, разграничиваются обязанности, неизменными остаются права собственности на имущество и при этом привлекается частный капитал.

В случае же передачи функций по предоставлению услуг ЖКХ исключительно в руки частника, у которого, как и у любой коммерческой организации, основной целью является извлечение прибыли, качество обслуживания, скорее всего, будет страдать. Вместе с тем для развития конкурентной среды в ЖКХ необходимо проведение более гибкой тарифной политики, потребуется изменение традиционной схемы бюджетного финансирования, а также формирование законодательства о ГЧП.
Таким образом, ГЧП является одним из инструментов в арсенале государства, благодаря которому предполагается увеличить объем инвестиций в объекты инфраструктуры и повысить их эффективность и развивать конкуренцию.

— Как решается в республике в последние годы проблема аварийного и ветхого фонда?

— Прирост ветхого и аварийного фонда сдерживается двумя основными путями: капитальным ремонтом жилфонда и строительством нового жилья для отселения граждан из ветхого и аварийного фонда. Ветхий и аварийный жилфонд не имеет тенденции значительного прироста. Так, за последние пять лет он составляет порядка 300 тыс. кв. метров. К общей площади жилищного фонда ветхий и аварийный фонд составляет 0,12%, и проживает в нем 0,1% от общей численности населения республики.

— Какова динамика поступлений инвестиций в энергосберегающие мероприятия сферы ЖКХ Республики Беларусь и какова структура поступления инвестиций? Меняется ли она со временем?

— В системе ЖКХ ежегодно в рамках отраслевой программы энергосбережения реализуются энергосберегающие мероприятия с годовым экономическим эффектом 170-200 тыс. тонн условного топлива. За 9 месяцев 2013 года инвестиции в энергосберегающие мероприятия составили 1,2 трлн белорусских рублей, что на 20% больше, чем за аналогичный период 2012 года.

— Год назад ставилась задача в 2012 году полностью ликвидировать в ЖКХ республики потребление дорогостоящего топочного мазута. Решена ли эта задача?

— Как и планировалось, в организациях жилищно-коммунального хозяйства системы министерства работа по переводу теплоисточников с дорогостоящего топочного мазута на использование природного газа и местных видов топлива завершена в 2012 году,
и с 2013 года топочный мазут используется только в качестве резервного вида топлива (за 9 месяцев 2013 г. на теплоисточниках организаций ЖКХ использовано 5 тыс. тонн мазута, что составляет 0,6% в топливном балансе отрасли).

— Какие первоочередные задачи стоят перед министерством в настоящее время и каковы механизмы их решения?


— По-прежнему основной задачей, которую ставит правительство перед жилищно-коммунальным хозяйством республики, является снижение затрат при оказании ЖКУ, а также обеспечение прозрачности формирования себестоимости этих услуг. В ближайшей перспективе все усилия будут направлены на достижение поставленных задач. При этом надо понимать, что в динамично меняющемся и развивающемся обществе постоянно возникают новые вопросы, решение которых требует зачастую новаторских идей и нетрадиционных подходов, спрогнозировать которые, как и их решение, заранее невозможно.
Авторы: Игорь Голота