Первые шаги Минстроя РФ

Среди инициатив Министерства строительства и ЖКХ РФ самой резонансной стало введение лицензирования для управляющих организаций

04.03.2014
Яндекс.Дзен Instagram
Образованное в ноябре 2013 г. Министерство строительства и ЖКХ РФ превратилось в главного ньюсмейкера отрасли, выступив с рядом законодательных инициатив. Они направлены на стимулирование роста предложения жилья, переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, создание в регионах фондов капремонта многоквартирных домов, привлечение инвестиций в ЖКХ и т.д. Для улучшения качества обслуживания жилищного фонда ведомство Михаила Меня разработало и направило в Госдуму законопроект, ужесточающий требования к управляющим организациям (УО) в сфере ЖКХ. Эксперты считают, что документ требует доработки и в текущем виде негативно скажется на жилищной сфере.

Законопроект предполагает создание открытого реестра УО, получивших лицензии. Порядок выдачи лицензий и требования к организациям будут установлены Правительством РФ. Основными условиями их лицензирования являются наличие материально-технической базы, отсутствие грубых нарушений в течение последнего года, наличие квалификационного аттестата у руководителя. Допуск на рынок будет выдаваться бессрочно и действовать только в пределах того региона, где был выдан. Предполагается, что лицензии будут содержать перечень домов, находящихся в ведении компании, которая должна будет своевременно уведомлять об изменениях в нем жилищную инспекцию. В случае принятия законопроекта региональные жилищные инспекции начнут выдавать лицензии с сентября 2014 г., а с 1 мая 2015 г. без лицензий нельзя будет работать. Инспекциям предоставляются широкие полномочия в области надзора за игроками жилищного рынка. В частности, они получат право без согласования с правоохранительными органами проводить внеплановые проверки и в случае выявления двух или более нарушений отстранять компании от управления конкретным домом. Кроме того, жилинспекция вправе обратиться в суд с требованием аннулирования лицензии, если управдом потеряет право управления более чем 15% домов. Во время судебного разбирательства ресурсообеспечивающие организации должны будут выставлять счета напрямую собственникам квартир, гласит документ.

Законопроект предполагает серьезные штрафы (до 500 тыс. руб.) для управляющих организаций. При оказании некачественной услуги управдом будет обязан возместить потребителям до 30% ее стоимости. Если же компания необоснованно завысила стоимость услуг, то должна будет заплатить тем, кому неправильно выставила счет, 15% с суммы завышения. Злостные нарушители будут дисквалифицированы и внесены в соответствующий публичный список. Слушания в Общественной палате РФ по законопроекту показали, что к нему у многих экспертов есть замечания. Директор саморегулируемой организации НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая отметила, что в целом законопроект должен способствовать введению рынка ЖКХ в режим единого экономического пространства, что и предусматривает Конституция. Однако частные моменты в тексте проекта закона вызывают сомнения: к примеру, предусматриваемый законопроектом механизм приостановления лицензии с помощью специального органа регулирования может негативно отразиться на всех участниках рынка. «Считаю, вмешательства со стороны органа, выдающего лицензию, быть не должно. В подобных случаях процесс должен иметь уведомительный характер, иными словами, должен подаваться иск в суд об аннулировании лицензии и ждать решения суда. Это будет более выгодно как для управляющей компании, так и для собственника», — отметила она. Заместитель генерального директора ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Ольга Сердюк обратила внимание на образовательный фактор в сфере ЖКХ и отметила, что качество услуг здесь может заметно улучшиться в случае, если дополнением к обсуждаемому закону будет введение в образовательную систему страны обучающих программ соответствующим специальностям. Ряд спикеров довольно резко выступили против законопроекта о лицензировании. Председатель Комитета по развитию предпринимательства в сфере жилищного и коммунального хозяйства ТПП РФ Андрей Широков заявил, что вступление закона в силу означает удар по всем участникам этого рынка. Предусмотренные суммы штрафов, отметил он, не отвечают реальным материальным возможностям управляющих компаний: «Если разобраться, какими деньгами располагают УК и из каких средств будут выплачиваться огромные штрафы? Из денег собственников домов, которые предполагаются на содержание дома и ремонт. Это значит, определенный объем работ на доме выполнен не будет, все деньги пойдут на выплату штрафов.» В ситуации, когда не хватает средств для восстановления ежегодно прибавляющегося аварийного жилья, такие условия работы для управляющих неприемлемы. Широков добавил, что в тексте закона полностью отсутствуют договорные отношения и непосредственный собственник жилья, что является нарушением Гражданского кодекса РФ. Ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Института экономики города Дмитрий Гордеев заявил, что законопроект о лицензировании ведет «к усилению тренда администрирования в сфере управления многоквартирными домами» и, по сути, готовит тотальное уничтожение института ТСЖ. Он также отметил, что тестирование председателей УК не имеет никакого смысла, так как это организаторы сложной многопрофильной работы над многоэтажными домами, а не ее непосредственный исполнитель. Поэтому разумнее предъявлять требования к объекту, то есть составлять новые техрегламенты безопасности зданий и сооружений, соответствующие современным реалиям. Коллега Гордеева, руководитель жилищного сектора направления «Городское хозяйство» Ирина Генцлер, считает, что рынок ЖКХ станет полностью закрытым для новых участников, так как законопроект предусматривает условием получения лицензии договор УК с собственниками домов: «Но как человек будет добиваться заключения договора с собственниками, если у него еще не будет лицензии? Собственники в абсолютном большинстве случаев просто не будут подписывать договор с нелицензированными компаниями. Круг замыкается.» По данным отраслевых ведомств Ростовской области и Краснодарского края, на Юге количество управляющих организаций за последний год выросло: на Дону — с 317 до 350, на Кубани — с 256 до 283. По словам заместителя мэра Ростов-на-Дону Владимира Арцыбашева, в городе только 20% УК доказали свою эффективность. «Лицензирование полезно в любом виде: нужно учить управляющих домами, а они ленятся. Может, это подвинет их на повышение своей квалификации. С другой стороны, это негативно отразится на институте ТСЖ. Председатель ТСЖ — выборная должность — не лицензируется, но нелицензированного председателя лишат права управления: или нанимай лицензированного управдома, или под управляющую компанию с разделением функций управления по договору», — резюмирует президент АНО «Ростовская областная ассоциация ТСЖ» Вольдемар Михайлов.